Сведения об образовательной организации

Теория преподавания иностранных языков и культур на основе информационных и коммуникационных технологий

Научное направление


Руководитель


Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работки общего образования РФ.


В 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию «Социокультурный компонент содержания обучения амриканскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением иностранного языка)» (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина), а в 2004 г. – докторскую диссертацию «Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США)» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языка).


С 1997 г. работал в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора кафедры теории и практики преподавания английского языка. С 2012 по 2016 гг. – заведующий кафедрой лингвистики и лингводидактики Педагогического института ТГУ имени Г.Р. Державина. С января 2016 г. по настоящее время – начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. В 2001 г. за заслуги в области образования награждён нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В 2004 г. монография профессора П.В. Сысоева «Концепция языкового поликультурного образования» была награждена Серебряной медалью Всероссийского выставочного центра на выставке «Мир без границ».


С 2010 г. – член диссертационного совета по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук по педагогическим специальностям в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина.


Профессор П.В. Сысоев опубликовал более 200 научных и учебно-методических работ. Неоднократно выступал научным и ответственным редактором сборников научных трудов и материалов конференций, является научным редактором журнала «Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки» (входит в Перечень научных изданий ВАК РФ, индексируется в международной базе научных журналов ERIH PLUS), членом редколлегий научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» (входит в Перечень научных изданий ВАК РФ) и научного журнала «Вопросы методики преподавания в высшей школе» (индексируется в РИНЦ).


Руководит аспирантами по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки»), подготовил 37 кандидатов педагогических наук по данной специальности.



Дата открытия


2014 год


Коды ГРНТИ


14.01.45; 14.25.07; 14.35.05; 14.35.07; 14.37.27



Основной состав научного направления


Количественный состав научного направления: доктора наук - 2, кандидаты наук - 20, аспиранты – 6.
Основной состав научного направления: Поляков Олег Геннадиевич, доктор педагогических наук, профессор, Евстигнеев Максим Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Брыксина Ираида Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, Евстигнеева Илона Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Ежиков Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Грицков Дмитрий Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, Денисова Софья Андреевна, кандидат педагогических наук.



Защиты диссертаций


Грицков Д.М. Развитие социокультурной наблюдательности студентов (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2007.
Кудрявцева Л.В. Использование междисциплинарных телекоммуникационных проектов в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США, профильный уровень): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2007.
Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008.
Сушкова Н.А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009.
Павельева Т.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного Интернет-блога (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2010.
Кошеляева Е.Д. Методика развития социокультурных умений студентов посредством социального сервиса "Вики" (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2010.
Киреева Н.В. Методика развития комбинационных речевых умений студентов (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2011.
Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных Интернет - проектов (английский язык)»: Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2011.
Соломатина А.Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2011.
Кузнецов М.В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинации на интерактивной лекции (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2011.
Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2011.
Черкасов А.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством веб-форума (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012.
Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: Дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2012.
Чернякова Т.А. Методика формирования лексических навыков студентов на основе лингвистического корпуса (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012.
Забродина И.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством современных Интернет-технологий (немецкий язык, специальность "Перевод и переводоведение"): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012.
Пустовалова О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса "Твиттер" (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012.
Рязанова Е.А. Методика формирования грамматических навыков речи студентов на основе лингвистического корпуса (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2012.
Дерябина И.В. Методика обучения учащихся управлению английских глаголов на основе британского национального корпуса (профильный уровень): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Кокорева А.А. Методика обучения студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов (английский язык, направление подготовки «Экономика»): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Прибыткова А.А. Методика формирования навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Борщева О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных Интернет-технологий: Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Ежиков Д.А. Методика развития речевых умений студентов на основе средств синхронной видео-интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»: Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Кулешова А.Ю. Методика развития умений чтения у студентов на основе гипертекста (английский язык как второй иностранный): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Петрунин М.М. Методика формирования полилингвальных лексико-грамматических навыков речи студентов при изучении языков романской группы (на материале французского, итальянского, испанского и португальского языков): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Истомин А.А. Методика обучения студентов устному и письменному диалогическому взаимодействию средствами синхронной интернет-коммуникации (английский язык, неязыковой вуз): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013.
Ильина Е.А. Методика развития умений письменной речи учащихся на основе Интернет-технологий (английский язык, средняя школа): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2014.
Капранчикова К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция»): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2014.
Максаев А.А. Методика развития социокультурных и речевых умений учащихся в процессе реализации международных образовательных языковых проектов (английский язык, профильных уровень): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2015.
Денисова С.А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2015.
Федорова С.А. Методика развития компенсаторных умений студентов в письменном Интернет-дискурсе (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2015.
Попова А.В. Методика обучения технике чтения студентов на основе языковых мультимедийных программ (языковой вуз, английский как второй иностранный язык): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2015.
Свиридов Д.О. Методика обучения грамматической стороне речи студентов посредством вики-технологии: Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2016.
Мерзляков К.А. Методика обучения международной письменной коммуникации студентов направления подготовки «Международные отношения» на основе метода рецензирования: Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2016.
Дудин А.А. Методика развития межкультурных умений студентов на основе коммуникативно-этнографического подхода (английский язык, высшая школа): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2017.
Амерханова О.О. Обучение аспирантов иноязычному письменному научному дискурсу на основе тандем-метода (английский язык): Дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2018.



Описание деятельности научного направления


Цель научно-исследовательской работы в рамках научного направления заключается в разработке теоретических основ и практических методик обучения иностранным языкам и культурам на основе современных информационных и коммуникационных технологий.


В ходе теоретико-экспериментальной работы члены исследовательского коллектива решают следующие задачи:
- разработка основ обучения иностранному языку посредством современных ИКТ;
- определение дидактических свойств и методических функций конкретных ИКТ;
- выявление и обоснование психолого-педагогических и методических условий обучения иностранному языку на основе ИКТ;
- определение номенклатуры языковых навыков и речевых умений обучающихся (по уровням владения иностранным языком), формируемых/развиваемых на основе ИКТ;
- определение номенклатуры социокультурных и межкультурных умений обучающихся (по уровням владения иностранным языком), развиваемых на основе ИКТ;
- разработка методических систем обучения иностранному языку (аспектам языка, видам речевой деятельности) на основе конкретных ИКТ;
- разработка пошаговых технологий обучения иностранному языку на основе современных ИКТ.


Ведущая идея концепции заключается в следующем: современные информационные и коммуникационные технологии создают дополнительные дидактические и методические условия для овладения иностранным языком в аудиторное и внеаудиторное время, иноязычное взаимодействие между участниками проектной деятельности. В основе реализации ведущей идеи положены системный, компетентностный, личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный и поликультурный подходы.


Сегодня коллектив ученых работает над новым актуальным проектом по интегрированному обучению иностранному языку и специальности студентов нелингвистических направлений подготовки.



Перечень грантов международного или всероссийского уровня, выполненных под руководством или с участием членов научного направления


Грант научного фонда Фулбрайт совместно с Государственным департаментом США на проведение исследования «Языковое поликультурное образование (на материале культуроведения США), 2001-2002.
Грант Американских советов по международному образованию на проведение серии семинаров по культуроведению США в регионах России (Москва – Нижний Новгород – Вологда – Дубна – Мичуринск – Моршанск – Тамбов – Казань – Самара), 2003-2004.
Грант Государственного департамента США на реализацию международного Российско-американского проекта по написанию серии пособий по страноведению США, 2004-2006.
Грант Отдела английского языка Посольства США в РФ (Москва) на прохождение дистанционного курса «Использование Интернет-технологий в обучении иностранному языку», 2009.
Грант Министерства образования и науки РФ. Развитие региональной системы непрерывного лингвистического образования в рамках Инновационной образовательной программы ТГУ им. Г.Р. Державина (Приоритетный национальный проект «Образование») – 2007-2009.
Грант Отдела английского языка Посольства США в РФ (Москва) на прохождение дистанционного курса «Контроль в обучении иностранным языкам», 2011.