Сведения об образовательной организации

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зингер Н.В.
Россия, Жердевский колледж сахарной промышленности
direktor –kolledg@mail.ru

Одним из важных факторов, который способствует модернизации среднего профессионального образования и переходу его на качественно новый уровень деятельности, является активное включение педагогических работников всех категорий в инновационную деятельность.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ обращается внимание на отсутствие связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности, приводящее к тому, что содержание образования и образовательные технологии не являются адекватными современным требованиям, в связи с этим, внедрение инноваций в деятельность среднего профессионального образования может стать тем звеном, которое поможет ликвидировать данный технологический разрыв.

В развивающейся системе СПО инновационный процесс, связывающий науку и практику, носит непрерывный характер. Ситуация включения педагогов СПО в инновационный процесс влияет на повышение уровня их профессионализма, самореализации, успешности деятельности, а также на их творческий рост. Поэтому создание условий для активизации экспериментальной исследовательской деятельности педагогов колледжа, повышения творческого потенциала всего педагогического коллектива, а в конечном счете, повышения качества и эффективности образовательного процесса, является насущной задачей.

В исследовании М.В. Ясюкевич представлены данные, свидетельствующие о том, что 38% педагогических работников имеют высокую потребность участвовать в инновационной деятельности, но при этом 75% опрошенных считают, что не способны самостоятельно сформулировать исследуемую проблему, поставить цель и задачи исследования. Оценить собственную профессиональную деятельность способны только 45% респондентов, а 66% испытывают затруднения при обобщении результатов педагогического эксперимента.

Проведя аналогичное исследование на базе Жердевского колледжа сахарной промышленности Тамбовской области, мы получили сходные результаты: свое желание участвовать в инновационной деятельности высказали 35% опрошенных,  испытывают затруднения при организации и проведении научно-исследовательской 78% от общего числа респондентов, адекватно оценить свою профессиональную деятельность способны только 40% педагогических работников.

Исходя из этого можно констатировать, что желание педагогических работников СПО заниматься профессиональной деятельностью в соответствии с современными требованиями, включаться в исследовательскую и экспериментальную работу, встречается с объективными препятствиями, которые им самостоятельно преодолеть очень сложно.

В связи с этим у многих педагогов системы СПО теряется интерес к инновациям в собственной деятельности. Но именно интерес представляет собой движущую силу всех свершений, обязательное условие успешности всех человеческих начинаний. А.К. Дусавицкий, говоря о человеке, имеющем свой жизненный интерес, своё дело, замечает: «Его жизнь озарена особым светом. Он встаёт с ощущением, что впереди ждёт задача, которую интересно решать и которая нужна людям».

Категория интереса многоаспектна и находится на пересечении философии, психологии, социологии и педагогики. А.Н. Леонтьев считал интерес явлением, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Слово «интерес» происходит от латинского «interest» и в переводе означает «иметь значение, участвовать, важно».

В данной категории отражается социальная  сторона, которая объективно определяет процесс формирования интересов как отдельных индивидов, так и социальных общностей и объединений. С другой стороны, интерес - психологическое, формируемое новообразование личности, определенным образом окрашивающее ее активность и отношение к разнообразным видам деятельности и предметам, явлениям окружающего мира.

С третьей стороны, интересы отдельных индивидов связаны с социальными интересами, и их формирование происходит как под влиянием среды и коллектива, к которому принадлежит индивид, так и под влиянием внутренних психических процессов и свойств личности. С четвертой стороны, интересы социальных групп (в широком и узком понимании), являющиеся движущей силой общественного развития, складываются из интересов отдельных людей, однако не являются их простой суммой, а подвержены сложным системным взаимодействиям и приобретают иное качество.

Главным личностно значимым фактором, формирующим и развивающим интерес, является деятельность как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития форм культуры. Вне деятельности интересы человека не могут развиваться, т.к. они «формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет» (С.Л. Рубинштейн.

Таким образом, для формирования интереса к инновациям прежде всего необходимо включение субъекта в инновационную деятельность  и управление этой деятельностью, направленное на личностное вовлечение в нее педагогов СПО, что обеспечит развитие их личностных и профессиональных качеств. Для этого следует рассмотреть особенности ИД с точки зрения формирования интереса педагогов к инновациям.

Инновационная деятельность педагога является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей» и направлена на преобразование существующих форм и методов воспитания, создание новых целей и средств её реализации. Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» соотносятся следующим образом. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств (О.Г. Хомерики, М.М. Поташник).

Специфику ИД составляет реализация инновационного процесса, а ее содержание - инновации («введение новшеств» или «нововведения»), имеющие две стороны: предметную, т.е. что новое создаётся, вводится, и процессуальную, т.е. как происходит рождение, распространение, освоение, изменение нового. По мнению Т.И. Шамовой, инновационный процесс включает в себя инновации (содержание); нововведения (процесс перехода и перевода системы в новое состояние); условия, обеспечивающие успешность нововведения.

Содержание инновационной деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование образовательного процесса на основе освоения и развития новых форм и способов деятельности в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов. Принятие и освоение инновации педагогическим коллективом осуществляется как движение от воспроизведения готовых образцов к их творческому переосмыслению и использованию в контексте конкретных условий деятельности ОУ.

Под формированием интереса к ИД мы понимаем создание условий для обеспечения и развития интереса педагогов колледжа к освоению и использованию инновации (т.е. к процессуальной стороне инновации). Интерес педагогов к инновации (ИИ) - это интерес и к процессуальной, и к содержательной стороне нововведения.

Ведущими мотивами инновационной деятельности педагогов колледжа как сферы их профессиональной самореализации выступают потребность в творческом характере труда, в личностной самореализации и профессиональном саморазвитии с одной стороны и осознаваемая социальная ответственность за высокие результаты образования, обеспечивающие общественные потребности и социальный заказ системе СПО - с другой. Такие мотивы порождают интерес к инновациям как устойчивую направленность личности к активному, сознательному освоению инноваций на основе эмоционально-ценностного к ним отношения. Инновационная деятельность осмысляется субъектом как источник удовлетворения личностно значимых социальных и индивидуальных потребностей.

Педагогические условия формирования интереса педагогического коллектива колледжа к инновациям включают: 1) организационно-системное обеспечение инновационного процесса; 2) психолого-педагогическое обеспечение инновационного процесса; 3) личностно значимую направленность инновационной деятельности для педагогического коллектива; 4) научно организованную деятельность руководителя по формированию интереса педагогического коллектива к инновациям.