Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ 

Куличенко Р.М., Курин А.Ю.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
kurinandrey@mail.ru

В число направлений реализации образовательной политики, как основных, входят обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, а также усиление социальной направленности системы образования. «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны; преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства». Такой подход требует «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности» [Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. № 1662-р].

В этой связи, задача современного социального образования – это формирование специалиста, владеющего методологией и методикой анализа социальных явлений, системой знаний об обществе и общественных отношениях, содержании и направлениях социальной политики и, что особенно важно – технологиям применения всего этого на практике. Поэтому так своевременна постановка вопроса об обеспечении системы образования высококвалифицированными кадрами, повышении их профессионального уровня.

Этого требуют и новые задачи, поставленные перед учреждениями образования: расширение на их базе дополнительных образовательных услуг, в том числе для населения; обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений; формирование у выпускников стремления к активной экономической, социальной и политической деятельности по обеспечению социально-экономического, духовно-личностного, научного и культурного развития страны.

Кроме того, нынешняя ситуация в России вызывает необходимость совершенствования социальной сферы, системы социальной защиты населения, а значит и повышения эффективности процесса подготовки для них кадров высшей квалификации, в том числе – социальных работников.

За период с 1991 по 2013 г. всего по проблемам социальной работы учеными по вышеназванным отраслям наук выполнено 1248 работ, из них 158 докторских и 1090 кандидатских (диаграмма 1).

Диаграмма 1 -Соотношение защит кандидатских и докторских исследований по проблемам социальной работы за 1991 - 2013 гг.

По отраслям наук это выглядит следующим образом (диаграммы 2,3).

  

Диаграмма 2 – Количество защищенных докторских диссертаций по проблематике социальной работы за 1991-2013 гг. (по отраслям наук) 

 

Диаграмма 3 – Количество защищенных докторских диссертаций по проблематике социальной работы за 1991-2013 гг. (по отраслям наук)

Последние пять лет сохраняется тенденция роста числа работ, посвященных становлению и развитию системы социального образования, подготовке бакалавров и магистров в области социальной работы, формированию у них профессиональных и личностных качеств в условиях вуза. Это в первую очередь связано с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где прописаны перспективные направления развития социального образования.

Особенно интересными среди этого направления можно назвать следующие темы: «Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации будущих социальных работников» (2011 г.), « Профессиональная подготовка будущих социальных работников в процессе изучения специальных дисциплин» (2011 г.), «Технология вузовского обучения будущего социального работника правовому просвещению населения» (2011 г.), «Динамика становления личностно-профессиональной компетентности студентов вуза, будущих социальных работников» (2011 г.), «Формирование профессионально-личностной компетентности социального работника как условие преодоления профессиональной деформации личности» (2012 г.) и др.

Далее идут социальные проблемы детей (68 работ) и семьи (85 работ).

Темы самые разнообразные, охватывают различные сферы жизнедеятельности детей, подростков и их семей. Наиболее интересные из них: «Социальная защита материнства и детства в условиях социально-экономической трансформации российского общества» (2006 г.), «Проблемы социальной защиты детей-инвалидов в условиях современного российского общества» (2007 г.) , «Социально-педагогическая работа в учреждениях системы социальной помощи и социальной защиты детей в России к. XIX - н. XX века» (2008 г.), «Социальная защита детей-сирот в годы Великой Отечественной войны» (2009 г.), «Развитие системы начального профессионального образования в рамках социальной защиты детей, попавших в опасное положение» (2011 г.), «Теоретические и научно-методические основы оптимизации социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома» (2012 г.).

По количеству недалеко от этой проблематики ушли исследования социального положения пожилых людей и инвалидов. Интересными за последние пять лет являются темы: «Информационное обеспечение социальной защиты пожилых людей в современном российском обществе: социологический анализ» (2010 г.); «Трансформация системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны» (2010 г.); «Социальная субъектность пожилых людей в основных сферах их жизнедеятельности» (2011 г.); «Адаптация инвалидов в российских организациях» (2012 г.); «Разработка и научное обоснование комплексной реабилитации инвалидов в психоневрологических учреждениях системы социальной защиты (теоретические, правовые, методические основы)»(2012 г.) и др.

Серьезное внимание исследователей привлекает тема организации защиты и поддержки военнослужащих, в том числе уволенных в запас, и их семей. Таких работ в числе анализируемых за рассматриваемый период 34, в том числе: «Социальная защита военнослужащих Российской Федерации в современных условиях: состояние и пути повышение ее эффективности»; «Формирование комплексной модели социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей к условиях гражданского социума» и др.

Ряд работ посвящен социальному здоровью и социальной адаптации молодежи; проблемам благотворительности, добровольчества и волонтерства; страхованию, как форме социальной защиты населения; социальной работе по месту жительства; гендерным проблемам; проблемам бедности, алкоголизма и наркомании; занятости населения и другие.

Из анализа только части диссертационных советов можно заключить, что активно в рассматриваемый период работали советы в Саратовском государственном техническом университете; Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина; Белгородском государственном университете; Казанском государственном медицинском университете; Нижегородском, Ульяновском, Дагестанском, Магнитогорском государственных университетах.

Очевидно, следует обратить внимание на все более укрепляющуюся практику защиты в диссертационных советах исследований по нескольким отраслям наук.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина диссертационный совет Д 212.261.05 объединяет пять специальностей: 13.00.01, 13.00.04 и 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания по трем направлениям: социальная работа – уровень высшего профессионального образования; социальное воспитание; иностранные языки.

Такая форма работы, на наш взгляд, имеет позитивный потенциал, так как расширяет и углубляет кругозор самих членов совета; позволяет рассматривать проблему на межпредметной и межведомственной основе. При этом специальности взаимодействуют в следующих направлениях: создание единых методологических основ для оценки качества диссертационных исследований и подготовки специалистов высшей квалификации; пилотирование новых технологий обучения и воспитания в области языкового и социального образования; перенос новейших технологических разработок из области языкового образования в область социального образования; осуществление межкультурных исследований в области языкового и социального образования.

Прослеживается взаимосвязь специальностей 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по отраслям знаний) и 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В последние годы специалисты по физической культуре и спорту активно обсуждают вопрос «биологизации» работ, в том числе диссертационных, написанных по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Проблема состоит в том, что уменьшается педагогическая составляющая исследований. Научным работам недостает глубокой качественной проработки методологических и теоретических научно-педагогических основ. Для преодоления этой негативной тенденции необходимо активизировать совместные научно-исследовательские проекты и профессиональные контакты между специалистами по физической культуре и спорту и специалистами по «общей педагогике» (шифр 13.00.01). Нет необходимости напоминать, что физическое воспитание и спортивная тренировка базируются на фундаментальных педагогических законах, закономерностях и принципах учебно-педагогической деятельности.

Точно так же, теория и методика социального воспитания (шифр 13.00.02) составляет научно-теоретическую основу во многих исследованиях по оздоровительной физической культуре и массовому спорту (например, среди детей и подростков). С другой стороны, научное обоснование использования средств и методов физической культуры в качестве методической основы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации девиантных детей и подростков из неблагополучных семей, профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательных учреждениях – это реальные направления научных исследований по специальности 13.00.04. Специальность 13.00.04, в части адаптивной физической культуры, и специальность 13.00.02 (социальная работа) имеют общие объекты исследований, а именно: инвалиды, пенсионеры, воспитанники детских домов и школ-интернатов и т.д. При этом используются единые научно-педагогические подходы, технологии, методики и методы, характерные для социальной работы.

Все это подтверждает разумность взаимодействия представителей различных отраслей наук в диссертационных советах и способствует более глубокому, с разных сторон, подходу к рассмотрению той или иной социальной проблемы