Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УЗБЕКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УЗБЕКСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Назиров У.К.
Узбекистан, Каршинский государственный университет
kardu@mail.ru

В вопросы реформирования образования включается повышение уровня квалификации педагогических кадров, в том числе, за счет воспитательного фактора – подготовки педагогов, учителей к патриотическому воспитанию обучающихся на национальных и общечеловеческих ценностях, прежде всего, на народной педагогике.

В государственной образовательной политике провозглашена актуальность и необходимость воспитания патриотизма у подрастающего поколения, а в этой связи – особенное внимание подготовке учителей начальных классов к такому воспитанию детей, в том числе, во внеклассной работе.

В целях подготовки будущих учителей начальных классов к патриотическому воспитанию необходимо: усилить приоритет народной педагогики, отраженной в произведениях устного народного творчества – в фольклоре; ориентироваться на новометодологические суждения о патриотизме и соответствующие положения о патриотическом воспитании, акцентируемые в трудах и выступлениях И.Каримова, Национальной программе по подготовке кадров, а также на опыт педагогов, учителей. Для оптимального решения проблемы требуется система этой подготовки учителей с комплексным междисциплинарным комплексным подходом к межпредметной связи таких общепедагогических дисциплин, как «История и теория педагогики», «Психология», «Педагогическое мастерство», «Педагогические технологии». Основными компонентами этой системы являются следующие:

I. Мотивационно-установочный – методологическая подготовка будущих учителей начальных классов к патриотическому воспитанию учащихся на основе социально-педагогической и профессионально-личностный мотивации, раскрытия им значимости этой подготовки в профессиональном становлении.

II. Профессионально-образовательный познавательный:

- приобретение будущими учителями необходимых знаний о фольклоре – историко-теоретических, основах фольклора; узбекском фольклоре, его специфике и национальных особенностях, как общечеловеческой ценности и высоком воспитательном потенциале, особенно произведений героико-патриотического содержания;

- рассмотрение и обсуждение студентами новой трактовки патриотизма, патриотического воспитания, психолого-педагогических аспектов и общепедагогических подходов, теоретико-практических основ и критериев патриотического воспитания учащихся начальных классов на фольклорном материале узбекского и других народов (особенно по внеклассной работе).

III. Теоретико-практический:

- приобщение будущих учителей к педагогическому поиску, «исследованию», новаторству и мастерству в патриотическом воспитании учащихся начальных классов на устном народном творчестве – фольклоре (узбекском и других народов);

- «создание» будущими учителями педагогической и методической «продукции» по патриотическому воспитанию младших школьников на фольклорном материале.

IV. Педагогическая практика: организация и проведение практики студентов в школе – по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов на фольклорном материале с использованием своей педагогической и методической «продукции»: наблюдение, изучение, анализ и оценка педпрактики.

V. Ориентир студентов на самообразование и профессиональное самосовершенствование.

Следует заметить, что на всех этапах к данной подготовке студентов будущие учителя наблюдают и изучают педагогическую культуру, технологию и мастерство преподавателей.

Содержание данной подготовки будущих учителей состоит из соответствующих тем программ общепрофессиональных дисциплин, несколько модифицированных на курс подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников на произведениях фольклора героико-патриотического содержания. Так, преподаватели общепрофессиональных дисциплин предлагают студентам следующие лекции: «Государственная образовательная политика о патриотическом воспитании нового поколения», «Фольклор. Узбекский фольклор, его специфика, национальные особенности, высокий воспитательный потенциал», «Возрастная характеристика и особенности детей младшего школьного возраста, их использование при изучении фольклорных произведений», «Система, содержание, формы, методы и средства патриотического воспитания младших школьников на фольклорном материале во внеклассной работе», «Творчество и педагогическое мастерство в просветительской работе с младшеклассниками по формированию патриотических понятий и чувств», «Педагогические технологии в патриотическом воспитании учащихся начальных классов средствами фольклора (в процессе изучения эпоса «Алпамыш»)» и др.

Кроме лекций, проводятся конкретно-тематические, семинарские и лабораторно-практические занятия, проводится самостоятельная работа студентов по предложенной литературе на темы лекций. Тематика семинаров: «И.А.Каримов о патриотизме, патриотическом чувстве», «Национальная программа по подготовке кадров о патриотическом воспитании обучающихся», «Система, содержание, процесс, методы и методика патриотического воспитания учащихся начальных классов на фольклорных произведениях героико-патриотического содержания», «Беседы с младшими школьниками о государственной символике», «Восприятие младшими школьниками фольклорных произведений», «Творчество учителя в патриотическом воспитании учащихся на фольклорном материале», «Современные педагогические технологии в процессе патриотического воспитания младших школьников средствами устного народного творчества» и др.

Будущие учителя начальных классов осваивают не только педагогические и конкретно-предметные технологии патриотического воспитания младших школьников, но и частно-методические, а также наиболее оптимальные организационно-педагогические формы и методы среди которых убеждение, внушение, перспективное видение; чтение, пересказ, описание, беседа, разъяснение, комментарии, обсуждение, диалогическое общение; пример, образец, иллюстрация, демонстрация; характеристика, сравнение, сопоставление; анализ, обобщение, вывод, заключение, советы, рекомендации; индивидуальный и дифференцированный подход; творческое воображение, фантазия: «вхождение» в роль фольклорного героя, сказочную ситуацию, «проживание» жизни любимого героя, «прослеживание» его судьбы; сомнение, досочинение фольклорных произведений, «поворот» в них событий, «введение» в сюжет новых героев ситуаций и событий; заучивание на память, художественное чтение, в том числе, диалоговое, сценки, мини-инсценировки, поиск и коллекцирование фольклорных материалов; вопросы (по темам, контрольные); ведение тематических дневников и альбомов, блокнотов и тетрадей; задания (обязательные, по желанию индивидуальные, групповые); требование, поощрение; викторины, турниры знатоков фольклора и др.

В распоряжении будущих учителей должен быть необходимый наглядно-иллюстративный материал: фотографии природы Узбекистана, столицы Ташкента; карты Узбекистана; изображение флага, герба, запись гимна Республики Узбекистан; подарочные и юбилейные издания эпосов, сказок, богато иллюстрированных; различные компьютерные материалы по фольклору; фильмы (художественные, мультипликационные). Будущим учителям предоставляется возможность выполнять задания по содержанию лекций, теоретико-педагогические и методические работы - на выбор, по интересу и желанию.

Например: сочинения: «Что есть патриотизм?», «Я воспитатель юных патриотов».

Рефераты «Профессиональный статус и педагогический авторитет учителя, патриотически воспитывающего учащихся», «Национальное и общечеловеческое в фольклоре», «Воспитательно-патриотический потенциал фольклора», «Мыслители Востока о воспитании, нравственном потенциале фольклора», «Узбекский фольклор: специфика, особенности, источник патриотического воспитания», «Героико-патриотические мотивы в узбекском фольклоре», «Патриотическая мудрость узбекских поговорок и пословиц», «Психология шести-десятилетних детей», «Эмоциональный фактор в приобщении младших школьников к фольклору», «Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста фольклорных произведений», «Педагогическое творчество и мастерство учителя в патриотическом воспитании учащихся начальных классов на фольклорном материале», «Профессиональное самообразование учителя по совершенствованию педагогического творчества и мастерства», «Современные педагогические технологии (на примере патриотического воспитания младших школьников средствами фольклора героико-патриотического содержания)».

Тематика методических работ: «Беседа с учащимися начальных классов о фольклоре», «Патриотическое воспитание младших школьников на узбекском фольклоре (эпосе, сказках, поговорках, и пословицах)», «Рассказы младшим школьникам о героях-патриотах в произведениях узбекского фольклора», «Беседа с младшеклассниками», «В мире героико-патриотических сказок», «Использование в патриотическом воспитании младших школьников художественных особенностей фольклора», «Использование в патриотическом воспитании младших школьников эмоционально-нравственного потенциала героико-патриотических произведений фольклора»; «Активизация творческого воображения младших школьников в патриотическом воспитании на героических мотивах фольклорных произведений».

Просветительские беседы с учащимися начальных классов на высоком педагогическо-творческом уровне: «Что есть Родина», «Наша страна – Узбекистан», «Государственные символы Узбекистана», «Патриот Родины», «Что такое патриотизм?», «Что есть патриотическое чувство?».

Использование нетрадиционных педагогических технологий в патриотическом воспитании младших школьников на героико-эпическом произведении «Алпамыш», «Технологичный подход к изучению младшеклассниками образов героев-патриотов фольклорных произведений».

Успех подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся зависит и от вопросов, обращенных к студентам (по содержанию лекций и контрольных). Например, по темам лекций: В чем суть идеи патриотизма в произведениях устного народного творчества? Определите вашу личную позицию (концепцию) в патриотическом воспитании учащихся? В чем заключаются особенности узбекского фольклора? Чему учит узбекский фольклор патриотического содержания младших школьников? Какие особенности детей младшего школьного возраста необходимо использовать в патриотическом воспитании на героико-патриотических произведениях фольклора? Что есть педагогическое творчество? В чем заключаются признаки педагогического мастерства? Что такое педагогическая технология – на примере изучения младшими школьниками героико-эпического произведения «Алпамыш» и др.

Вопросы для итогового контроля: Современная трактовка патриотизма. Возможности узбекского фольклора в патриотическом воспитании младших школьников. Схема патриотического воспитания младших школьников на фольклоре героико-патриотического содержания. Возможности внеклассной работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов средствами фольклора. Какие произведения фольклора особенно эффективны в патриотическом воспитании младших школьников? Знания, умения и способности учителя, необходимые в формировании у младших школьников патриотических чувств на фольклорном материале. Нетрадиционные педагогические технологии в патриотическом воспитании учащихся начальных классов на произведениях фольклора героико-патриотического содержания и др.

Студентам предлагается тематика курсовых работ: По курсу «История педагогики»: «И.Каримов о патриотизме», «Проблема патриотического воспитания в государственной образовательной политике», «Патриотизм как основной принцип развития и формирования духовной нравственности обучающихся», «Патриотическое воспитание учащихся на национальных и общечеловеческих ценностях», «Народная педагогика в патриотическом воспитании учащихся».

По курсу «Теория педагогики»: «Узбекский фольклор в патриотическом воспитании учащихся младших классов», «Педагогические основы патриотического воспитания учащихся начальных классов на фольклорном материале», «Теоретико-практические основы патриотического воспитания младших школьников средствами фольклора», «Организационно-педагогическая работа классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников на произведениях устного народного творчества».

По курсу «Педагогическое мастерство»: «Творческий подход к патриотическому воспитанию учащихся начальных классов на фольклорном материале». По курсу «Педагогические технологии»: «Педагогические технологии в патриотическом воспитании учащихся начальных классов на фольклорном наследии узбекского народа».

На такой структурно-содержательной основе, как показал наш исследовательский опыт, в данной подготовке будущих учителей достигаются прогнозируемые критерии: студенты осознанно-положительно относятся к предлагаемой подготовке; получают необходимые методолого-педагогические представления, знания – по фольклору, узбекскому фольклору, его воспитательному (патриотическому) потенциалу, национально-специфическим и общечеловеческим особенностям. Будущие учителя ориентируются на возрастные особенности детей младшего школьного возраста – как их использовать в патриотическом воспитании на фольклорном материале. Будущим учителям раскрываются возможности инновационно-педагогического и теоретико-практического, собственно-творческого подходов к патриотическому воспитанию учащихся при изучении устного народного творчества, особенно во внеклассной работе. Они знакомятся с технологиями – общепедагогическими, конкретно-предметными, частно-методическими. Осознают необходимость адекватного самообразования, необходимого для подготовки своей педагогической и методической «продукции», которую предстоит апробировать в студенческом социуме и в период педагогической практики.

Таким образом, повышается уровень воспитательного фактора в подготовке будущих учителей начальных классов к патриотическому воспитанию учащихся на высоконациональной ценности – узбекском фольклоре, имеющем и общечеловеческую значимость.