Сведения об образовательной организации

Когнитивная лингвистика. Взаимодействие мыслительных и языковых структур

Ведущая научная школа


Руководитель


Болдырев Николай Николаевич, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ


Руководитель школы, Н.Н. Болдырев в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию «Структурированные атрибутивные словосочетания пропозиционального типа в современном английском языке», а в 1995 г. – докторскую диссертацию «Функциональная категоризация английского глагола» по специальности 10.02.04 – германские языки в Ленинградском государственном педагогическом институте (Российском государственном педагогическом университете) имени А.И. Герцена.


С 1984 г. работал в Тамбовском государственном педагогическом институте в должности заведующего кафедрой иностранных языков, а затем декана факультета иностранных языков. В 1996-2006 гг. – заведующий кафедрой английской филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, в 1996-2014 гг. – проректор по научной работе и международным связям университета. С 2014 г. по настоящее время – директор Сетевого научно-образовательного центра когнитивных исследований ТГУ имени Г.Р. Державина.


С 1998 г. – председатель, заместитель председателя диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора наук по специальностям 10.02.04 – германские языки и 10.02.19 – теория языка в Тамбовском госуниверситете.


В 2000 г. стал обладателем государственной научной стипендии РАН «Выдающимся ученым России».


В 2001 г. за заслуги в области образования награждён нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».


За заслуги в разработке приоритетного научного направления в языкознании, создании научной школы, воспитании и подготовке научных кадров в 2002 г. удостоен почётного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».


В 2003 г. стал инициатором создания Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», деятельность которой состоит в систематизации и популяризации фундаментальных знаний в области когнитивной лингвистики и расширении сфер их применения. С момента основания организации является её президентом.


В 2003 г. стал инициатором основания и главным редактором научно-теоретического журнала «Вопросы когнитивной лингвистики», который издаётся совместно Институтом языкознания Российской академии наук и Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина, входит в Перечень научных изданий ВАК, индексируется в РИНЦ, Международной базе Scopus, входит в Международную базу журналов ERIH PLUS.


С 2012 г. – главный редактор серии «Когнитивные исследования языка», которая издается совместно Институтом языкознания РАН, ТГУ имени Г.Р. Державина и Российской ассоциацией лингвистов-когнитологов, входит в Перечень научных изданий ВАК и индексируется в РИНЦ.


Руководит аспирантами и докторантами специальностей 10.02.04 – германские языки и 10.02.19 – теория языка в Тамбовском госуниверситете, подготовил 23 кандидата и 11 докторов наук по данным специальностям.


Опубликовал более 320 научных и учебно-методических работ. Научный редактор ряда монографий, отв. редактор и член редколлегии серии сборников научных трудов и материалов конференций, зам. главного редактора научно-теоретического и прикладного журнала «Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки». Организатор и участник многочисленных национальных и международных научных мероприятий когнитивной тематики. Выступает с авторскими лекциями по проблемам когнитивной лингвистики в России и за рубежом.



Дата открытия


1997 год


Коды ГРНТИ


16.21



Основной состав научной школы


Количественный состав научной школы: более 90 человек, в их числе – 13 докторов и свыше 70 кандидатов филологических наук, а также молодые ученые (2 докторанта и 9 аспирантов).
Основной состав научной школы: Бабина Людмила Владимировна, доктор филологических наук, профессор; Фурс Людмила Алексеевна, доктор филологических наук, профессор; Гольдберг Вера Борисовна, доктор филологических наук, профессор; Беседина Наталья Анатольевна, доктор филологических наук, профессор; Щербак Антонина Семеновна, доктор филологических наук, профессор; Магировская Оксана Валериевна, доктор филологических наук, доцент; Маслова Жанна Николаевна, доктор филологических наук, доцент; Панасенко Людмила Александровна, доктор филологических наук, доцент; Дубровская Ольга Георгиевна, доктор филологических наук, доцент; Безукладова Ирина Юрьевна, доктор филологических наук, доцент; Виноградова Светлана Григорьевна, доктор филологических наук, доцент; Павлова Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент; Федяева Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент; Кузьмина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент; Чеханова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент; Козлова Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент; Толмачева Ирина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент; Дубовицкая Екатерина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент; Давыдова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент; Куксова Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент; Аносова Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент.



Защиты диссертаций


За период существования школы под руководством членов ее коллектива были защищены 11 докторских и более 70 кандидатских диссертаций.



Описание деятельности научной школы


Основы научного направления школы были заложены в докторской диссертации Н.Н. Болдырева «Функциональная категоризация английского глагола» (научный консультант – д.филол.н., проф. Н.А. Кобрина). Предметом рассмотрения в диссертации являются категориальные значения глагола, относящиеся к области скрытой грамматики. Теоретическая значимость диссертации Н.Н. Болдырева заключается в разработке проблем функционально-семиологической грамматики на основе междисциплинарного анализа и теоретического синтеза идей, связанных с формированием значения знака как в процессе его функционирования, так и на основе комплексного исследования функционально-семиологических процессов, определяющих формирование категориального значения английского глагола в предложении-высказывании. Использование прототипического подхода позволило не только проследить связь между системным категориальным значением глагола и его функциональным осмыслением по принципу вариативности, но и вскрыть другие типы их взаимодействия, основанные на переосмыслении, грамматизации и т.д. и несводимые к вариантно-инвариантным отношениям.


Данные положения были осмыслены в рамках нового подхода к языку как системе средств репрезентации концептуальных сущностей. Перспективным для дальнейших исследований было обоснование многоуровневой модели концептуальной системы языка, рассматриваемой с точки зрения отражения знаний о мире (лексический компонент), репрезентации языкового знания (грамматический компонент) и интерпретации этих знаний (модусные концепты и категории). Категории модусного типа обеспечивают возможности различной интерпретации говорящим того или иного концептуального содержания и формирования на основе этого отдельных смыслов. К числу таких категорий относят: отрицание, аксиологические (собственно оценочные) категории и категории оценочных слов, категорию аппроксимации. Модусные категории объединяют определенные языковые средства на основе общности их концептуальной (интерпретирующей) функции.


Важной составляющей исследовательской программы научной школы является построение общей теории языковой репрезентации знаний на основе изучения особого типа когнитивных структур, связанных с интерпретативной деятельностью человека. Уточняется типология языковых и когнитивных структур и механизмов их взаимодействия. Исследовательская программа также включает разработку новых методов когнитивного анализа: концептуально-таксономического анализа и концептуально-таксономического моделирования, когнитивно-матричного анализа и когнитивно-матричного моделирования (д.филол.н., проф. Н.Н. Болдырев).


На различном языковом материале получила дальнейшее развитие методика концептуального анализа, в частности, предложена методика построения скетч-фреймов, которые позволяют адекватно описать природу концептуальных изменений в процессе порождения нового смысла (д.филол.н., проф. Л.В. Бабина). Разработан прием когнитивной доминанты как основной процедуры метода концептуального моделирования, позволяющего раскрыть процесс концептуального варьирования и динамику речемыслительной деятельности (д.филол.н., проф. Л.А. Фурс). Предложены методики изучения индивидуальных концептов, вербализованных в текстах художественных произведений, исследованы механизмы концептуальной деривации в рамках композиционной семантики. Описаны особенности действия концептуальной интеграции при создании и понимании языковых и речевых единиц определенного уровня; выявлена сфера применения этой операции для изучения семантики разноуровневых единиц.


Отдельным направлением исследования стала разработка типов форматов знания: концептуально-простых (конкретно-чувственный образ, схема, представление, понятие, прототип и т. д.) и концептуально-сложных (пропозиция, фрейм, сценарий, категория, матрица и т. д.) (д.филол.н., проф. Н.Н. Болдырев и его ученики).


Исследовательская программа научной школы включает построение теории вторичной репрезентации концептов в языке (д.филол.н., проф. Л.В. Бабина и ее ученики) и обоснование теории когнитивной лексикологии (д.филол.н., проф. В.Б. Гольдберг и ее ученики); развитие теорий морфологической репрезентации (д.филол.н., проф. Н.А. Беседина и ее ученики), синтаксической репрезентации (д.филол.н., проф. Л.А. Фурс и ее ученики) и прецедентности в грамматике (д.филол.н., доц. Н.А. Голубева); разработку теории ономастической репрезентации (д.филол.н., проф. А.С. Щербак и ее ученики) и теории когнитивной поэтики (д.филол.н., доц. Ж.Н. Маслова). Проанализированы лексические, морфологические и синтаксические средства объективации концептов, изучены особенности вербализации ономастических знаний и способы репрезентации поэтической картины мира.


Важным является уточнение способов репрезентации культурных, индивидуально-авторских, локальных, оценочных, эмоциональных, гендерных, интерпретирующих концептов, рассмотрение метонимического и метафорического способов репрезентации участников ситуаций – субъекта, объекта и их характеристик (работы О.А. Давыденковой, Н.А. Гуниной, Л.А. Панасенко, Л.А. Гиренко, Е.А. Козловой, С.Г. Виноградовой, И.В. Чехановой, И.Н. Толмачевой, Е.Д. Гавриловой, Е.Ю. Дубовицкой, Н.А. Куксовой, В.В. Алпатова, Н.М. Кравцовой, Т.Н. Аносовой, И.Г. Серовой, В.Г. Куликова и др.).


Полученные результаты исследований были учтены при создании единой когнитивной теории языка как интегративной теории репрезентации и оперирования знанием в языке с учетом трех главных аспектов языка: собственно репрезентативного, семиотического и интерпретационного (д.филол.н., проф. Н.Н. Болдырев и его ученики).


Недавней фундаментальной разработкой научной школы является антропоцентрическая теория языка, основанная на исследовании его интерпретирующей функции и способов ее реализации на разных языковых уровнях, в дискурсивной практике и переводе (д.филол.н., проф. Н.Н. Болдырев и его ученики). В этой связи развитие получили теория и метод концептуальной конфигурации (д.филол.н., доц. О.В. Магировская); построена теория интерпретирующего потенциала лексических категорий (д.филол.н., доц. Л.А. Панасенко); обоснована теория эгоцентрического моделирования категоризации пространства (д.филол.н., доц. И.Ю. Безукладова); представлены теория субъектного принципа формирования социокультурной специфики дискурса и метод анализа когнитивно-дискурсивной интерпретанты (д.филол.н., доц. О.Г. Дубровская); предложена теория метакогнитивной реализации интерпретирующей функции языка и разработан метод метакогнитивного моделирования (д.филол.н., доц. С.Г. Виноградова).


Сегодня коллектив ученых работает над новым актуальным проектом по изучению взаимодействия мыслительных и языковых структур – проводит исследование языкового сознания с точки зрения доминантного принципа организации концептуальной системы человека.



Перечень грантов международного или всероссийского уровня, выполненных под руководством или с участием членов научной школы


Министерство образования и науки РФ, Темплан, проект «Исторические и лингво-культурологические основы формирования и сохранения национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации», 2008-2012 гг.
АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобрнауки РФ, проект «Исследование познавательных процессов средствами языка», 2009-2011 гг.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, госконтракт, проект «Исследование взаимодействия мыслительных и языковых структур», 2010-2012 гг.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, госконтракт, проект «Исследование типов и форматов знания в языке», 2010-2012 гг.
РГНФ, проект «Оценочная категоризация мира в русском и западноевропейских языках», 2010-2012 гг.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Репрезентация знаний в языке», 2012 г.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Категориальный уровень представления знаний в языке», 2012-2013 гг.
Министерство образования и науки РФ, госзадание, проект «Исследование языка как системы репрезентации и интерпретации знаний», 2012-2013 гг.
Министерство образования и науки РФ, госзадание, проект «Теория языка как когнитивной деятельности», 2014 г.
РНФ, проект «Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте», 2015-2017 гг.
РГНФ (РФФИ-ОГОН), проект «Язык как интерпретирующий фактор познания», 2015-2017 гг.
РНФ, проект «Доминантный принцип организации языкового сознания», 2018-2020 гг.
РФФИ, проект организации Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивные исследования в гуманитарных науках», 2018 г.
РФФИ, проект «Издание научного труда «Язык и система знаний. Когнитивная теория языка», 2018 г.



Общественная научная организация, созданная при научной школе


Ученые Тамбовской научной школы «Когнитивная лингвистика. Взаимодействие мыслительных и языковых структур» являются мощным стержнем Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов».



Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров


РФФИ, проект «Организация и проведение Международного конгресса по когнитивной лингвистике», 10-12 октября 2012 г.
РФФИ, проект «Организация и проведение Всероссийского научно-практического семинара «Информационные технологии в когнитивных исследованиях языка», 17-28 ноября 2014 г.
Всероссийская научная конференция «Когнитивная лингвистика. Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы», 11 апреля 2014 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации», 25-27 июня 2015 г.
Всероссийская научная конференция с международным участием «Язык и человек: проблемы когниции и коммуникации», 16 мая 2016 г.
РГНФ, проект «Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы когнитивной лингвистики», 14-25 ноября 2016 г.
Ежегодный семинар «Проблемы когнитивной лингвистики» по программе повышения квалификации (по настоящее время).
РФФИ, проект организации Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивные исследования в гуманитарных науках», 17-18 мая 2018 г.