РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНОВ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИНСТИТУТА ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Захаров Г.А., Филипченко Е.Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Киргизская республика, Киргизско-Российский Славянский университет.
gaz41@mail.ru
Роль медицины в современном мире постоянно растет. Медицинское обеспечение общества становится стратегической задачей. С каждым годом возрастают требования к качеству педагогического процесса. Это определяет чрезвычайную важность инновационного развития подготовки специалистов, обладающих совокупностью новых фундаментальных и практических знаний. Инновационные технологии в медицинском образовании и науке необходимы, чтобы преодолеть гипертрофированный эмпиризм, фрагментарность знаний, непоследовательность, некритичность в достижении поставленной цели у обучающихся, чтобы устранить ошибки в диагностике и просчеты в лечении [1].
Подготовка специалистов клинического профиля невозможна без теоретической подготовки, дающей понимание этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболевания. Клиническая патофизиология относится к базовой части математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла дисциплин. При изучении клинической патологической физиологии используются знания из курсов патофизиологии, патологической анатомии, терапии, пропедевтики внутренних болезней, хирургии, анестезиологии, реанимации с интенсивной терапией. Поэтому не случайно многие сотрудники клинических кафедр считают необходимым ввести в программу обучения ординаторов и интернов клиническую патофизиологию [2].
Многие работодатели сетуют на низкий уровень подготовки выпускников медицинских ВУЗов, слабое знание фундаментальных медицинских дисциплин, отсутствие клинического мышления. В связи с этим, мы считаем актуальным проверку «остаточных» знаний у ординаторов и интернов в начале обучения. Это дает возможность в какой-то степени судить об эффективности преподавания патофизиологии и прочности усвоения знаний.
Под «остаточными» знаниями мы понимаем наиболее важные сведения, полученные в результате как при изучении курса патофизиологии на 3 курсе, так и закрепление этих знаний, в процессе дальнейшего обучения до окончания 6 курса. Это наиболее важные сведения для выпускника данной специальности, подлежащие запоминанию и усвоению на длительный период, создающие запас знаний для профессиональной врачебной деятельности.
В 2014 году нами проведено анонимное тестирование «остаточных знаний у 120 ординаторов и интернов (в начале их обучения), выпускников-медиков ТГУ имени Г.Р. Державина и аналогичное у 50 человек Киргизско-Российского Славянского университета (КРСУ) – 50 человек. Использовано 7 вариантов тестов, по 30 вопросов в каждом. Тесты содержали вопросы, касающиеся всего курса патофизиологии. По результатам ответов респонденты разделены на 4 группы: 1 - давшие от 5 до 10 правильных ответов; 2- от 11 до 15; 3 – от 16 до 20 и 4 – более 20. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования ординаторов и интернов ТГУ и КРСУ.
ВУЗ группы |
ТГУ |
КРСУ |
||
АБС |
% |
АБС |
% |
|
1 - от 5 до 10 правильных ответов |
11 |
9 |
7 |
14 |
2 - от 11 до 15 правильных ответов |
31 |
26 |
20 |
40 |
3 – от 16 до 20 правильных ответов |
50 |
42 |
18 |
36 |
4 - более 20 правильных ответов |
28 |
23 |
5 |
10 |
Примечание: АБС – абсолютное число тестируемых и % - какой это процент от всех тестируемых.
Как видно из таблицы 1, протестировав 120 выпускников ТГУ, мы пришли к неутешительному выводу о невысоком уровне у них остаточных знаний. Наибольшее число правильных ответов (11 – 20 из 30 дали 68% испытуемых. Положительным моментом является то, что 23% тестируемых положительно ответили более чем на 21 вопрос.
Мы сравнили уровень остаточных знаний у выпускников ТГУ и КРСУ (таблица 1). Анализ показал, что если процент правильных ответов на 11-20 вопросов был примерно одинаков (ТГУ – 68%, а КРСУ – 76), то число низких (менее 10) у испытуемых ТГУ было меньшим, а высоких (свыше 21) - большим в 2,3 раза.
По нашему мнению, такой анализ вовсе не свидетельствует о худшем преподавании патологической физиологии в КРСУ или невысоком уровне знаний предмета ее выпускниками. Причина, возможно, кроется в преподавании предмета по разным учебным программам, учебникам, разными научными школами, в которых свое видение дисциплины. А может это связано с разными требованиями к подготовке студентов и бытующим у них мнением о том, что знания по патофизиологии не понадобятся им в дальнейшей практике.
С учетом результатов тестирования в педагогический процесс внедрены некоторые инновационные технологии. Подготовлен раздаточный материал в виде лекций, в которых отражены вопросы по основным клиническим патологическим процессам (воспаление, реактивность, лихорадка, гипоксия и др.) На занятиях используются видеолекции и учебные фильмы. Активно применяется такая самостоятельная творческая работа, как написание реферата, доклад и презентация с учетом специальности обучающихся.
Кроме того, в 2014 году было проанкетировано 68 ординаторов и интернов мединститута ТГУ, которые должны были ответить на 4 вопроса.
На I вопрос: «Удовлетворены ли Вы занятиями по патологической физиологии?» - положительно ответили 67 (98,5%), не совсем 1 (1,5%).
На II вопрос: «Что Вы можете отметить положительного в проведении занятий?» - получили следующие ответы:
На III вопрос: «Что, по Вашему мнению, хотелось бы изменить в проведении занятий?» - ответили так:
На IV вопрос: «Ваши пожелания и предложения» - респонденты ответили:
Таким образом, мы получили объективную положительную оценку ординаторами и интернами ТГУ методов преподавания патологической физиологии на постдипломном этапе, что позволило им восстановить знания по этой фундаментальной дисциплине, формирующей клиническое мышление. Результаты тестирования позволяют выявить недостатки и стимулируют поиск новых методов преподавания, соответствующих современным требованиям.
Литература