Сведения об образовательной организации

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ

Нечаев М.П.
Россия, Московский институт открытого образования
e-mail: mpnechaev@mail.ru

Каждый субъект образовательных отношений (профессорско-преподавательский состав, обучающиеся, родители обучающихся, администрация образовательной организации пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Однако современная педагогическая наука ещё однозначно не определила сущность термина «качество образования», а его оценка является одной из сложнейших проблем российской педагогики.

Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано, прежде всего, с тем, что само слово «качество» многозначно.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

- качество для педагогов может означать наличие качественной образовательной программы, обеспеченной учебными материалами;

- для обучающихся качество образования, несомненно, связывается с внутриуниверситетским климатом и уровнем организации жизнедеятельности студенческого коллектива;

- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, профессиональной компетентностью, знаниями, умениями и навыками выпускников образовательной организации;

- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко – ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.

Некоторые исследователи и практические работники образования под качеством понимают процент обучающихся, закончивших отчетный период без «хвостов», то есть на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Другие трактуют это понятие шире – как качество обучения и всего воспитания, и, поэтому, буквально за все спрашивают с образовательной организации, забывая о роли семьи и социума.

Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности, однако не совсем понятно как эту развитость измерить.

Четвертые измеряют качество образования количеством выпускников, поступивших на работу по специальности.

Пятые предлагают под качеством образования понимать готовность выпускника образовательной организации к жизни по следующим позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, непрерывному продолжению образования, заботе о своем здоровье. В принципе, очень даже неплохое толкование понятия «качество образования», но нельзя не заметить, что многие предлагаемые параметры могут быть определены лишь спустя несколько лет после окончания обучения высшего учебного заведения.

Таким образом, разобраться в сущности понятия «качество образования» – непростая задача.

Изучением проблемы качества занимаются многие исследователи и практики. В Европе работает комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялся уже не один десяток симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования всё ещё только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект есть качество не только конечных результатов, но и качества всех процессов, обеспечивающих, влияющих на конечный результат. Эксперты Международного института планирования образования (МИПО) считают, что качество образования – это многоаспектное явление, включающее в себя: качество преподавания, качество научно-педагогических кадров, качество образовательных программ, качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды; качество обучающихся, качество управления, качество исследований [1].

Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предложил следующую формулировку: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [2].

Анализ продолжающихся поисков науки и практики показывает, что заимствовать чужую национальную систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию или программу развития другой образовательной организации. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать черты качества образования в каждом университете, институте. При этом следует иметь ввиду, что система качества образования в учебном заведении синтезируется из следующихкачеств: качество целей, качество условий, качество процесса и качество конечного результата.

Входя в европейскую образовательную систему, необходимо учитывать правила и нормы, которые уже определили для себя страны Евросоюза. Дальнейшая реализация подписанных нашей страной болонских соглашений, введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) требуют реформирования и затрагивают вопросы содержания образования, и вопросы структуры системы образования, и вопросы независимой оценки результатов работы образовательной организации, и фундамент образовательной системы – финансирование.

При этом компетентностный подход является сегодня одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие высшую школу и потребности рынка труда. Подход, акцентирующий внимание на качестве результата образования, причем результат рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных ситуациях.

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику и компетентностного подхода.

Реализация компетентностного подхода нам видится:

1. в осознанном создании имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению социального опыта;

2. во введении технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей;

3. в обеспечении общественно-государственного управления образовательной организацией с целью реализации запросов потребителей образовательных услуг и возрастанием ответственности учреждения за результаты деятельности;

4. в обеспечении социального партнерства образовательной организации;

5. во внедрении новой системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава за «точки прироста», а не абсолютные показатели;

6. в привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы образовательной организации;

7. в совершенствовании структуры управления образовательной организацией с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике и т. д.

В этой связи для реализации основной миссии образовательной организации – подготовка студента к будущей жизни, необходимо:

1. Принципиальное изменение отношений вуза с внешней средой, обеспечивающее: открытость образовательной организации; ее ориентацию на потребности рынка труда и местного сообщества; адекватность и своевременность реакции учебного заведения на изменения внешней среды; активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного и т.п.).

2. Качественное изменение «внутренней среды» образовательной организации (современные образовательные технологии, уровень профессионализма профессорско-преподавательского , организационная культура), обеспечивающее: адаптивность, комфортность и успешность обучения обучающихся; освоение педагогами продуктивных образовательных технологий; оптимальное соотношение различных видов деятельности обучающихся, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности; развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений.

3. Формирование и развитие ключевых компетенций у студентов и профессиональных компетенций педагогов, необходимых для обеспечения качества образования.

В данном контексте развитие современной образовательной организации видится в моделировании целостной социальной системы, рассматриваемой как взаимодействие трех подсистем, подчиняющихся единой стратегии, но требующих разной тактики в управлении их развитием:

Модель управления качеством контингента обучающихся

(системообразующая модель, задающая глобальные цели развития образовательной организации)

 

Модель управления качеством профессорско-преподавательского состава

(как субъекта образовательных отношений, обеспечивающего успешность реализации поставленных глобальных целей)

 

Модель управления качеством условий образовательных отношений

(ресурсы, необходимые для обеспечения реализации описанной модели развивающегося сообщества образовательной организации)

 Схема 1. Модель управления качеством образовательной организации

Перевод основных требований программы развития образовательного учреждения в реальное университетское пространство осуществляет, прежде всего, профессорско-преподавательский состав. Именно поэтому сегодня необходим преподаватель, который работает не в рамках рецептурной педагогики, а в пространстве концептуальной педагогики. Потребность образовательной организации в новом педагоге, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих студентов; который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., поскольку владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; педагоге-методологе и педагоге-управленце. Эта потребность чётко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты образовательной политики сегодня. И доступность, и качество образования, как и эффективность, начинаются, несомненно, с «педагога нового качества».

Именно преподаватель и его система профессиональных компетентностей есть та инновационная область, развитие которой должно привести к ожидаемым изменениям всего образовательного пространства вуза и в том числе, качестве образования.

В этой связи с целью повышения качества образования ведется активный поиск ресурсов развития современного учебного занятия в высшей школе. Среди таких ресурсов весьма эффективным является ресурс образовательных технологий. И, прежде всего потому, что многие образовательные технологии увеличивают потенциал развития творческих способностей (проектные технологии); создают условия выбора возможностей для самореализации (технология уровневого обучения); усиливают эффективность и результативность обучения (технология коллективных способов обучения); повышают качество обучения и сохраняют здоровье (модульная и мультипрофильная технологии).

Более того, владение различными образовательными технологиями повышает профессиональную компетентность профессорско-преподавательского состава, потому, что разработка образовательных технологий основывается на теории развивающего обучения и теории биологической опосредованности формально-динамических свойств личности. Так, профессор Г.Ю. Ксензова подчеркивает, что традиционное обучение осуществляется с расчетом на активизацию уже созревших психических функций, в то время как развивающее обучение занимается «зоной ближайшего развития». Ситуация развития – это не только организация самостоятельной познавательной деятельности будущего специалиста, но и обязательное преодоление сопутствующих ей трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил, в результате чего и происходит ускоренное формирование личности студента [3].

Таким образом, современные личностно-ориентированные образовательные технологии в преподавании учебных дисциплин являются механизмом и способом перевода педагогической системы высшего профессионального образования на качественно новый уровень, что позволит обеспечить требуемое качество образовательных услуг.

Литература

  1. Литвиненко Э.В., Нечаев М.П., Сергеева М.А. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров. М., 2008.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ). ст.2. п.29.
  3. Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем / сост. Е.А. Мухортова. М, 2008. 
Разделы