Сведения об образовательной организации

ФОТОИЗДАНИЯ: РЕДАКТОРСКИЙ АСПЕКТ

Новиков А.А.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 

Затрагивая вопросы функциональных обязанностей редактора при подготовке фотоиздания, следует подчеркнуть то, что на него возлагаются дополнительные задачи, связанные с особенностями издания. Редактор, помимо своих обязанностей, выполняемых при работе с любым другим изданием, должен уметь отбирать, оценивать фотоматериал для альбомов и книг. Он должен разбираться в особенностях фотоизображения, знать специфику изобразительного языка, должен знать жанры фотографий. Он должен, как и фотограф, "мыслить кадрами". Художественный редактор не может заменить редактора, отвечающего целиком за издание.

Фотоиздание строится по тщательно продуманному сценарному плану, по разворотному кадроплану. От редактора требуются способности к пространственному и визуальному мышлению.

Дальнейшее исследование вопроса можно проводить в следующих направлениях:

  1. Исследование особенностей построения визуального ряда, представляющего собой содержательную и композиционную основу издания.
  2. Исследование взаимодействия фотоповествования и текста.
  3. Изучение особенности восприятия фотоизданий различными группами читателей.
  4. Изучение возможностей применения компьютерной техники в подготовке фотоизданий.

Как показывает практика, компьютерная техника повышает качество подготовки оригинал-макетов, создания иллюстраций и оформления фотоизданий. Например, такие программные продукты, как Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Indesign и другие, позволяют существенно улучшить качество подготовки макетов фотоизданий. Существуют также специализированные пакеты программ для создания фотокниг, например PXL Soft DG Foto Art - эта программа дает возможность кроме размещения фотографий использовать цветокоррекцию к каждой фотографии, имеет внутри себя большой набор шаблонов и масок, а также позволяет сохранять новые пользовательские шаблоны, основной ее недостаток, плохая работа с русифицированными шрифтами, поэтому приходится прибегать к комбинации программ, для нахождения оптимального результата.

Анализ уровня редактирования фотоальбомов и фотокниг свидетельствует о том, что издатели часто опираются на критерии оценки, которые не учитывают природу фотографии. Поэтому представляется важной и актуальной задача изучения фотоматериалов как основы фотоизданий, выявления аспектов, которые определяют работу редактора, обоснования критериев оценки фотографий. Актуальной представляется и задача определения возможностей использования редактором знаний из смежных областей, что позволит углубить собственно теорию редактирования.

Одним из аспектов редакторского анализа фотокадров, предназначенных для издания, является оценка композиционных приемов внутри отдельного снимка. В процессе анализа различных композиционных решений были выявлены приемы построения изображения, влияющие на раскрытие замысла съемки. Редактор учитывает такой показатель, как крупность плана (общий, средний, крупный, фрагмент). Каждый из планов имеет свои изобразительные возможности и смысловые ограничения.

При подготовке изданий необходимо учитывать ракурс, который определяется точкой съемки: верхней, средней, нижней. Выбор ракурса требует своего логического обоснования содержанием снимка и идеей автора. Жизненность и правдивость фотоизображения будет зависеть от того, насколько выразительно в нем переданы характеристики реального мира.

Кроме того, важную роль в характеристике фотографии играет выбор перспективы изображения. Правильно построенные перспективы вызывают у читателя-зрителя ощущение глубины пространства, усиливают жизненную правдивость изображения и его художественную выразительность.

При подготовке издания изобразительное решение может потребовать использования снимков различных форматов. Для раскрытия темы и построения сюжета снимка редактор выбирает определенный формат изображения, решая таким образом вопрос о заполнении картинной плоскости, и ее наиболее рационального использования, учитывая и изобразительные возможности фотографии при выделении тех или иных объектов изображения.

Например, в фотографии применяют различные способы композиционного решения для получения изобразительного акцента на объекте изображения, который должен доминировать, привлекать внимание читателя. Редактору необходимо оценить правильность выбора композиции.

Важным аспектом анализа кадра является композиционное равновесие. «Уравновешенные» и «неуравновешенные» композиции определяются смысловыми задачами кадра. Например, принцип равновесия может быть сознательно нарушен автором в целях достижения определенного изобразительного эффекта.

Фотоальбом, как вид фотоиздания, отражает все типологические характеристики изоизданий и их вида - альбомных изданий, но вместе с тем имеет свойственные только ему специфические особенности.

Фотографии, составляющие изобразительный ряд издания, имеют определенные свойства, на основании которых формируется фотопроизведение. Изображение, составляющее содержание альбома, представляет собой специфическую форму отражения действительности и не может быть заменено словесными описаниями. Можно утверждать, что тексты к фотографиям выполняют дополняющую функцию.

В теоретических трудах фотокнигой часто называют весь комплекс изданий, созданный на основе фотоматериалов. Это неверно, так как приводит к терминологической синонимии: фотоиздание - фотокнига.

Изучение конкретных изданий позволило сделать вывод, что в фотокниге основное произведение реализуется изобразительным рядом, а литературное произведение, имея самостоятельное значение, выполняет дополняющие функции, являясь в то же время необходимым элементом фотоиздания, без которого нельзя реализовать его целевое назначение. Важные сущностные характеристики фотоизданий определяются взаимодействием изображения и слова.

Характер текста может служить одним из признаков отличия фотоальбома от фотокниги. В фотоальбоме текстовой ряд составляет справочный аппарат издания, включая подписи к фотографиям, вступительную статью, комментарии к изображению и другие элементы, которые не образуют связного текста и в совокупности не являются целостным произведением.

Для фотокниги характерно наличие целостного текста, который выполняет информационную и организующую функции и вместе с фотографией составляет произведение данного издания. На основе анализа фотоальбомов автор пришел к выводу, что вступительная статья в таких изданиях носит характер содержательного обзора, своего рода справочника к фотографическому материалу.

В ней, как правило, содержится большой объем информации по соответствующей области знания или сфере деятельности, раскрывающей значение и важность изображаемого на фотоснимках.

Целью вступительной статьи в фотокниге является создание у читателя определенного психологического, эмоционального настроя, то есть подготовка к восприятию содержания книги. Во вступлении автор нередко излагает основную идею, главную мысль своего произведения.

Функции слова в фотоиздании: композиционная, информационная, управляющая, эстетическая. К типоформирующим признакам фотоизданий нужно отнести такие признаки, как качество восприятия фотоиздания и особенности его воздействия на читателя-зрителя. Восприятие читателем-зрителем фотоиздания усложняется в зависимости от содержания, расположения, взаимодействия фотоизображения и литературного произведения. В фотоизданиях реализуется особое соотношение фотографий и текста, причем текст выполняет вторичные функции.

Ступени редакционно-издательского процесса при создании фотоальбома и фотокниги включают в себя: рассмотрение авторской заявки, работа над сценарием, работа над поразворотным кадропланом, отбор фотоматериалов в соответствии со сценарным планом и кадропланом, работа над текстовыми материалами, работа над макетом (монтаж фотоматериалов, верстка).

Редактор должен оценивать такие качества фотографии, как подробность показа произведения (общий вид, фрагмент, средний план, ракурс, цвето-теневая характеристика) и границы охвата предметов (степень детализации, перспектива изображения, точка съемки, окружающие предметы). Использовать систему критериев оценки фотографий, отбираемых для издания. Среди которых: информативность, документальность, художественность снимка, достоверность, визуальная точность, фиксация нужного момента, статичность или динамичность кадра; характер композиции, формат, выбранный план отражения объекта, границы охвата объекта; взаимосвязь всех элементов, обеспечивающая целостность и выразительность.

Методика работы редактора определяет последовательность фоторяда. Общая методика отбора редактором фотографий предполагает определенный порядок работы: сначала отбираются основные, узловые, главные кадры, затем — второстепенные, дополнительные. При этом необходимо учитывать разновидности используемых изобразительных материалов. Анализ изданий показал, что основной единицей в издании является разворот, поэтому редактору следует проводить оценку фотопроизведения по разворотам.

Особенности создания художником рабочего макета издания, которые учитывает редактор, организуя работу над изданием. Общая методика организации процесса, определяющая последовательность: соединение кадров на развороте, анализ монтажной фразы, установление связей между монтажными фразами.

Показано, что необходимо учитывать специфику воздействия на читателя-зрителя двух соседних кадров, помещенных на одном развороте. Предшествующие развороты существуют у воспринимающего изображение уже как след в памяти, а последующие находятся в области неизвестного.

Несколько монтажных фраз связываются между собой с помощью какого-либо композиционного приема. Общая закономерность взаимодействия фотоматериалов. Редактор должен учитывать, что чем больше общих признаков связывают фотокадры, тем легче воспринимается монтаж как единое целое.

Редактирование текстового материала в фотоизданиях имеет свои особенности. Редактор оценивает и анализирует тексты по частям: сначала вступительную статью, затем развернутые тексты под блоки фотографий, далее подписи, эпиграфы, стихотворения, прозу.

Анализ фотоизданий показывает, что главное правило для редактора и автора текстов состоит в том, чтобы текст не описывал то, о чем читателю-зрителю уже рассказал снимок. Текст должен нести новую информацию, выходящую за пределы содержания кадра, абстрагирующую и обобщающую основной смысл.

Главные направления редакторской подготовки фотоизданий охватывают работу над жанрами фотопроизведений как выражением содержания, приемами композиционного построения внутри кадра как выражения формы, способами построения фоторяда, обеспечением взаимодействия визуальной и вербальной информации.