Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Н.Ф. Басов, Е.Е. Смирнова
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
see_79@mail.ru 

В требованиях к итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «магистр») отмечается, что аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников новому госстандарту третьего поколения.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную завершенную работу, связанную с решением задач технологического вида деятельности, к которому готовится магистрант в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова.

Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определены общим положением о выпускной квалификационной работе Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова и Положением о магистерской диссертации по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) «магистр»).

Магистерская диссертация является одной из ведущих форм организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. В ходе ее выполнения обеспечивается соблюдение основного принципа организации системы образовательного процесса на данном этапе подготовки специалиста в вузе – принципа комплексности, предполагающего последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты. Кроме того, она позволяет на практике реализовать требование нового образовательного стандарта по обеспечению магистранту реальной возможности участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики магистерской программы.

Магистерская диссертация – особая разновидность диссертационного научного произведения [5]. Она представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и результаты разработки выбранной, соответствующей современному уровню развития науки проблемы.

Данный вид работы магистра призван раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений [6].

Написание магистерской диссертации предполагает:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;

- выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учреждении, относящемся к его профессиональной сфере или научно-исследовательском учреждении.

Исходным моментом подготовки магистерской диссертации является выбор проблемы исследования. Тема, как правило, характеризуется, актуальностью, имеет научное и прикладное значение, обеспечивается условиями для выполнения в намеченный срок и научным руководством. Магистранту предоставляется право самостоятельного выбора темы работы, осуществляемого на основании имеющегося на кафедре утвержденного перечня направлений исследований. Магистрант также может предложить и свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы диссертации магистрантом могут быть использованы следующие приемы: просмотр каталогов защищенных диссертаций и ранее выполненных на кафедре диссертационных работ; ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных областях науки;? оценка состояния разработки методов исследования в социальной работе, принципов ее осуществления, конкретных технологий и т.д.; изучение известных научных решений при помощи новых способов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных диссертантом.

Существенную помощь в выборе темы оказывают аналитические обзоры и статьи в специальной периодике (например, журналах «Социальная работа», «Отечественный журнал социальной работы», «Работник социальной службы» и др.), а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.

Следующим этапом работы над выпускной квалификационной работой является планирование деятельности, которое является исключительно важным для магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного исследования. Осуществление этой работы начинается с составления рабочей программы, представляющей собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. План разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта.

Далее составляется план-проспект или черновое оглавление, которое становится основой для последующей оценки соответствия работы целям и задачам проводимого исследования. Такой план дает представление об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей [1].

Затем магистранту необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок их исполнения может быть изменен, однако, все их следует выполнить за намеченный для этого период.

После разработки замысла научного исследования, который находит свое отражение в теме и рабочем плане диссертации, целесообразно начать ознакомление с опубликованной по теме диссертации литературой. Качественно составленная библиография позволяет охватить проблему в целом. Кроме того, она позволяет уточнить цель исследования, уже в самом его начале. Изучению подвергаются все виды источников, содержание которых связано с темой магистерской диссертации.

На следующем этапе магистрант переходит непосредственно к разработке проблемы выпускной квалификационной работы. Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.

Содержание глав основной части, как правило, точно соответствует теме диссертационной работы и полностью ее раскрывает. Эти главы показывают умение диссертанта сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к работам такого уровня.

В основной части магистерской диссертации рекомендуется рассмотреть краткую историю вопроса, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов [7].

Отдельно следует остановиться на эмпирической части исследования, которая является весьма важной. Если до сих пор магистрант имеет дело с известными фактами, которые анализируются так же на основе известных исследователю методических подходах, то этот этап строится на том, что исследователь вводит новые, дополнительные условия формирования показателей, индикаторов, в том понимании, в каком это видит именно он. Получаемые результаты (в виде отклонений от фактически существующих показателей, характеризующих рассматриваемую проблему, количественных измерений этих отклонений и т.п.) и их объяснение составляют экспериментальную часть его исследования.

Итоги научно-исследовательской работы, как правило, содержат элементы научной новизны: новые подходы в исследовании, новые знания в методике преподавания, новые знания в разработке планов, управлении системами и др. Их публикация является обязательным требованием при написании магистерской диссертации [3].

Магистерская диссертация по социальной работе является квалификационным трудом и поэтому ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что, прежде всего, находит отражение в его структуре[4]. Композиция диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст (главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата. Магистерская диссертация по социальной работе должна включать в себя: ?титульный лист; ?содержание;? введение; основная часть: главы, разделы, подразделы, пункты; ?заключение; библиографический список; ?приложения.

Полностью подготовленная к защите магистерская диссертация в сброшюрованном виде, подписанная студентом, представляется научному руководителю, который еще раз просматривает такую работу в целом, и составляет письменный отзыв.

После окончания работы над магистерской диссертацией она подлежит обязательному рецензированию [7]. Рецензентами могут выступать высококвалифицированные специалисты учреждений, органов государственной власти в сфере будущей профессиональной деятельности магистранта и смежных с ней областях, где студент проходил практику, или специалисты учреждений, специфика деятельности которых имеет отношение к теме исследования; специалисты научно-исследовательских учреждений и преподаватели вузов, не являющиеся работниками выпускающей кафедры.

Защита магистерской диссертации проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии. Основным документом, подготовляемым к защите самим магистрантом, является конспект доклада. Качество такого конспекта определяет оценку не только самой диссертации, но и всей работы магистранта над ней.

Таким образом, работа над магистерской диссертацией является одной из продуктивных форм организации научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней на данной ступени подготовки специалиста. В ходе нее магистрант имеет возможность продемонстрировать требуемый государственным образовательным стандартом образовательно-квалификационный уровень, обладание им широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владение методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, способность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Литература

  1. Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.
  2. Актуальные проблемы социальной работы / под ред. О.И. Бородкиной, И. А. Григорьевой. – СПб. : Скифия, 2005.
  3. Бахарев В. В. Магистерская диссертация по социальной работе : учеб.-метод. пособие / В. В. Бахарев, А. Е. Таранова, И. Н. Кищенко. – Белгород : ИП «Остащенко А. А.», 2010.
  4. Выпускная квалификационная работа по профессионально-образовательной подготовке бакалавра направления 040100.62 Социальная работа : метод. указания / сост. Л.В. Куриленко, С.В. Егорова, Н.И. Заплетина; отв. ред. В. Я. Мачнев. – Самара : [б.и.], 2008.
  5. Кузин Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. – М. : Ось-89, 2011.
  6. Райзберг Б. А. Написание и защита диссертации. Практическое руководство. – М. : Маросейка, 2011.
  7. Фокин В. А. Как подготовить выпускную квалификационную работу по социальной работе : учеб. пособие / авт.-сост.: В. А. Фокин, В.В. Соломатова. – Тула : Тул. гос. пед. ун-та, 2011.