К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ К УПРАВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Бражник О.Ю.
Россия, Курский государственный университет
shulgina.oksana2014@yandex.ru
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депривации. Задержка психического развития связана с нарушениями темпа психического развития. Школьники с ЗПР характеризуются ретардацией эмоционально-волевой сферы и интеллекта, сниженной работоспособностью и другими чертами, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях массовых общеобразовательных школ. Дети и подростки с ЗПР нередко имеют отставания в физическом развитии и соматическую патологию, что существенно осложняет проведение с ними коррекционной работы.
Образование названной категории детей, согласно Л.М. Щипициной, может осуществляться на основе двух подходов: дифференциации и интеграции. Дифференциация детей с ЗПР обеспечивается посредством определения их в специальные (коррекционные) учреждения VII вида. Интеграция предполагает их «включение» в массовую общеобразовательную школу, создание равных возможностей с их здоровыми сверстниками в получении образования, необходимого для адаптации и полноценной интеграции в общество.
Интеграция детей с ЗПР в школы массового типа становится успешной лишь в том случае, если создана специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечения и оздоровления, воспитания и обучения, коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации.
Теоретические основы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР представлены в работах Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Д. Гонеева, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко, И.Н. Щербо, Н.В. Ялпаевой и др. [1 - 10].
Определению ведущих условий обеспечения качества подготовки руководителей школ к управлению коррекционно-развивающей деятельностью способствует разработка научных основ управления специальным образованием (Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Т.П. Мищенко, Н.М. Назарова, И.Л. Соловьева, М.Н. Соловьев, Д.С. Шилов) [11]; теории адаптивной школы (Н.М. Невзоров, Е.А. Ямбург), а также общей теории и практики управления образовательными учреждениями (Т.М. Давыденко, Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова) [12,13]; гуманистической парадигмы непрерывного профессионально-педагогического образования и формирования гуманитарной культуры специалиста (В.Г. Воронцова, И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, Л.Н. Макарова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымова, И.М. Подушкина, А.В. Репринцев, П.Е. Решетников, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, А.Н. Ходусов) [14].
Процесс подготовки руководителей ОУ к управлению коррекционно-развивающей деятельностью нуждается в таком технологическом обеспечении, которое соответствует целям, задачам, содержанию управления КРД и служит эффективности формирования профессиональной компетентности руководителей школ в данной области.
В нашем исследовании акцент сделан на подготовку руководителей школ к управлению КРД в ОУ (на материале специальных (коррекционных) классов VII вида). Поэтому возникает необходимость разработки практикоориентированной образовательной программы повышения квалификации «Управление коррекционно-развивающей деятельностью в ОУ».
Технологическая цепочка освоения программы выстраивается в логике разработки и реализации педагогических и управленческих проектов, обеспечивающих выработку у руководителей проективных умений и навыков в области построения оптимальных моделей управления КРД.
Программа направлена на реализацию целей, ориентированных на развитие эмоционально-ценностного отношения к ребенку с задержкой психического развития, к организации коррекционно-развивающей деятельности в ОУ; на развитие профессиональных знаний, умений (навыков) руководителя ОУ в области управления КРД, профессиональных способностей директоров школ в данной области; их личностных качеств, необходимых для организации указанного вида деятельности; опыта творческой деятельности руководителя ОУ; на достижение продуктивности КРД в ОУ.
Содержание программы связано с формированием, углублением и систематизацией знаний обучающихся о законодательных и нормативно-правовых основах организации КРД в общеобразовательном учреждении; с совершенствованием профессиональных навыков в области управления общеобразовательной подготовкой детей с ЗПР; с развитием управленческих умений в создании условий для коррекционной работы с детьми с ЗПР; с совершенствованием профессиональных умений, направленных на определение и реализацию организационно-педагогических условий достижения качества функционирования и развития КРД в специальных (коррекционных) классах VII вида; с развитием творческой направленности профессионально-управленческой деятельности руководителя ОУ в области управления КРД в специальных (коррекционных) классах VII вида; с формированием умения осуществлять управление социальной подготовкой и лечебно-профилактической работой с детьми с ЗПР.
Коррекционно-развивающая деятельность в массовой общеобразовательной школе – составная и неотъемлемая часть педагогического процесса, специально организованное взаимодействие учащихся с ЗПР, их родителей, педагогов, администрации школы, специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, врача), которое служит интеграции общеобразовательной и социальной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы. В построении КРД важное значение приобретают, наряду с общедидактическими принципами, такие принципы, как принцип пропедевтического характера обучения; решения задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребенка; ориентации обучения на «зону ближайшего развития»; учета индивидуальных отклонений в развитии; комплексного воздействия в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения [15, с. 32].
Цели, содержание коррекционно-развивающей деятельности, ее сложная структура, необходимость реализации полифункциональных образовательных задач требуют от управленческого персонала образовательных учреждений особых личностных качеств, общей и профессиональной культуры, педагогического и управленческого мастерства, индивидуального стиля творческой деятельности.
Управление коррекционно-развивающей деятельностью в общеобразовательной школе – это диалогическое взаимодействие субъектов, объединенных общностью целей и ценностей в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, общеобразовательной подготовки, развития, адаптации и социализации детей с проблемами в развитии. Основной целью управления КРД в школе является создание целостной образовательной системы, адаптивной к особенностям детей с ЗПР, обеспечивающей реализацию полифункциональных образовательных задач в результате создания психолого-педагогических и медицинских условий, ресурсного сопровождения и объединения усилий учителей, родителей, специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, валеолога, врача) по подготовке разносторонне развитой личности школьника. Особенности субъектов КРД (учащихся с ЗПР, их родителей, педагогов, специалистов) определяют специфику модели управления этой деятельностью в конкретной общеобразовательной школе и диктуют необходимость авторского проектирования КРД в условиях каждого конкретного ОУ [15].
Каждый ребенок, испытывающий трудности в обучении в связи с отклонениями в развитии, должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе ОУ и получить при этом необходимую специализированную помощь. Поэтому цель управленческой деятельности по внедрению системы КРД связана с созданием в ОУ оптимальных педагогических условий для адаптации и социально-педагогической реабилитации детей с ЗПР. Содержание управленческой деятельности руководителей ОУ по разработке и внедрению системы КРД включает:
- создание диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинарного взаимодействия (основным ее ядром выступает психолого-медико-педагогический консилиум);
- построение образовательного процесса на диагностической основе;
- создание в ОУ единого реабилитационного пространства, спроектированного с учетом структуры дефекта каждого ребенка; мобилизацию педагогического коллектива на формирование функциональной готовности детей к непрерывному школьному образованию через реализацию вариативных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- обеспечение коррекционной направленности образовательных программ по учебным предметам;
- создание вариативных учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию, степени сложности и срокам обучения;
- обеспечение преемственности между воспитанием в коррекционно-развивающих дошкольных группах и специальных (коррекционных) классах VII вида;
- пролонгирование КРД на вторую школьную ступень (5-9 классы);
- обеспечение оптимальной наполняемости классов;
- создание положительного морально-психологического климата в ОУ;
- формирование педагогического коллектива с развитой эмпатией, способностью создать атмосферу повышенного внимания и заботы;
- построение учебного процесса на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития», организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ЗПР;
- обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов, специалистов, участвующих в КРД.
Литература