Сведения об образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Рыкова Т.М.
Россия, СОШ №1194, г. Москва
s1194_k1532@zou.ru

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перед педагогическим сообществом поставлена цель – «создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной». Обновление школы ставит перед педагогом принципиально иные задачи по организации образовательного процесса, что выдвигает определенные требования не только к его квалификации, но и к профессиональному здоровью, трудоспособности и долголетию.  Направление развития учительского потенциала выделено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как одно из основных.

Развитие учительского потенциала зависит от уровня профессионального здоровья и необходимых условий, обеспечивающих профессиональную трудоспособность и долголетие педагогов.

Сущность методического сопровождения обеспечения профессионального здоровья педагогов выявлена на основе анализа понятий: «здоровье», «трудоспособность», «профессиональная трудоспособность». Исходя из положения о том, что трудоспособность в трудовом праве определяется как способность к трудовой деятельности, зависящая от состояния здоровья человека, определяемого совокупностью его врожденных и приобретенных способностей к действию, направленному на получение социально значимого результата, мы определяем профессиональную трудоспособность педагога как способность выполнять работу определенной квалификации, объема и качества.

Предъявляются и определенные требования к организму и здоровью. Для профессионального здоровья педагогов важными являются не только физические данные и состояние здоровья, но и профессиональная квалификация, психические особенности и способности, личные и профессиональные качества, черты темперамента, степень самообладания.

Для нас представляет интерес подход к определению сущности профессионального здоровья как составляющей профессиональной жизнеспособности и долголетия. Изученный теоретический и практический материал свидетельствует о том, что уровень профессионального здоровья педагогов – низкий, и зависит от физического, психического и социального здоровья. Что касается структуры профессионального здоровья, то единой точки зрения по этому вопросу нет. В изученной литературе профессиональное здоровье определяется как способность организма сохранять и активизировать  защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности.

В Преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Здоровье как «стабильность внутренней среды организма» рассматривает В.М. Дильман. По определению В.П. Казначеева, «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». «Здоровье – это способность сохранить соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, структурной и вербальной информации», – считает И.И. Брехман.

Таким образом, здоровье рассматривается как комплексное и динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Профессиональное здоровье  педагогов зависит от психического здоровья. Полученные в результате анализа научной литературы и практики данные показывают, что 62% педагогов постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении своих профессиональных обязанностей, 85% педагогов подвержены устойчивым стрессам, 33% страдают заболеваниями нервной системы, более двух третей педагогов остро нуждаются в помощи психотерапевта.

Психологические аспекты здоровья раскрыты в работах И.А. Агеевой, В.А. Ананьева, О.В. Васильевой, И.Н. Гурвич, Г.С. Никифорова и других. Рассматривать профессиональное здоровье педагогов невозможно в отрыве от среды, в которой они находятся. Формированию здоровьесберегающей среды и созданию здоровой школы посвящены работы С.Н. Беловой, Э.Н. Вайнера, С.М. Десятова, Т.Н. Зюзиной, Н.Т. Рыловой, С.А. Терновской, М.Л. Мальчевской и других.

Проектирование методического сопровождения обеспечения профессионального здоровья педагогов невозможно без понимания профессионального менталитета учителя, требований к личности педагога, взаимосвязи эффективности педагогической деятельности и уровня самоконтроля, уровня профессиональной компетентности.

При определении содержания и условий методического сопровождения профессионального здоровья педагогов на муниципальном уровне, мы опирались на систему теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности процесса здоровьесбережения, а также организационно-педагогических подходов к формированию механизма их реализации в конкретных условиях функционирования учреждения. Основные акценты были сделаны на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, развитие коммуникативных навыков, формирование стратегий поведения в конфликте, выработку навыков работы в условиях стрессоемких видов деятельности, проведение тренингов, консультаций, различного вида мероприятий общеукрепляющего характера.

Эффективность процесса обеспечения профессионального здоровья педагогов на муниципальном уровне обусловливается наличием методического сопровождения, включающего: оценку и проблемно-ориентированный анализ состояния профессионального здоровья педагогов; систему работы по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения; систему подготовки школьных педагогов-психологов к профилактической работе с педагогическими коллективами в образовательных учреждениях; организационную модель профилактической работы педагога-психолога образовательного учреждения по сохранению профессионального здоровья педагогов.

Реализация методического сопровождения обеспечения профессионального здоровья педагогов на муниципальном уровне будет успешной при наличии следующих организационно-педагогических условий:

- организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения работы педагогов;

- организация повышения квалификации педагогов-психологов, обеспечивающих работу по здоровьесбережению педагогов;

- освоение учителями способов деятельности и коммуникации, необходимых для дальнейшего профессионального развития, предупреждения профессиональной деформации, сохранения и развития профессионального здоровья и обеспечения профессиональной трудоспособности.