Сведения об образовательной организации

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Милосердова Т.Е.
Россия, Институт повышения квалификации работников образования
neznanova-tanya@mail.ru

В условиях научно-технических достижений в мире и объединения стран во Всемирную торговую организацию с жесткой конкуренцией, сопровождающейся ростом проблем общества и природы, формирование нового мировоззрения становится особо актуальным. Повышение образования населения является одним из конкурентных преимуществ любой страны. Экономическое устойчивое развитие экономики базируется на сфере образования. Концепция профессионального образования должна развивать основные принципы государственной образовательной политики. Любой молодой специалист должны осознать, что никакой, даже высокий уровень знаний сегодня не гарантирует им в будущем соответствия требованиям избранной специальности. Если есть желание быть востребованным, то необходимо осознать, что обучаться придется всю жизнь[1].

Современный этап научно-технической революции характеризуется нарастающими новейшими эффективными технологиями - энерго- и ресурсосберегающими, наукоемкими, экологически чистыми, миниатюрными и т. д. Предполагается, что нанотехнологии, которые сейчас бурно развиваются, приведут уже в ближайшем будущем к дальнейшему изменению человеческой деятельности и всего стиля жизни общества. Новые технологии вызовут еще большую интеграцию домашнего хозяйства и производства, расширят спектр непроизводственных видов деятельности на дому, реально приведут к доместикации производства и многообразной человеческой активности[2].

Культура и интеллект человека связаны с развитием профессионального мастерства. А мудрость общества - это соблюдение четырех основных законов по принципу: «природа знает лучше!» - закона дихотомии и целесообразности, цикличности и самоорганизации. Для развития уровня интеллекта нужно системное изучение как планетарно-циклического и наследственно-генетического (внутреннего, слабо изученного) характера факторов, так и - социопсихологического фактора в оценке характеристики личности (таланта, творчества, социальной роли) [3]. Это обеспечит адекватность восприятия картины мира и формирует новое мировоззрение. Тогда человек становится способным достичь высоких результатов как в спорте, так и в интеллектуальной сфере. Причем, «имеет смысл только то знание, которое используется на практике» [4]. А также, согласно девизу 21-го века: «нет ошибок, есть практика!» [там же].

Под личностно-профессиональным ростом понимается непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющего на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность индивида в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне[5, 6]

В контексте современных подходов к образованию сама проблема профессионально-личностного становления предстает:

-как междисциплинарная научная проблема, которая требует системного исследования с учетом комплекса гуманитарных знаний о человеке;

- как феномен культуры, в основе которой синтез, взаимодополнение профессиональной, личностной и исследовательской культуры специалиста, осваивающего гуманистическую по своей сущности деятельность;

- как гуманитарная проблема ориентации профессионального образования на человека как ценность;

- как проблема активной, самосозидательной деятельности субьекта, направленной на становление профессиональной позиции и на самореализацию личности в профессионально-личностном общении[7].

Наиболее благоприятные условия, способствующие профессионально-личностному росту, возникают в ситуации включения специалиста в инновационные образовательные процессы, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от педагога гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, принятие самостоятельных решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив.

Под готовностью к нововведениям мы понимаем личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанности идей и соответствующих технологий. Только педагог-новатор может включиться в инновационную деятельность образовательного учреждения [8].

Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре - это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагогов.

Педагог, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.

В последнее время реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании способствует достижению его основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, обладающего интегрированными знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В современных условиях человек должен учиться всегда и везде, анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Личность должна постоянно находиться в движении по пути личностного роста, используя при этом хорошо работающие методы. Самое важное и главное признавать свои недостатки, найти их причину и шаг за шагом исправлять их.

Таким образом, личностный и профессиональный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию. Жизненная стратегия - это программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной и помогает направить обучающихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей эффективности стратегии жизни человека выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью. Внешние стратегии связаны со стремлением человека максимально быстро и просто адаптироваться к внешней среде. В этом случае человек старается как можно лучше соответствовать ролевым ожиданиям, господствующим социальным ценностям и требованиям, т. е. быть таким, каким хотят его видеть окружающие. Главный вопрос, который он решает - как жить, как найти смысл в той жизни, которой он живет. Внутренние стратегии базируются на ценностях личностного роста, развития, душевного и духовного здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Эти стратегии связаны не столько с адаптацией, сколько с самореализацией профессионала в социальном  мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответствие со своим смыслом.

И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной и  необычной жизни.

Литература

  1. Современная концепция профессионального обучения. URL: http://osvarke.Info/
  2. Кругликов Г.И., Настольная книга мастера профессионального образования. М., 2006.
  3. Зиннуров Э.Х. Мировоззренческая основа и современная концепция профессиональной образовательной системы // Актуальные проблемы исследования сложных систем. Уфа, 2006.
  4. Драйден Г. Революция в обучении. М., 2003.
  5.  Личностно-профессиональный рост педагога. URL: http://osvita.ua/school/method/teacher/2690/.
  6. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентностно-развиваюшая модель повышения квалификации педагогических кадров // Образование и общество. 2011. № 4. С. 14-17.
  7. Зайцева Е.М. Инновационные технологии в профессиональном образовании как основа  профессионально-личностного становления будущего специалиста. М., 2011.
  8. Зингер Н.В. Влияние интереса на эффективность инновационной деятельности преподавателя колледжа // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 1(23). С. 112-115.