Сведения об образовательной организации

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАФЕДРЫ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАФЕДРЫ

Копытова Н.Е.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
nkopytova@mail.ru 

В зависимости от реализации различных видов профессиональной деятельности преподаватель выполняет различные функции [1]. К традиционным функциям преподавателя относятся педагогическая и научно-исследовательская.

Научно-исследовательская и педагогическая деятельности преподавателя вуза должны быть не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: научно-исследовательская деятельность, не являясь абстрактной ценностью для преподавателя, должна находить свое выражение в педагогической, которая, в свою очередь, побуждает преподавателя к повышению уровня своего научного потенциала [2].

Динамическая внешняя информационная среда значительно видоизменила учебный процесс в вузе: она открывает студентам и преподавателям доступ к информационным ресурсам, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления личностно-профессиональных компетенций, позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения и т.д. Преподаватель может для достижения поставленных дидактических целей применять разнообразные виды и формы учебной работы, использовать различные научно-образовательные ресурсы.

Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с новыми знаниями и технологиями. Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей предоставляют телекоммуникационные технологии: в Интернете появилось огромное количество открытых информационных ресурсов и социальных сетевых сервисов, которые изменяют учебный процесс.

Научно-исследовательская функция преподавателя является обязательным элементом его профессиональной деятельности. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность выступает как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Не вызывает сомнений, что исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний.

Изменяющаяся информационная среда расширяет эти возможности. Научная коммуникация приобретает новые формы с помощью сети Интернет, появляется понятие «открытая наука», которая позволяет взаимодействовать преподавателям и ученым разных стран, расширяя международное сотрудничество «не выходя из дома». Использование электронных научных библиотек расширяет доступ к научным журналам различной проблематики, результаты научной деятельности преподавателей становятся более доступными. Виртуальная мобильность помогает приобрести новый опыт и знания широкому кругу педагогов.

Не так давно на сайте Российской общественной инициативы [3] появился документ, предлагающий размещать в открытом доступе и под открытой лицензией результаты научных исследований, финансируемых государством. Предполагается, что это поможет повысить прозрачность науки и способствовать развитию сервисов, основанных на анализе научных данных. В перспективе инициатива позволит увеличить читаемость научных публикаций.

Для многих задач, в том числе для сферы управления научно-образовательной деятельностью, имеется потребность в учете результатов информационной деятельности в научно-образовательной сфере, включающих количественные показатели, позволяющие объективно оценивать эти результаты, т.е. научно-образовательные ресурсы [4].

В новый нормативный документ Минобрнауки РФ, регламентирующий методику оценки эффективности научных и образовательных учреждений [5] включены некоторые показатели, отражающие развитие информационных ресурсов науки и образования.

Крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций eLIBRARY.RU обладает богатыми возможностями поиска и получения информации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) – созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения и анализа публикационной активности ученых и организаций.

На научно-образовательные ресурсы, размещенные в Интернете, специально ориентирован сервис Google Scholar (также известный как Google Академия) [6]. Сервис обрабатывает не только обычные периодические издания, расположенные в открытом доступе, но и определенные виды других категорий интернет-публикаций, например, препринты, размещенные в открытых архивах. С другой стороны, он позволяет рассчитывать показатели, применявшиеся до того в традиционных библиометрических индексах – публикационную активность и цитируемость, а также индекс Хирша. Таким образом, этот сервис пытается сочетать классические библиометрические показатели с новыми видами научных коммуникаций.

Изучение публикационной активности преподавателей в РИНЦ и Google Scholar помогает оценить их научно-исследовательскую деятельность и является важным фактором при прохождении конкурсного отбора при избрании на ту или иную должность.

Анализ внутривузовских информационных ресурсов показывает, что наиболее объемными по содержанию и востребованными являются ресурсы, формируемые на уровне кафедр. Они могут составлять до 75% объема всей информации портала университета [7]. Сайт кафедры в структуре университета выполняет массу различных задач, направленных на решение научных, педагогических, методических, организационных и других вопросов.

Преподавателями вузов создается большое количество электронных учебных изданий. В нашей стране государственную регистрацию электронных изданий осуществляет Научно-технический центр (НТЦ) «Информрегистр». В соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном экземпляре документов» он выполняет функции федерального депозитария электронных изданий. В НТЦ «Инфомрегистр» можно зарегистрировать как отдельное электронное издание, так и сетевой информационный ресурс. На сайте этого центра [8] можно ознакомиться с каталогом зарегистрированных электронных изданий, большая часть которых относится к образовательным ресурсам.

Сайт кафедры – информационная, научная и образовательная и коммуникационная основа модернизации педагогической деятельности кафедры ВУЗа, способствующей созданию новой модели образования в условиях информатизации системы образования и общества [9]. Для учета результатов научной и образовательной деятельности преподавателей кафедры информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина создано несколько каталогов. Это каталог научных публикаций, каталог научно-методических изданий, каталог электронных изданий, зарегистрированных в НТЦ «Информрегистр» [10].

Работа с каталогами помогает оценить работу каждого преподавателя кафедры по созданию научно-образовательных ресурсов, а использование самих этих ресурсов повысить качество обучения студентов. Студенты имеют возможность легко найти научно-образовательные ресурсы преподавателей кафедры, что облегчает им выбор руководителя для своей научно-исследовательской работы и выполнения дипломной работы.

Использование различных научно-образовательных ресурсов создает более благоприятные условия для формирования научно-исследовательских компетенций студентов. 

Литература

  1. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып.10. С.103-112.
  2. Макарова Л.Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Т. 5. № 77. С.101-110.
  3. Российская общественная инициатива. URL: http://www.roi.ru/18915/
  4. Антопольский А.Б. Алгоритмы и процедуры определения уровня развития информационных ресурсов в научных и образовательных организациях // Научно-техническая информация. Сер.1.: Орг. и методика информ. работы. 2015. №1. С.15-23.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2014 г. № 162. URL: http://www.rg.ru/ 2014/05/14/minobrnauki2-dok.html
  6. Google Академия. URL: http://scholar.google.ru/ scholar?a
  7. Гляненко В.В., Потеев М.И. Сайт кафедры вуза как информационно-образовательный ресурс // XIV Всерос. научно-метод. конф. «Телематика' 2007». СПб., 2007. URL: http://tm.ifmo.ru/tm2007
  8. НТЦ «Информрегистр». URL: http://www.inforeg ru
  9. Баканова М.В. Интеграция образовательных ресурсов в процессе разработки web-сайта выпускающей кафедры вуза // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Сер.: Физико-математические и технические науки. 2009. №13. С. 70-74
  10. Сайт кафедры информатики и информационных технологий. URL: http://www.kiit-tsu.ru