Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У УЧИТЕЛЯ УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У УЧИТЕЛЯ УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЫ 

Жабборов А.М., Жаббаров И.А.
Узбекистан, Каршинский государственный университет
kardu@mail.ru 

Суверенитет и независимость Республики Узбекистан неизбежно актуализируют такие проблемы как: развитие национального самосознания, возрождение традиций и обычаев этноса. Наряду с решением сложнейших общественно-политических, социально-экономических и других вопросов появляется потребность в возрождении культурных и исторических корней, которые сохраняли нацию и способствовали ее самобытности и неповторимости.

Объективная природа становления того или иного народа не вызывает сомнения. Вместе с тем огромная роль в воспроизводстве культуры принадлежит образованию. Если это так, то, естественно, возникает необходимость пристального изучения учителя, который является связующим звеном в цепи поколений. Поэтому мы в своей работе в личности учителя и его деятельности рассматриваем, в первую очередь, этническое своеобразие народа, его культуру, дру­гие социальные и экономические факторы, позволяющие осущест­влять сложнейшее производство - производство подрастающего по­коления этноса. Этим объясняется актуальность избранного направления исследования.

К сожалению, по целому ряду объективных причин социально-политического, экономического и психологического характера в последние десятилетия не придавалось должного внимания национальным программам образования и подготовки педагогических кадров, социокультурным и этнопсихологическим факторам образования, и в особенности, этническому сознанию учителя. Неприоритетной являлась такая наука, как национальная психология и исследование таких главнейших институтов ее формирования и сохранения как семья и школа.

А. Аскаров, А.К. Байбурин, Ю.В. Бромлей, Л.С. Выготский, Э.Г. Газиев, Р.З. Гайнутдинов, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.М. Маматов, П. Тульвисте, В.А. Шкуратов и др. показали, что в личности существуют пласты разной геологической древности: социотипическое и индивидуальное поведение переплетаются в действиях и поступках человека. Такого же мнения придерживается академик А.Аскаров, подчеркивая обязательность учета в изучении этноса ее исторических корней. Нам представляются очень полезными его рассуждения о том, что узбекская нация сформировалась в результате территориального единства, а также сближения культуры, языка и экономики Сакмассагетов, Согдейцев, Хорезмейцев, Ферганцев, Ташкентцев и др. народов. Такое объединение произошло в X веке. Не исключено, а наоборот подчеркивается, влияние на узбекский этнос и развитие, происходившее в многолетней общечеловеческой культуре и в целом истории других этносов.

В этой связи психологические и этнические особенности каждого этноса, включают в себя и историческое переплетение происходящего в общечеловеческой культуре. Вместе с тем, этнотипическое в каждом народе существует и это проявляется в ее жизни. На наш взгляд, эталоны культуры и национальные стереотипы неизбежно выступают регуляторами поведения учителя и он (учитель) прививает, в свою очередь, эти образцы этнотипического поведения детям.

Этнопсихологические и этнокультурные факторы в общественно-историческом формировании образования в личности и деятельности учителя узбекской школы излагаются теоретические основы и стратегия исследования. Особое внимание уделяется именно этнопсихологическим и культурологическим факторам, влияющим на процесс образования в Республике Узбекистан и, определяющие роль и место, а также профессиональный имидж учителя в сознании узбекского народа.

История культуры, форма и образ жизни, составляя основу общественного устройства и человеческой деятельности, являются главными определяющими этнического сознания, национального характера и самобытности народа.

Социально-исторический образ жизни выступает как показатель типичного вида жизнедеятельности этноса на определенном этапе его развития. При этом, социально-предметные особенности образа жизни (заданные социокультурной средой) выступают как источник развития и закрепления этнического сознания, этнических стереотипов поведения и в целом, как потенциальные возможности развития культуры этноса (воспроизводства культуры).

Культура и образование во все исторические эпохи узбекского этноса были тесно связаны с религией. Они отвечали за передачу традиций, обрядов, ритуалов узбекского народа другим поколениям. Этнокультурные и этнопсихологические особенности народа особенно ярко запечатлены в народной мудрости, проявляются в действиях и поступках людей.

Справедливо будет отметить и такие черты этнического сознания узбеков, как почитание старших, образованных людей. Характерной чертой этноса является уважительное отношение к больным людям и инвалидам. Традиционно в этнической среде уважительное отношение к соседям и взаимопомощь между соседями и особенно среди родственников.

В целом психологический портрет узбекского народа, помимо особенностей указанных выше, может быть дополнен и следующими характеристиками:

- трудолюбие, патриотизм, гуманность, гостеприимство, культ чистоты и санитарного состояния жилища, особенно двора;

- почитание родителей, стариков;

- немногословие и послушание младших перед старшими;

- степенность, обдуманность решений и действий;

- многодетность узбекских семей, как следствие традиционной любви к детям;

- терпеливость, выдержка, самообладание, реалистичность;

- любовь и бережное отношение к духовным ценностям и в целом к истории и культуре нации;

- чувство глубокого личного достоинства и др.

Известно, что такие черты национального характера, как сдержанность и неторопливость, решительность и осторожность, вежливость, дружба, скромность, бережливость, гостеприимство и др. закреплены в национальном характере этноса и они так же нашли отражение в народной мудрости: «На донышке терпенья – золото желтеет»; «Медленная утка первой прилетит»; «Неизвестного коня сзади не обходят»; «И в стене есть мыши, у мышей есть уши»; «Себя не уважаешь – другого не уважаешь»; «Без друга и жизнь – без силы, без друга и плов – без соли»; «Помни родство, а дружбу храни: друг настоящий – ровня родни!»; «Смелый джигит свою смерть победит»; «Руки щедры – путь открыт»; «Гость – тот же хозяин»; «Дому угощенье – добрая слава. Гостю угощенье – просто еда», «Дому, где раз отведал соли, сорок раз скажи Салом!» и др.

В вышеизложенных изречениях отражены бытовые реалии народа, социальные условия, его отношения к соседям, друзьям, врагам; отношения к труду и т.д. В узбекских пословицах и поговорках отражается история и экономика, бытовые и правовые нормы, обычаи, верования и суеверия, т.е. вся жизнь этноса. Конечно же, от изменения социальной жизни, его социально-экономических и политических структур отдельные характерные особенности сужаются, расширяются, однако смысл их бесценен, так как они впитаны в этнос и стереотипизированы в обыденном сознании народа.

Впитались в обычаи и стали привычными в действиях и поступках этноса добросердечность, уважение и гостеприимство, внимательность и чуткость. Сложный характер и предметная направленность обрядов, традиции и нравы узбекского народа обнаруживаются почти во всех сферах жизнедеятельности этноса; в манере беседы; во взаимоотношениях мужа и жены в семье; традициях питания, чаепитии, бережливости; уважении к родителям и старшим; в этике невесты и жениха; правилах поведения на улице и в обществе; свадебных обрядах и во всех религиозных обрядах и празднествах.

Важный вклад в становление этнического своеобразия узбекского народа внесли такие выдающиеся ученые-мыслители, как Фарабий, Хоразмий, Беруний, Ибн Сино, Улугбек, Давоний, Навоий, Кошифий и др. Они были и сторонниками широкого распространения среди этноса науки и образования.

В статье особо выделяется учитель, как центральная фигура в образовании, который всегда был почитаем и имел высокий социальный статус. Но в то же время он был, как правило, образцом этнического сознания и мышления этноса. В этой связи ему посвящены многочисленные изречения из народной мудрости и различного рода трактаты.

Историко-критический анализ, как методологический подход в данном исследовании, позволяет выделить не только психологический «портрет» представителя узбекского этноса, но и социотипические черты личности учителя, которые позволяли ему сохранять и преумножать авторитет в обществе. Основные из них: любовь и уважение к детям, высокообразованность, педагогический такт, терпеливость, справедливость, сообразительность, восприятие и понимание духовного мира детей, сильная воля, самоуважение и т.д. Это, так сказать, желательное социотипическое в личности учителя неизменно сочетается с этнотипическим в нем.

Именно этнические особенности учителя узбекской школы такие как, черты национального самосознания, его уважение и почитание традиций и обычаев узбекского народа, знания психологиче­ких особенностей и исторических корней самобытности этноса, степень включенности в воспроизводство культуры этноса и др. остаются наименее изученными в психологической науке.

К сожалению, мы в данном исследовании не имели возможности для глубокого сопоставления психологических и этнокультурологических особенностей учителя узбекской школы с коллегами, представляющими другую культуру. Поэтому мы пользуемся в основном своими данными, которые получены при изучении учителей русских школ в Узбекистане. Вместе с тем такое сравнение дает лишь условные различия, так как «этнические» русские, проживающие на территории Узбекистана, впитали в себя элементы культуры и узбекского народа. В этом смысле они не могут претендовать на полное представление своей нации. Таким же образом можно говорить и о представителях других этносов.

Например, казахи в Узбекистане отличаются от представителей своего коренного этноса, живущих в Казахстане. Прежде всего, это объясняется более оседлым образом их жизни. Однако такие черты в психологии своего народа как, широта души, открытость, прямота, добродушие, гостеприимство, стремление к большой свободе, доминированию в общении и деятельности и др. они сохраняют.

Много самобытного и примечательного можно обнаружить в психологии таджикского народа. В первую очередь, при общении с таджиками бросается в глаза их энергичность, прямота, контактность, неприхотливость, отходчивость и другие, которые присущи и таджикам, живущим в Узбекистане.

Известна полиэтничность народов Узбекистана. В этой связи можно было бы дать краткие характеристики психологии людей, представляющих более 100 этносов. Однако, цель нашего исследования – раскрыть этнокультурологические и психологические особенности учителя узбекской школы. Поэтому мы лишь вкратце остановились на описании психологии вышеуказанных этносов, чтобы подчеркнуть и выделить особенности учителя – представителя узбекского этноса.

В дальнейшем, конечно же, необходимо проведение специальных исследований по изучению психологии учителей, представляющих разные культуры. Но в задачи настоящего исследования это не входило. Полагаем, что большим подспорьем в проведении вышеуказанных исследований могут служить многочисленные историко-этнографические публикации.

В этих публикациях даются развернутые характеристики климатическим, географическим, экономическим и др. условиям проживания этноса, которые накладывают свои отпечатки на их психологию. Однако, этнографы и историки больше внимания уделяют описанию верования, обрядов, обычаев, традиций, быта, одежды, труда и др. Сама же психология этносов предметом исследований психологов ставилось недостаточно.

Полученные данные свидетельствуют о том, что история, культура, форма и образ жизни узбекского народа, социокультурная среда являются основными критериями этнического сознания, самосознания, национального характера, его самобытности и стереотипов поведения. Результаты исследования доказали, что национальное самосознание, традиции, обряды, ритуалы, вкусы, нравы, привычки узбекского народа во многом зависят от образования и культуры.

Выделенные черты этнопсихологического своеобразия узбекского народа (высокая нравственность; порядочность; честность; благородство; скромность; отзывчивость; смелость; решительность; тактичность; терпеливость; выдержка; самообладание; реалистичность; чувство глубокого личного достоинства; степенность, обдуманность решений и действий и др.) и типичные проявления этнокультуры (сопереживание к родным, близким и окружающим; многодетность и любовь к детям; почитание стариков, родителей и младших; уважение старших, больных, инвалидов; бережное отношение к вещам; умение соблюдать дисциплину и порядок; тяга к знаниям и почитание образованных людей; бережное отношение к традициям, обычаям своего народа; религиозность; взаимовыдержка и взаимовыручка; преобладающая роль общественного мнения; чистота и санитарное состояние жилища; любовь и бережное отношение к истории и культуре нации; трудолюбие; патриотизм; гостеприимство и др.) явились определяющими средствами национального самосознания и его самобытности.