Сведения об образовательной организации

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ВЕЛИКИХ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ВЕЛИКИХ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ 

Алалыкин-Извеков В.Н.
США, Международное общество сравнительного изучения цивилизаций (ISCSC)
vlad_ai@yahoo.com

Изучение иностранных языков является одним из важнейших и эффективных путей постижения иных цивилизаций, а изучение русского языка - необходимейшим средством познания российской цивилизации. Эти вопросы рассматриваются с точки зрения новой междисциплинарной научной области – «цивилизационики».

В середине 90-х годов XX столетия автор данной публикации предложил концепцию и разработал теоретико-методологические основания новой междисциплинарной научной области, которую он назвал «цивилизационикой» («civilizational science»). Согласно концепции автора, цивилизационика изучает все манифестации сложного и многообразного феномена цивилизации, а также включает в себя все научные подходы этого актуального и стремительно развивающегося направления.

В течение столетий понятие цивилизации приобрело определённое число различных денотаций и коннотаций. Например, под цивилизацией часто понимается общество, культура, фрагмент времени, географический ареал, нация, империя, этническая или лингвистическая группа, стадия общественного либо культурного развития, «волна прогресса», «сеть городов», «интерфейс с природой», стиль жизни, набор материальных удобств и т.д., или же определённое их сочетание. Соответственно, постепенно появились различные парадигмы изучения феномена цивилизации. Обычно каждая из них представляет своё определение феномена цивилизации и рассматривает тот или иной набор макроуровневых пространственно-темпоральных, социокультурных и психологических явлений и долговременных пространственно-темпоральных,  социокультурных и психологических процессов в качестве её составляющих.

Поэтому в рамках «цивилизационики» феномен цивилизации определяется как эмпирически, рационально либо интуитивно обоснованный конструкт макроуровневых пространственно-временных, социокультурных и психологических явлений и долговременных пространственно-временных, социокультурных и психологических процессов, оказывающих существенное влияние на эволюцию человечества. «Цивилизационика» основывается на следующих фундаментальных подходах: 1) полипрадигмальный; 2) системный; 3) дополнительный; 4) междисциплинарный; 5) интегральный; 6) последовательный; 7) интерактивный.

Полипарадигмальный подход состоит в применении в рамках «цивилизационики» определённого числа научно обоснованных цивилизационных парадигм. Системный подход проявляет себя в рассмотрении научно обоснованных цивилизационных парадигм как системных компонентов «цивилизационики». Дополнительный подход очевиден в рассмотрении различных научных цивилизационные парадигмы как дополняющих, а не взаимоисключающих друг друга. Междисциплинарный подход выражает себя в рассмотрении всех релевантных макронаук и макродисциплин как одинаково важных компонентов «цивилизационики». Интегральный подход обнаруживает себя в факте признания эмпирического, рационального и интуитивного методов исследования как одинаково важных путей установления истины во всей её полноте. Последовательный подход состоит в разработке в рамках «цивилизационики» новых цивилизационных парадигм, основанных на предыдущих научных достижениях в цивилизационной теории. Интерактивный подход обнаруживает себя в применении по всей области «цивилизационики» методологий соответствующих макронаук и макродисциплин. Cуществующие цивилизационные парадигмы в рамках «цивилизационики» классифицируются следующим образом:

  1. Тип: a) механистическая; б) органическая; в) географическая; г) биологическая; д) ноосферная; е) социологическая; ж) социоэкономическая; з) социобиологическая; и) культурологическая; к) психосоциальная; л) аксиологическая; м) религиозная; н) технологическая; о) экономическая; п) экуменическая; p) мир-системная и т.д.
  2. Единицы: a) культуры; б) культурные системы (культурные суперсистемы); в) общества; г) этносы и т.д.
  3. Количество: a) единственная; б) двоичная; в) множественная.
  4. Движущая сила, механизм или фундаментальная основа: a) принцип; б) конфликт; в) закон; г) контракт; д) принуждение; е) правящая элита; ё) «волна прогресса»; ж) вера; з) свобода; и) логика; к) альтруизм; л) коммунитаризм; м) индивидуализм; н) либерализм; о) консерватизм; п) эмпирическое мировоззрение; р) рациональное мировоззрение; с) интуитивное мировоззрение и др.     
  5. Эволюционная динамика: a) линейная /многолинейная; б) циклическая/не-циклическая; в) спиральная/не-спиральная; г) периодическая/не-периодическая; д) прогрессивная/ регрессивная; е) постоянно повторяющаяся; ё) бесцельно колеблющаяся; ж) неизменная; з) телеологическая; и) эсхатологическая; к) апокалиптическая и т.д.
  6. Стадии: a) эпоха; б) эра; в) период; г) цикл; д) династии и т.д.
  7. Поколение: a) первое; б) второе; в) третье и т.д.
  8. Основные характеристики: города, письменность, законодательство, развитое земледелие, ремёсела и торговля, искусство, монументальная архитектура, образование, архитектура, города, письменность, развитая религия, наука, классовое общество, государство, частная или тем или иным образом огосударствлённая собственность, деньги и проч.

Теоретико-методологическим фундаментом «цивилизационики» являются философия истории, науки, культуры и искусства; история философии, теория культуры, социологии, психологии и ряда других научных областей, а также целый спектр философско-теоретических и исторических представлений о структуре и динамике развития глобальных социокультурных явлений и процессов, в том числе: общая теория цивилизационного развития (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер, К. Куигли, Ю.В. Яковец, М. Мелко и др.); интегральная философия и теория социокультурной динамики (П.А. Сорокин); теория ноосферного пути развития цивилизации (В.И.Вернадский ,Э. Леруа, П.Теяр де Шарден, Н.Н. Моисеев, А. Тарговский и др.); теория «цивилизационных волн» (Э. Тоффлер); «мир-системный подход» (И. Валлерстайн, Д. Уилкинсон и др.); подход «long-duree» исторической школы “Анналов» (Ф. Бродель и др); теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона; теория «конца истории» (Ф. Фукуяма); теория цикличности социокультурного развития (древнеиндийские и древнекитайские мыслители, Аристотель, Полибий, Ибн Хальдун, Дж. Вико, Г. Кернз, Р. Саркар, А. Шлесинджер и др.), теория дезинтеграции сложных обществ (Дж. Тэйнтер, Дж. Даймонд и др.), теория этногенеза (Л. Н. Гумилёв и др.); психосоциальная цивилизационная парадигма (З. Фрейд, К. Юнг, М. Целинский и др.); идеи глобалистики, «Большой», универсальной и мировой истории.

Поскольку «цивилизационика» представляет собой фундаментальную научную область, она, в основном, предлагает теоретические научные исследования основополагающих макроуровневых социокультурных явлений и долговременных социокультурных процессов. Следовательно, она не предполагает скорой и непременной практической реализации, применения или утилитаризации выработанных в её рамках идей, концепций и теорий. Учитывая сказанное, результаты фундаментальных изысканий в рамках «цивилизационики» могут и должны использоваться для решения стоящих перед человечеством глобальных проблем.

Начало XXI века характеризуется крайним обострением многих проблем развития человеческой цивилизации. Несущий реальную угрозу её исчезновения стремительный процесс развёртывания демографического, ресурсного, климатического и других кризисов диктует настоятельную необходимость научного изучения феномена цивилизации с целью своевременного предсказания, идентификации, понимания, объяснения и адекватного разрешения нарастающих проблем глобализирующегося мира.

«Цивилизационика», по мнению автора и ряда разделяющих его воззрения учёных, способна предложить адекватный анализ глобальных проблем настоящего и будущего мира. Какова же картина эволюции и перспективы развития изучения русского языка в мире с точки зрения научной цивилизационной теории?

РУССКИЙ ЯЗЫК СЕГОДНЯ

В XX веке русский язык вошёл в число мировых языков. Это стало возможным благодаря существованию вначале Российской империи, затем Советского Союза, и далее Российской Федерации – государств глобального масштаба и влияния. В настоящее время он является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих. Русский язык является официальным или рабочим языком ряда крупнейших международных организаций и проектов.

По данным исследований А.Л. Арефьева, интерес к русскому языку в США достиг своего предыдущего апогея в 1989-1991 годах (например, в 1980 году русский язык там изучали 24 тысячи человек, а в 1990/1991 учебном году - 45 тысяч), после чего интерес к нему несколько снизился, однако затем начал снова возрождаться в начале 2000-х годов. По данным того же автора, в 2004 году число владевших русским языком в США достигало трёх с половиной миллионов человек. Русский язык десять лет назад изучался в 178 вузах, а число студентов занимавшихся там студентов составляло около 2700 человек. Русский язык изучался также в более чем 100 средних образовательных учреждений, где число учащихся достигало шести с половиной тысяч человек.

Данные департамента образования США подтверждают оптимистические тенденции возрождающейся в настоящее время популярности русского языка в США. Так, число студентов, закончивших вузы с дипломами по русскому языку, хотя и снизилось в целом по стране с 768 в 1970 году до 271 в 2003 году, однако уже в 2011 году возросло до 340 или, выражаясь языком статистики, продемонстрировало прирост на 25 процентов. Наступает также период расцвета чартерных школ с углублённым изучением русского языка. Таковые недавно открылись, например, в городе Портленде (Орегон), Сакраменто (Калифорния), Джэксонвилл (Флорида) и в других городах.

И тем не менее, эксперты отмечают, что количество носителей русского языка в мире в настоящее время сокращается, с 350 миллионов в девяностых годах до 278 миллионов человек в 2005 году. Они далее указывают, что «русский является единственным из 10-12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних пятнадцати лет неуклонно утрачивал свои позиции во всех основных регионах мира, и в ближайшие 20 лет эта негативная тенденция сохранится, если не будут приняты соответствующие меры по эффективной поддержке русского языка и культуры внутри страны, в ближнем и дальнем зарубежье».

Ряд учёных сравнивает положение с изучением русского языка в мире с ситуацией с изучением языков других исчезнувших империй, например, английским, французским, голландским и другими. Историк И. Беленький даже проводит следующую параллель между русским и голландским языками: «...ситуация России более или менее похожа на голландскую. Столетием позже не останется и следа нашего присутствия на территории более чем половины земного шара, как это было в ситуации с многочисленными колониями этой великой морской империи. Не очень образованные люди даже не подозревают, что Голландия обладала этими колониями; язык остался лишь в Суринаме. И тем не менее, лишь 60 лет тому назад Голландия управляла Индонезией, страной с большим населением, чем в России. Сегодня абсолютно никто там не хочет изучать голландский язык». 

РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАВТРА

         Каковы же пути выхода из этого лингвистического «пике»? Научная цивилизационная теория рассматривает проблему изучения русского языка в контексте функционирования других социокультурных сфер, так как популярность языка той или державы достаточно близко коррелирует степени их развития. Политологи, например, называют четыре основных сферы влияния великих держав: военную, экономическую, технологическую и культурную.

Социолог, политолог и историк Т. М. Атнашев прямо указывает: «Исторически, международное значение языка зависело от четырёх ключевых факторов: демографии (то есть, числа лиц, для которых язык является родным); военной мощи говорящих на языке; экономического могущества тех, для которых язык является родным; и наконец, культурной либо политического важности того, что было создано на данном языке». А по мнению британского лингвиста Н. Остлера, в XXI веке военная мощь может замещаться новыми технологическими и политическими факторами.

Итак, уровень развитости политико-экономических, военных и технологических сфер существенно влияет на популярность в мире языка данной державы. Это фактор должным образом отмечен на уровне правительства Российской Федерации, которое в настоящее время всемерно поддерживает развитие экономической, научно-технологической, а также демографической сфер. Только в 2006 году, например, были приняты «Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года», вошедшая в список приоритетных национальных проектов Программа по росту «человеческого капитала» в России и др. Как показали недавние международные события, военная мощь России сегодня также поддерживается на мировом уровне.

Не следует забывать, однако, и важность создания великих культурных сиcтем на языке данной цивилизации. Ведь именно таковые обеспечивает языку, на которых они были созданы, место в сознании любого образованного человека в мире. Т.М. Атнашев, например, отмечает: «Истории латинского, арабского и персидского языков демонстрируют, что наследие языка способно пережить – и на столетия – упадок метрополии. Это происходит, когда философские, художественные, религиозные и правовые тексты, созданные на данном языке, имеют авторитарный нормативный вес в новых исторических и социальных условиях».

Таким образом, основу подлинно непреходящего интереса к языку составляют создаваемые на нём новые великие культурные системы – отражающие универсальные чаяния человечества научные и культурные открытия, творческие прорывы в искусстве и литературе, политические и юридические идеи, педагогические методы, философские системы и религиозные откровения. Поэтому создание новых великих культурных систем, калибра, например, греческой философии, римского права, европейского рационализма и российской классической литературы и музыкального искусства XIX века, может и должно завоевать рускому языку  популярность на столетия вперёд.

ВЫВОДЫ

  1. Стремительная глобализации мира поставила невиданные прежде цели и задачи коренного переосмысления отношений между всеми ныне существующими цивилизациями. С целью значительного улучшения понимания, общения и сотрудничества между цивилизациями в XXI столетии и в будущем нужны новые концепции и подходы.
  2. Одним из новых подходов фундаментального характера является основание и разработка теоретико-методологических основ новой междисциплинарной научной области – «цивилизационики».
  3. Научный цивилизационный анализ показывает, что с целью успешного распространения русского языка необходимо не только развитие торгово-экономической научно-технологической, демографической и других сфер, но и создание новых великих культурных систем, которые обеспечат его популярность в мире на столетия вперёд.