Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

Л.М. Тафинцева
Липецкий государственный педагогический университет
Lilia.tafintzeva@yandex.ru 

В условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. В сложившейся ситуации в модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема подготовки профессионально компетентных специалистов, способных выдерживать конкуренцию на современном рынке труда.

Сегодняшнему обществу требуется социальный работник нового типа - профессионал, гражданин и человек, имеющий обостренное нравственное чувство, способный быстро принимать решения в стремительно меняющемся мире. Миссия социальных работников определяется уровнем их личностно-профессионального становления. От работника социальной сферы на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к постоянному творческому саморазвитию в профессиональном и в личностном планах. При этом, как и прежде, его успешность в профессиональной сфере во многом определяется профессиональной подготовленностью в вузе.

На сегодняшний день идея саморазвития в образовании отражена в основных концептуальных документах. В законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период с 2000 по 2025 гг.) в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 гг.», декларируется повышение конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Основная цель высшего профессионального образования, заключается «в подготовке специалистов, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту в конкурентной среде, что является значимым для формирования карьеры» [1].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования от 2009 года указано, что Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. [4].

Исходя из сказанного, для будущего бакалавра социальной работы должно стать важным осознание того, что преуспевать в условиях рыночных отношений сможет только специалист, владеющий навыками личностного и профессионального саморазвития; способный к самостоятельной работе и общению, умеющий мобильно адаптироваться к новым условиям труда.

Таким образом, важным условием формирования профессиональных качеств будущих работников социальной сферы выступает нацеленность обучающихся на профессиональное саморазвитие. Следовательно, обеспечение процесса саморазвития студентов должно стать важнейшим элементом процесса обучения в высших учебных заведениях.

Саморазвитие определяется нами как процесс самостоятельной, ценностно-ориентированной деятельности личности, направленной на сознательное и необратимое изменение своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, физических, психических и духовных сил с целью построить идеальный образ целостной личности. Непрерывное самоизменение способно привести к обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.

В основе проблемы профессионального саморазвития лежит идея детерминации развития личности деятельностью, исходя из этого, большинство исследователей изучает человека с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно только при единстве развития личности и развития профессионализма.

Содержание профессионального саморазвития включает в себя следующие характеристики: профессиональное самовосприятие, самосознание; самоопределение; саморазвитие профессиональных навыков; самопрогнозирование, самопроектирование стратегии профессионального роста, профессиональной деятельности и ее реализации и др.

Анализ различных концепций профессионального саморазвития позволил нам выделить основные подходы к определению его сущности, один из которых связан с развитием и саморазвитием личности, а второй - с «встраиванием» человека в определенную систему профессиональной деятельности. Данные подходы к профессиональному саморазвитию объединяет положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, о зависимости профессионального становления и личностного развития.

Чтобы соответствовать уровню современных требований, бакалавр социальной работы должен не только успешно заниматься в системе специально организованной подготовки, но и непрерывно работать над собой, профессионально самосовершенствоваться. Следовательно, профессиональное саморазвитие для будущего соционома является его неотъемлемой частью.

Подготовка будущих социальных работников к профессиональному саморазвитию проходит несколько этапов. Единого взгляда на их наименование и выделение не существует, и само выделение этапов в определенной мере условно. Нами были выделены следующие этапы формирования готовности: первый -мотивационно-информационный - состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессионально-педагогической направленности. В этот период происходит адаптация к профессии; второй – содержательно-процессуальный. Его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия. На данном этапе закладывается самоактуализация социального работника в профессии; третий этап - оценочно – корректировочный - предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов. На данном этапе закрепляется  свободное владение своей профессией.

К основным ступеням профессионального саморазвития можно отнести профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессиональное совершенствование.

Эффективность процесса подготовки будущих бакалавров социальной работы к профессиональному саморазвитию зависит от создания определенных условий, организации учебно-воспитательного процесса вузе.

На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации условий, которые непосредственно связаны с факторами педагогического процесса. Исходя из анализа литературных источников, в которых дается классификация условий, способствующих или препятствующих достижению высоких результатов в (формировании готовности студентов к тем или иным видам профессиональной деятельности), мы выделяем совокупность внешних условий, создающих особую образовательную среду, обеспечивающую этот процесс и внутренних, определяемых собственным потенциалом студента.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, посвященной подготовке к профессиональному саморазвитию специалиста, процесса подготовки будущих бакалавров социальной работы в качестве внешних условий данного процесса мы определили культурно-образовательную среду, успешную адаптацию студентов в вузе, самостоятельную работу обучающихся, производственную практику. Основным внутренним условием эффективной подготовки к профессиональному саморазвитию будущих социальных работников выступило формирование их готовности к профессиональному саморазвитию, проявляющееся в единстве мотивационно-потребностного, деятельностного, эмоционально-рефлексивного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают достижение высоких результатов в профессиональной подготовке и высокого уровня профессионального саморазвития будущего специалиста.

Мотивационно-потребностный компонент готовности будущего социального работника к профессиональному саморазвитию определяется совокупностью усилий, прилагаемых для достижения целей саморазвития; подготовкой целенаправленного профессионального поведения, развитием положительной мотивации к профессиональной деятельности, повышению своего мастерства и самореализации; осуществлением побуждающей функции, вызывающей активность к профессиональной деятельности, направляющей и регулирующей мотивы профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент готовности будущего социального работника к профессиональному саморазвитию определяется совокупностью научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и его профессиональному саморазвитию. На данный компонент готовности будущего бакалавра социальной работы к профессиональному саморазвитию влияют потребности личности, которые выступают объективным фактором определения самого содержания. На структуру содержания готовности к профессиональному саморазвитию влияет и собственная позиция человека: какие сферы своей личности он хочет совершенствовать.

Эмоционально-рефлексивный компонент готовности будущих бакалавров социальной работы к профессиональному саморазвитию характеризуется сформированной активной рефлексивной позицией, являющейся необходимым условием саморазвития специалиста, так как отсутствие таковой практически исключает возможность как личностного, так и профессионального саморазвития студентов. Способностью обучающихся не только к самооценке своих действий в процессе целенаправленного профессионального саморазвития, но и корректировке полученных результатов; чувством ответственности за результаты своей деятельности.

Результатом процесса подготовки к профессиональному саморазвитию являются качественные изменения в системе личностно-профессиональных характеристик. Общая оценка результатов преобразований предполагает покомпонентный анализ всей структуры готовности к профессиональному саморазвитию.

Таким образом, проведенный анализ позволил нам дать качественную характеристику компонентов готовности бакалавров социальной работы к непрерывному профессиональному саморазвитию, проявляющееся в единстве мотивационно-потребностного, деятельностного, эмоционально-рефлексивного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают профессионально-личностную направленность на осуществление данного вида деятельности, способность к осуществлению профессионального саморазвития и развитость рефлексивных умений.

Литература

  1. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб.пособ. Для студ. ср. пед. уч. заведений. – 2- е изд.. – М.: Академия, 2004г.
  2. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. – М.-2013г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040101 Социальная работа (квалификация (степень) «Бакалавр»).- М. -2009г.