Сведения об образовательной организации

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 

Логинов А.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В научных исследованиях России разрабатываются и реализуются основы валеологического образования в системе общего образования (В.Ф. Базарный, Т.Ф. Орехова, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева, А.К. Коломеец, М.А. Лазарев, А.Г. Щедрини др.). Особое внимание обращается на формирование валеологической культуры у будущих учителей в системе вузовского педагогического образования (И.Г. Бердников, А.В. Ляхович, Л.П. Макаров, Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов и др.). Однако проблема  реализации валеологического подхода в социальном образовании остается недостаточно разработанной.

Одним из условий решения этой проблемы является разработка и обоснование принципов реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника как важнейшего компонента теоретической модели этого процесса. По В. И. Загвязинскому, принципы  - это концентрированное выражение научных результатов в практических целях, которые определяют общую стратегию решения педагогических задач определенного типа и служат наиболее общим условием повышения эффективности педагогической деятельности в целом [1].

В вузе принципы реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника определяют стратегию и тактику практической деятельности преподавателей и студентов, характер их взаимодействия, материализуются в формах, методах и конечных результатах. Это наиболее важные, основополагающие предписания, следование которым является необходимым условием успешной реализации процесса реализации валеологического подхода, преодоления присущих ему противоречий и достижения поставленных целей, кроме этого в вузе процесс формирования валеологической культуры социального работника  испытывает на себе влияние закономерностей и тенденций развития образовательной системы высшей школы.

В качестве принципов, по мнению И.А. Шаршова, следует выбирать те положения, для которых выполняются требования: универсальности, самостоятельности и взаимодополнения. Это предполагает, во-первых, что принципы имеют всеобщее значение, во-вторых, действуют в любых ситуациях образовательной среды вуза, не подменяются и не поглощаются другими принципами, в-третьих, все взаимосвязаны, то есть каждый  из них учитывает другие и реализуется полноценно при условии осуществления всех остальных принципов [2].

Целью статьи является систематизация  и обоснование принципов реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника.

На основе современного понимания процесса подготовки социальных работников в вузе, требований времени, в свете ведущих тенденций взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе среди всего множества принципов выделим три группы.

Первая группа определяет общие подходы к процессу реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника, требования к целям и содержанию данного процесса.

 Вторая группа определяет требования к технологии педагогического взаимодействия субъектов данного процесса.

Третья группа определяет социальные и психолого-педагогические условия, которые обеспечивают процесс реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника и без которых он будет малоэффективным.

Это деление условное, но необходимо для выделения главного, понимания сущности процесса реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника.

Основу и стратегию реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника определяет системный подход. Именно системность и целостность позволяет понять и осмыслить принцип многоаспектности валеологического подхода в его различных проявлениях: человекодеятельностном, нравственном, дидактическом, экологическом, инновационном. Этот принцип определяет системную природу валеологического подхода и позволяет осознанно выстраивает деятельность по ее формированию в высшем учебном заведении.

Взаимосвязью потребности в системных валеологических знаниях с направленностью всего образовательного процесса на поддержку и развитие здоровой личности обосновывается принцип непрерывности, преемственности и систематичности. Онзаключается в том, что процесс реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника должен идти непрерывно, учитывая временную и пространственную взаимосвязь ступеней валеологического образования, последовательность, поступательность  и регулярность формирования валеологически  важных качеств.

Принцип интеграции общего, профессионального и валеологического образования предполагает валеологизацию всех существующих образовательных программ и введение специальных валеологических программ. С этой целью необходимо использовать возможности учебных предметов, закрепленных Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования в области знаний о здоровье и здоровьесбережении, а также целенаправленно включать специальные дисциплины, целенаправленно  детерминирующие формирование валеологической культуры. Межпредметность и комплексность – это основа  реализации данного принципа  через организацию профессиональной подготовки.

Валеологическая культура социального работника является результатом реализации валеологического подхода в высшем учебном заведении. Поэтому  в процессе подготовки социальных работников должен реализовываться принцип профессионально-валеологической направленности образовательного процесса в вузе, обеспечивающий ориентированность процесса реализации  на конкретные функции и роли специалиста в области сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья клиентов. Этот принцип проявляется в отборе содержания профессионального образования, в разработке учебных планов и программ, подготовке учебных пособий и методических рекомендаций, в организации различных форм освоения валеологической культуры.

Безусловно,обоснованием и руководством для практического построения индивидуальных траекторий формирования валеологической культурысоциального работникаявляется принцип многоплановости развития личности. Внутренние побуждения или внешние воздействия могут менять направление формирования, что приводит к увеличению вариантов развития и расширению возможностей субъектов. Этот принциптребуетконструирования модели здоровья, образа жизни для каждого будущего социального работника, так как его мотивационно-ценностные ориентации на здоровый образ жизни зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Его реализация способствует планомерному созданию условий для целенаправленного развития личностных, индивидуальных и субъектных свойств и обеспечивает разработку личной валеологической концепции социального работника, которая позволяет оценить его личностные, профессиональные качества. Включение данного принципа в систему формирования валеологической культуры ведет к признанию ценности приемов индивидуализации и дифференциации в валеологической деятельности и пониманию необходимости получения объективной информации об индивидуальных особенностях обучающихся, степени развития их валеологической культуры и вооружение будущих социальных работников методами такой диагностики. Единство теоретической и практической подготовки обеспечивает формирование валеологической культуры на основе индивидуального опыта.

К числу одной из основных тенденций реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника относится творческая самореализация личности в валеологической деятельности профессионального социума и собственной. В вузовской системе она требует реализации принципа единства научной и  познавательной валеологической деятельности. Для творческой реализации личности в валеологической деятельности эффективно сочетание данных типов деятельности, которые составляют основу научно-исследовательской деятельности, развивающей  творческую индивидуальность студентов.

Одним из важнейших принципов реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника, на наш взгляд, является принцип гуманизации валеологического образования. Психологи-гуманисты утверждали  ценность человека как личности, принципы плюралистичности, гармоничности, личной свободы, достоинства, сотрудничества, сотворчества, ориентации на высокие социальные и духовные идеалы. Гуманизация образования в широком смысле слова - это развитие образовательных систем с признанием личности педагога и учащегося приоритетными ценностями, учет  их интересов, гармонизация взаимоотношений и условий для развития и саморазвития [3]. Принцип гуманизации валеологического образования предполагает создание доброжелательного микроклимата для диалогового общения субъектов образовательного процесса, создание возможности для проявления и развития валеологического творчества, учета личностных особенностей формирования и сохранения здоровья.

Потребность в валеологической информации и ее обмене создает благоприятные условия для реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника. Валеологическую сферу  также затрагивают инновационные процессы, которые предполагают и создание валеологических новшеств,  и их оценку, и освоение, и использование, и применение на практике. Будущий социальный работник может быть создателем собственного валеологического опыта, разработчиком какой-либо валеологической идеи,  пропагандистом и организатором по освоению и применению таких новшеств, может осваивать и применять опыт других. Поэтому будущих социальных работников следует готовить к инновационной валеологической деятельности, а ее практическая реализация свидетельствует об уровне валеологической культуры и требует  реализации принципа инновационной валеологической деятельности.

Реализации валеологического подхода не только взаимосвязанный процесс, но и взаимообусловленный. Каждый из субъектов образовательного процесса выступает причиной другого и одновременно следствием обратного валеологического развития партнера. Это обеспечивает реализацию валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника при условии действия принципа сотрудничества и парсипативности (участия). Студенты и преподаватели выступают как личностно равноправные партнеры, связанные взаимной заинтересованностью, отношением друг другу как способу повышения эффективности совместно осуществляемого процесса, как к самостоятельным ценностям, а не как к средству достижения цели. Этот  принцип  определяет особенности включения в совместную валеологическую деятельность различных моделей действия участников этого процесса, а также специальных моделей организации совместной деятельности. Результативность совместной деятельности во многом обусловлена особенностями стилей взаимодействия субъектов.

В процессе реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника могут возникать различные проблемы профессиональные, образовательные, культурные, семейные, возрастные, досуговые, карьерные, кризисные. В связи с этим необходима реализация принципа психолого-педагогической  поддержки будущих социальных работников. Помощь может быть организована в следующих формах: совет, предложение, опека, педагогическая консультация, дополнительное образование, педагогическое сопровождение различных видов адаптации, педагогическая пропаганда, разработка методических рекомендаций и др.

Перечисленные принципы реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника связаны между собой и зависимы друг от друга. Они образуют иерархическую систему, где каждый принцип связан с другими принципами. В системе они являются теоретико-методическим обоснованием психолого-педагогических условий процесса реализации валеологического подхода в вузовской подготовке социального работника и обеспечивают целостность и динамичность реализации данного процесса.

Литература 

  1. Загвязинский В.И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
  2. Шаршов И.А. Ведущие тенденции и принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе в условиях модернизации и повышения конкурентноспособности российского высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013, Вып. 11 (127). С.74-84.
  3.  Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.