Сведения об образовательной организации

Духовность личности и общества

Ведущая научная школа


Руководитель


Коваль Нина Александровна, доктор психологических наук, профессор.


Коваль Н.А. проявила себя как высококвалифицированный, профессиональный специалист, талантливый организатор. За эти годы ею были разработаны такие учебные курсы, как «Социальная психология», «Зарубежная социальная психология», «Психология общения», «Юридическая психология», «Социальная психология детства» и др. Много читает лекций, проводит практические занятия, широко использует достижения современной научной и практической психологии. Так, Коваль Н.А. были разработаны авторские курсы «Психология духовности личности», «Психология жизненного пространства», «Психология и психотерапия современной семьи».


Особо широкую известность получила концепция и модель психологических центров. Коваль Н.А. стояла у истоков создания Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на Тамбовщине, успешно работающего с 1994 года. Коваль Н.А. – научный руководитель данного Центра. В нем работают более 30 специалистов социально-педагогического и психологического профилей, 7 лабораторий. Психологический центр является методическим центром подготовки психологических кадров для системы образования, здравоохранения, управления и т.д.


В 2003 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы». В 2010 году присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».



Дата открытия


1999 год.


Коды ГРНТИ


15.41.21



Основной состав научной школы


Количественный состав научной школы: доктора наук – 2, кандидаты наук – 5, аспиранты – 14.
Основной состав научной школы: Коваль Нина Александровна, доктор психологических наук, профессор, Абдалина Лариса Васильевна, доктор психологических наук, профессор, Тенюшев Борис Иванович, кандидат психологических наук, профессор, Бедина Вера Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Комаров Владимир Владимирович, кандидат психологических наук, доцент.



Защиты диссертаций


Научного направления – 85:
3 – диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук;
82 – диссертации на соискание кандидата психологических наук.



Описание деятельности научной школы


В рамках научной школы осуществляется исследование различных аспектов в области психологии развития, акмеологии. Важной формой организации научно-исследовательской деятельности в рамках данной научной школы являются эффективно работающий в течение 14 лет Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (руководитель доктор психологических наук, профессор Н.А. Коваль). Оправдала себя такая форма экспресс-психологической помощи, как служба телефона доверия, что позволяет при консультировании через эту службу отрабатывать современные психотехнологии и методы дистантной психологической помощи с элементами психотерапии.



Перечень патентов, свидетельств на изобретения у членов школы


Хоздоговорные исследования:
Модель профессионального роста личности;
Технология принятия управленческих решений;
Техники управления ситуациями риска;
Психологические детерминанты формирования духовной культуры молодежи;
Аспиранты и кандидатские экзамены;
Духовная культура молодежи в современных условиях.





Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров


V Международная конференция «Диалог: Восток-Запад: Психология славянской нравственности»
Международный семинар молодых ученых по теме «Психологические проблемы самореализации современной молодежи»
Meгународен диjалог: исток-запад:култура, славjанство и економиjа: зборник на трудови: Пятая мегународна научна конференциjа. – Свети Николе
Антропоцентрический науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности
Воспитательная деятельность вуза: инновационный подход
Психологические проблемы самореализации современной молодежи
Потенциал личности: комплексная проблема
Державинские чтения
Современные методы в образовании и стратегии в развитии университетских международных связей
Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20-летия ТГУ имени Г.Р. Державина
Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности
Актуальные проблемы психологии глазами студента
Психолог и вызовы современного мира
Проблемы гуманитарных и социальных наук в современном мире
Психолог в эпоху гражданского выбора



Научные связи


Научная школа Н.А. Коваль успешно сотрудничает с научными коллективами, изучающими проблемы психологии престижа ряда современных профессий, психологического здоровья личности, психологической, акмеологической культуры профессионала, «синдрома эмоционального выгорания» в отдельных профессиях, развития ответственного отношения предпринимателей к своей деятельности, типов дезадаптированных современных семей и т.д. В рамках исследования данных научных проблем контакты поддерживаются с Российской академией государственной службы при Президенте РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Психологическим институтом РАО, Институтом психологии РАН, Санкт-Петербургским государственным университетом, Ростовским государственным университетом, Российским государственным торгово-экономическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Мордовским государственным педагогическим институтом имени М.Е. Евсевьева, Воронежским государственным университетом, Липецким государственным педагогическим университетом, Орловским государственным педагогическим университетом, Карельским государственным университетом, Рязанским государственным университетом им. С.А. Есенина, Смоленским государственным университетом и другими научными коллективами, занимающимися разработкой актуальных проблем по психологии развития, акмеологии. В этом плане взаимосвязи, взаимодействия научных школ приобретают стратегический ракурс.


С данными научными школами в настоящее время организуется сравнительное исследование таких проблем, как рефлексивно-диалогическое взаимодействие в переговорах, педагогической деятельности, коммуникативная компетентность психолога, развитие духовных потребностей в юношеском возрасте. Последняя тема для сравнительного исследования особенно актуальна. Это именно то поколение, которое в тенденции на определенной временной дистанции (как показывают предварительные данные вышеперечисленных научных школ, включая и научную школу Н.А. Коваль) процесса перехода к новому обществу объективно станет активной действенной силой в его преобразовании при решении определенных психологических проблем воспитания.