Сведения об образовательной организации

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНОВ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИНСТИТУТА ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И АНКЕТИРОВАНИЯ ИНТЕРНОВ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИНСТИТУТА ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Захаров Г.А., Филипченко Е.Г.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Киргизская республика, Киргизско-Российский Славянский университет.
gaz41@mail.ru

Роль медицины в современном мире постоянно растет. Медицинское обеспечение общества становится стратегической задачей. С каждым годом возрастают требования к качеству педагогического процесса. Это определяет чрезвычайную важность инновационного развития подготовки специалистов, обладающих совокупностью новых фундаментальных и практических знаний. Инновационные технологии в медицинском образовании и науке необходимы, чтобы преодолеть гипертрофированный эмпиризм, фрагментарность знаний, непоследовательность, некритичность в достижении поставленной цели у обучающихся, чтобы устранить ошибки в диагностике и просчеты в лечении [1].

Подготовка специалистов клинического профиля невозможна без теоретической подготовки, дающей понимание этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболевания. Клиническая патофизиология относится к базовой части математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла дисциплин. При изучении клинической патологической физиологии используются знания из курсов патофизиологии, патологической анатомии, терапии, пропедевтики внутренних болезней, хирургии, анестезиологии, реанимации с интенсивной терапией. Поэтому не случайно многие сотрудники клинических кафедр считают необходимым ввести в программу обучения ординаторов и интернов клиническую патофизиологию [2].

Многие работодатели сетуют на низкий уровень подготовки выпускников медицинских ВУЗов, слабое знание фундаментальных медицинских дисциплин, отсутствие клинического мышления. В связи с этим, мы считаем актуальным проверку «остаточных» знаний у ординаторов и интернов в начале обучения. Это дает возможность в какой-то степени судить об эффективности преподавания патофизиологии и прочности усвоения знаний.

Под «остаточными» знаниями мы понимаем наиболее важные сведения, полученные в результате как при изучении курса патофизиологии на 3 курсе, так и закрепление этих знаний, в процессе дальнейшего обучения до окончания 6 курса. Это наиболее важные сведения для выпускника данной специальности, подлежащие запоминанию и усвоению на длительный период, создающие запас знаний для профессиональной врачебной деятельности.

В 2014 году нами проведено анонимное тестирование «остаточных знаний у 120 ординаторов и интернов (в начале их обучения), выпускников-медиков ТГУ имени Г.Р. Державина и аналогичное у 50 человек Киргизско-Российского Славянского университета (КРСУ) – 50 человек. Использовано 7 вариантов тестов, по 30 вопросов в каждом. Тесты содержали вопросы, касающиеся всего курса патофизиологии. По результатам ответов респонденты разделены на 4 группы: 1 - давшие от 5 до 10 правильных ответов; 2- от 11 до 15; 3 – от 16 до 20 и 4 – более 20. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования ординаторов и интернов ТГУ и КРСУ.

                             ВУЗ

группы

ТГУ

КРСУ

АБС

%

АБС

%

1 - от 5 до 10 правильных ответов

11

9

7

14

2 - от 11 до 15 правильных ответов

31

26

20

40

3 – от 16 до 20 правильных ответов

50

42

18

36

4 - более 20 правильных ответов

28

23

5

10

Примечание: АБС – абсолютное число тестируемых и % - какой это процент от всех тестируемых.

Как видно из таблицы 1, протестировав 120 выпускников ТГУ, мы пришли к неутешительному выводу о невысоком уровне у них остаточных знаний. Наибольшее число правильных ответов (11 – 20 из 30 дали 68% испытуемых. Положительным моментом является то, что 23% тестируемых положительно ответили более чем на 21 вопрос.

Мы сравнили уровень остаточных знаний у выпускников ТГУ и КРСУ (таблица 1). Анализ показал, что если процент правильных ответов на 11-20 вопросов был примерно одинаков (ТГУ – 68%, а КРСУ – 76), то число низких  (менее 10) у испытуемых ТГУ было меньшим, а высоких (свыше 21) - большим в 2,3 раза.

По нашему мнению, такой анализ вовсе не свидетельствует о худшем преподавании патологической физиологии в КРСУ или невысоком уровне знаний предмета ее выпускниками. Причина, возможно, кроется в преподавании предмета по разным учебным программам, учебникам, разными научными школами, в которых свое видение дисциплины. А может это связано с разными требованиями к подготовке студентов и бытующим у них мнением о том, что знания по патофизиологии не понадобятся им в дальнейшей практике.

С учетом результатов тестирования в педагогический процесс внедрены некоторые инновационные технологии. Подготовлен раздаточный материал в виде лекций, в которых отражены вопросы по основным клиническим патологическим процессам (воспаление, реактивность, лихорадка, гипоксия и др.) На занятиях используются видеолекции и учебные фильмы. Активно применяется такая самостоятельная творческая работа, как написание реферата, доклад и презентация с учетом специальности обучающихся.

Кроме того, в 2014 году было проанкетировано 68 ординаторов и интернов мединститута ТГУ, которые должны были ответить на 4 вопроса.

На I вопрос: «Удовлетворены ли Вы занятиями по патологической физиологии?» - положительно ответили 67 (98,5%), не совсем 1 (1,5%).

На II вопрос: «Что Вы можете отметить положительного в проведении занятий?» - получили следующие ответы:

  1. Хорошую методику проведения занятий (лекции, разбор тем, повторение пройденного, обсуждение докладов и презентаций по специальности) отметили 29 человек (43%).
  2. На интересные и увлекательные занятия указали 15 человек (22%).
  3. На хороший демонстрационный материал указали 19 человек (28%)
  4. Педагогическое мастерство преподавателя оценили 12 респондентов (18%).
  5. Дискуссионный стиль занятий понравился 14 опрошенным (20%).
  6. То, что занятия помогли восстановить знания, которые будут полезны в основной деятельности, отметили 5 человек (7%).
  7. На возможность выбора темы реферата указали 3 человека (5%)

На III вопрос: «Что, по Вашему мнению, хотелось бы изменить в проведении занятий?» - ответили так:

  1. Ничего не менять – 40 человек (59%).
  2. Увеличить количество занятий – 10 человек (15%).
  3. Изменить время проведения занятий – 11 человек (16%).
  4. Больше демонстрировать лекций в виде видеоматериалов – 6 человек (9%).
  5. Не проводить опросы – 2 респондента (3%).
  6. Не ответили на вопрос 5 обучающихся (7%).

На IV вопрос: «Ваши пожелания и предложения» - респонденты ответили:

  1. Пожелали здоровья и успехов в работе и высказали благодарность за занятия – 13 человек (20%).
  2.  Больше учитывать специфику обучающихся и наиболее часто встречающуюся патологию – 2 человека (3%).
  3. Больше проводить коллективных обсуждений тем – 3 человека (5%)
  4. Хороших студентов – 2 человека (3%).
  5. Не высказали замечаний, считая, что все их устраивает 37 опрошенных (54%).

Таким образом, мы получили объективную положительную оценку ординаторами и интернами ТГУ методов преподавания патологической физиологии на постдипломном этапе, что позволило им восстановить знания по этой фундаментальной дисциплине, формирующей клиническое мышление. Результаты тестирования позволяют выявить недостатки и стимулируют поиск новых методов преподавания, соответствующих современным требованиям. 

Литература

  1. Зарифьян А.Г., Захаров Г.А. Стратегия развития и инновационная деятельность медицинского факультета // Информационные средства как важный инструмент интерактивных способов обучения студентов медиков.  Бишкек, 2010. С. 26-31.
  2. Захаров Г.А., Гурович Т.Ц., Убашева Ч.А. Методические аспекты преподавания клинической патофизиологии // Информационные средства как важный инструмент интерактивных способов обучения студентов медиков.  Бишкек, 2010. С. 31-34.
  3. Захаров Г.А., Филипченко Е.Г. Результаты тестирования и анкетирования клинических ординаторов КРСУ по патологической физиологии // Физиология, морфология и патология человека и животных в условиях Кыргизстана. Бишкек, 2013. В.13. С.396-400.
Разделы