Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХРАБОТНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХРАБОТНИКОВ

Ильина И.В.
Россия, Курский государственный университет
fpkkursk@ yandex.ru

Новая архитектура российского образования требует кардинального обновления системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Решение этой задачи может быть достигнуто и за счет большей открытости системы, ее гибкости, восприимчивости к запросам рынка труда, учета потребности потенциальных клиентов, требованиям информационного общества [1]. C этой целью в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров создается инновационная образовательная платформа, которая призвана формировать технологические коридоры продвижения инновационного знания, инновационных образовательных продуктов и услуг. В качестве основы подобной платформы может выступать открытая многоуровневая проектно-сетевая модель профессиональной переподготовки и повышения квалификации, построенная на основе инфраструктурной интеграции с основными партнерами.

Модель учитывает все возрастающие тренды конкуренции и сотрудничества между институтами дополнительного профессионального образования, мобильности программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, совместной реализации дополнительных профессиональных программ несколькими образовательными организациями на основе сетевой модели.

Модульный принцип построения дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемых на сетевой основе, позволяет обучающимся более эффективно реализовывать индивидуальные (персонифицированные) маршруты повышения квалификации, что является привлекательным для потребителей на рынке дополнительных образовательных услуг. Универсальные (переносимые) модули, которые представлены в программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, перезачитываются при обучении слушателей по новой программе в различных образовательных организаций. Таким образом, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров реализуется кредитно-модульный подход.

В процессе реализации сетевой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров осуществляется совместное проектирование, коллективное выполнение социально значимых проектов. Таким образом, данная модель может характеризоваться как проектно-сетевая модель, созданная на модульной основе. Она отличается большой гибкостью, мобильностью в предоставлении обучающимся возможности выбора образовательных модулей в соответствии с их профессиональными потребностями и индивидуальными интересами, введения дополнительных модулей на основе требований обучающихся, работодателей, социальных партнеров, ожиданий рынка труда.

Проектно-сетевая модель направлена на создание условий для реализации обучающимися возможностей непрерывного образования с учетом своих профессиональных потребностей и обеспечивает возможность выбора наиболее приемлемых для себя сроков обучения, проектирования. Таким образом, осуществляется формирование персонального образовательного пространства слушателя.

Создание инновационной образовательной платформы предполагает прежде всего новое понимание миссии, которую реализует система профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников с учетом социокультурной трансформации общества, смены структуры занятости, интенсификации конкуренции в сфере дополнительного профессионального образования [2].

Миссия является одним из важнейших элементов разработки инновационной стратегии развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. В современной теории управления существует большое разнообразие подходов к определению понятия «миссия». В широком понимании миссия, по мнению ряда авторов, воплощает философию и предназначение, смысл существования организации. При этом подчеркивается, что философия определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность, а предназначение определяет действия, которые организация намерена осуществлять и то, какого типа организацией она намеревается стать [3, с. 71].

К.М. Ушаков считает, что миссия отражает ценности и цели, реально разделяемые всеми членами коллектива, а не просто провозглашенные администрацией. По мнению ученого, миссия прокладывает маршрут в будущее; вызывает заинтересованность относительно предстоящей деятельности, придает работе эмоциональную окраску; вселяет уверенность и доверие к руководству; дает критерии успеха, указывает на наиболее существенные потребности и интересы; помогает формулировать то, что мы хотим создать; указывает, к чему стоит стремиться; придает значимость работе, которую делают люди в организации [4 с. 119]. Автор высказывает точку зрения, согласно которой миссия может быть инструментом развития организации. В этой связи автор делает имеющий принципиальное значение вывод о том, что планирование должно включать в себя выработку видения будущего организации и формулировку ее миссии.

У. Хойлем было предложено понимание миссии как совокупности целей и связанных с ними убеждений и направлений деятельности, характерных для конкретной школы. Миссия также часто трактуется как «ядро ценностей».

Мы не ставим перед собой задачу дать подробный анализ категории «миссия». На наш взгляд, контекст миссии гораздо шире, а функции ее более многогранны. Рассмотрим это на примере предназначения факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Курского госуниверситета. Миссия в программе развития факультета сформулирована следующим образом:

- выражает намерения факультета в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- оказывает влияние на совершенствование качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации, формулирование целей, определение стратегии и политики их развития;

- задает направления развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, определяет области наиболее значимых инновационных управленческих решений по вопросам профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- формирует представление об образе современного педагога, востребованного образовательными организациями, его соответствия требованиям профессионального стандарта;

- проясняет цели профессионально-личностного развития и саморазвития педагогических работников;

- дает описание образовательных услуг в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- определяет инновационные образовательные технологии, используемые в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;

- выражает ожидания относительно творческой активности педагогов, их самореализации в профессиональной сфере деятельности;

- выступает инструментом мотивации реализации высших потребностей личности; формирования самоконцепции профессионально-личностного развития;

- определяет характер профессионально-педагогического и управленческого взаимодействия субъектов процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации, основы их образовательных отношений в процессе обучения;

- способствует созданию благоприятных морально-психологических условий для успешного профессионально-личностного развития и саморазвития педагогических работников;

- способствует консолидации субъектов профессионального сообщества на основе общности целей, ценностей;

- влияет на изменение культурного контекста образовательной среды образовательной организации, в том числе и на ее организационную культуру;

- определяет область специализации системы в производстве инновационных образовательных продуктов и услуг для территориальных структур повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- формирует у контактных групп во внешней среде представление о системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ее целях и устремлениях;

- определяет возможности использования ресурсов организации в целях реализации стратегии развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обогащения образовательного пространства.

Таким образом, миссия представляет концентрированное выражение намерений организации относительно предназначения системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Для выполнения своей миссии факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки  должен стать:

-региональным интегратором в консолидации интеллектуального капитала для решения задач социально-экономического развития региона;

-социальным партнером основных групп влияния, заинтересованных в стабильном и устойчивом развитии регионального рынка труда в условиях смены структуры занятости и образа жизни, реализации политических, социально-экономических и культурных проектов;

-центром генерации и распространения знаний, инновационных образовательных услуг, позиционирующим бренд факультета для целевых аудиторий.

Стратегической целью является превращение факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в инновационный научно-образовательный кластер дополнительного профессионального образования университета, обеспечивающий непрерывное повышение качества подготовки кадров и их конкурентоспособности в условиях экономики,  основанной на знаниях; ориентированный на создание и распространение новых знаний, образовательных услуг в условиях новых стандартов инновационной деятельности; позиционирование их на внутрироссийском и региональном рынке.

Перспективное видение развития факультета к 2020 году (целевая модель) определяет создание открытой инновационной модели проектно-сетевой профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров на основе инфраструктурной интеграции с основными партнерами.

Подобного рода модель будет способствовать:

-созданию эффективных механизмов обновления качества программ дополнительного профессионального образования;

-внедрению современных сетевых информационных технологий, перспективных образовательных IT-технологий;

-реализации тьюторства в системе электронного обучения в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

-созданию многоуровневных образовательных сред для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их профессионально-личностного развития;

-расширению состава потребителей инновационных образовательных услуг в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

повышению эффективности поддержки корпоративных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в университете;

-большей удовлетворенности потребителей качеством профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Основными приоритетами стратегии развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации в университете являются: совершенствование структуры и обновление содержания дополнительных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации на модульной основе в соответствии с приоритетами развития регионального рынка труда, требованиями профессиональных стандартов, потенциальных заказчиков и потребителей; внедрение персонифицированной, компетентностно-модульной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и специалистов; реализация инновационных сценариев образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования; привлечение социальных партнеров к работе в составе базовой кафедры по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, внедрение независимой оценки качества дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет привлечения работодателей и профессиональных сообществ.

Реализация инновационной миссии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Курского государственного университета предполагает создание инновационного ресурсного обеспечения: кадрового, информационного, материально-технического, финансово-экономического.

Развитие кадрового потенциала направлено:

-на обеспечение наличия на факультете педагогических кадров по уровню компетентности, профессионализма, продуктивности научно-педагогической деятельности, способных решать инновационные задачи дополнительного профессионального образования;

-прогнозирование потребности вуза в научно-педагогических кадрах для системы дополнительного профессионального образования по определенным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с тенденциями развития рынка образовательных услуг, образовательными потребностями потенциальных клиентов; подготовку из числа профессорско-преподавательского состава резерва преподавателей, способных осуществлять реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

-привлечение талантливых молодых преподавателей университета для работы по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

-обеспечение готовности профессорско-преподавательского состава факультета к участию в реализации государственной программы «Развитие образования в РФ на 2013-2020 годы» в части инновационного развития дополнительного профессионального образования, реализации тьюторства в системе электронного обучения  и использования дистанционных образовательных технологий;

-созданию многоуровневных образовательных сред для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их профессионально-личностного развития;

-расширению состава потребителей инновационных образовательных услуг в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

-повышению эффективности поддержки корпоративных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в университете;

-большей удовлетворенности потребителей качеством профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Развитие материально-технического обеспечения направлено:

- на развитие материально-технической и учебно-лабораторной базы на факультете (образовательных учреждений-партнеров) в ходе сетевой реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- создание на факультете условий для внедрения перспективных образовательных и IT-технологий для организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, отвечающих современным требованиям и обеспечивающих доступ слушателей к глобальной информационной сети Интернет, образовательным платформам для самостоятельной работы;

- обеспечение надлежащего качества и безопасности предоставляемых образовательных услуг посредством соответствующего технического оснащения образовательного процесса на факультете.

Создание финансово-экономического обеспечения предполагает:

- формирование финансовых ресурсов для укрепления и развития материальной базы инновационной образовательной платформы для организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- разработку модели финансирования реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающих академическую мобильность профессорско-преподавательского состава;

- определение источников и каналов финансирования на основе идеологии многоканального финансирования, привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников для решения задач обеспечения качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- определение основных источников и механизмов финансирования организации стажировок в ведущих отечественных и зарубежных университетах;

- определение механизмов оплаты труда сотрудников университета, привлекаемых к реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации;

- определение возможностей  и способов финансового стимулирования инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава  факультета, учебно-вспомогательного персонала, участвующих  в разработке и реализации инновационного сопровождения образовательного процесса на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, поддержки творчески работающих преподавателей в целях сохранения высококвалифицированного кадрового состава.

Основными приоритетами стратегии развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации в университете являются: совершенствование структуры и обновление содержания дополнительных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации на модульной основе в соответствии с приоритетами развития регионального рынка труда, требованиями профессиональных стандартов, потенциальных заказчиков и потребителей; внедрение персонифицированной, компетентностно-модульной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и специалистов; реализация инновационных сценариев образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования; привлечение социальных партнеров к работе в составе базовой кафедры по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, внедрение независимой оценки качества дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет привлечения работодателей и профессиональных сообществ.

Литература

1. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. М., 1999.

2. Управление в образовании: Проблемы и подходы. Практическое руководство / под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.,1995.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2000.

4. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.