Сведения об образовательной организации

КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Самохина Н.Н.
Украина, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко
culartins@mail.ru 

Диагностика уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки на начальном и заключительном этапах педагогического эксперимента осуществляется посредством критериев, уровней их сформированности, а также показателей, на основе которых анализируются педагогические данные. В результате исследования психолого-педагогической литературы, опроса практикующих педагогов-музыкантов, а также руководствуясь собственным педагогическим опытом, нами была разработана критериально-диагностическая база исследования, конкретизированная информационно-когнитивным, рефлексивно-коррекционным, профессионально-мотивационным и творческо-деятельностным критериями. Определение уровня развития изучаемого объекта предполагало разработку показателей каждого из критериев. Выделенные нами показатели, конкретизирующие особенности осуществления профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, определены на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы, результатов наблюдений, бесед, а также применения метода экспертной оценки. Сравнение достигнутых результатов с первоначальными, а также многообразные коррективы творчески ориентированной деятельности студентов осуществлялось посредством разработанных нами уровней: критического (начального), адаптивного (низкого), репродуктивного (среднего) и креативного (высокого).

Анализ последних исследований и публикаций: особенности формирования критериально-диагностической базы исследования рассмотрены в работах А.В. Галимова, И. . Исаева, Н.М. Лосевой, И.А. Мавриной, В.М. Полонского, Л.С. Рыбалко. Так, в работах А.В. Галимова понятие «критерий» рассматривается как обобщенный сущностный признак, на основе которого осуществляют оценку, сравнение реальных педагогических явлений; при этом степень выявления, качественная сформированность, принадлежность критерию выражаются в конкретных показателях, которые характеризуются, в свою очередь, рядом признаков [Галімов А.В. Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх офіцерів-прикордонників до виховної роботи з особовим складом. Хмельницький, 2004]. По мнению И.А. Мавриной, посредством критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации [Маврина И.А., Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 3]. Исследуя сущностные особенности дефиниции «критерий» В.М. Полонский акцентирует внимание на том, что критерий должен быть адекватен исследуемому нами явлению; отражать его природу, а также динамику изменения его свойств [Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000].

Цель публикации: охарактеризовать критериально-диагностическую базу уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза.

В научной литературе критерий определяется как «признак, на основании которого производится оценка, обозначение уровня развития или классификация чего-либо» [Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1989. С. 254]; мерило оценки чего-либо [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина. М., 2003. С. 374]. Несмотря на то, что критерии не фиксируют наиболее перспективные принципы и способы действия, с их помощью становится возможным определение правильности каждого шага, отслеживание логики и законов развития явления в целом. В контексте данного исследования под критерием будем подразумевать качества, свойства и признаки профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, посредством которых становится возможным наблюдать состояние, а также уровень функционирования и развития исследуемого явления. В целях определения уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки на начальном и заключительном этапах эксперимента, нами были выделены следующие критерии: информационно-когнитивный, рефлексивно-коррекционный, профессионально-мотивационный, творческо-деятельностный.

Содержание информационно-когнитивного критерия определяет общая и профессионально ориентированная грамотность будущих учителей музыки, выражающаяся в наличии у студентов глубоких и прочных психолого-педагогических, музыкально-педагогических, музыковедческих, культурологических, общеобразовательных знаний. Данный критерий демонстрирует навыки обучающихся синтезировать полученную информацию, интегрировать методологические и предметные знания, указывает на наличие у будущих учителей музыки способностей к использованию полученных знаний на практике.

Рефлексивно-коррекционный критерий демонстрирует имеющиеся у студентов навыки рефлексии и саморегуляции; актуализирует стремления обучающихся к индивидуализации и саморазвитию; отражает умения будущих специалистов адекватно оценивать личностные и профессиональные возможности, выстраивать позитивную личностную и профессиональную Я-концепцию. Рефлексивно-коррекционный критерий демонстрирует наличие либо отсутствие у студентов направленности на коррекцию и обогащение собственной профессиональной деятельности, выявляет уровень внутренней готовности к выполнению учебно-практических стратегических и тактических целей, определяет уровень готовности обучающихся устанавливать связи между осознаваемой целью профессионально ориентированной деятельности, её мотивами и средствами достижения.

Профессионально-мотивационный критерий проявляется в осознанном и аргументированном профессиональном самоопределении студентов; определяет потребность обучающихся в интеллектуальной активности, демонстрирует стремление будущих специалистов к овладению новыми умениями, навыками и знаниями; конкретизирует интенсивность волевых усилий и эмоциональных реакций студентов в освоении будущей профессии. Профессионально-мотивационный критерий демонстрирует степень сформированности профессиональной позиции будущих специалистов, а также динамику её становлення в профессионально-личностном саморазвитии обучающихся.

Творческо-деятельностный критерий определяет способность студентов к креативному самовыражению, обуславливает умения обучающихся формулировать и решать проблемы, защищать собственные убеждения, разрабатывать музыкально-образовательные проекты, выстраивать эффективные профессионально ориентированные межличностные взаимодействия. Данный критерий наиболее ярко проявляется в многообразной (аудиторной и внеаудиторной) практической деятельности будущих учителей музыки (учебно-педагогической, музыкально-просветительской, культурно-досуговой).

Устойчивыми измерителями критериев являются их показатели. Именно они демонстрируют определенное состояние или уровень развития изучаемого объекта. Значение показателя можно рассматривать как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях. В контексте данного исследования «показатель» будем определять характеристиками, обозначающими уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза. Каждому из обозначенных нами критериев профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза соответствует определённый набор показателей. Поскольку главной характеристикой показателя является конкретность, данная качественно-количественная оценка должна быть объективной, включать самые важные аспекты исследуемого явления, отличаться точностью и достоверностью.

Информационно-когнитивный критерий раскрывают следующие показатели: а) владение системой профессионально значимых знаний, наличие навыков их практического применения; б) знание современных музыкально-педагогических методик и технологий; в) способность к синтезу методологических и предметных знаний, умение использовать полученные знания на практике.

Рефлексивно-коррекционный критерий характеризуют такие показатели: а) умение анализировать и осмысливать собственную деятельность; б) векторность на непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие; в) наличие позитивной личностной и профессиональной Я-концепции.

Показателями профессионально-мотивационного критерия выступают: а) стойкий интерес к музыкально-педагогической деятельности; б) ориентация на инновациии и развитие в профессиональной деятельности; в) целеустремлённость, работоспособность, направленность на практическую реализацию.

Творческо-деятельностный критерий характеризуют: а) самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность; б) активное участие в культурной жизни вуза, города, страны; в) коммуникабельность, умение выстраивать межличностное профессиональное взаимодействие.

Данные критерии и показатели, сформулированные нами на основе теоретического анализа и практического опыта, явились основанием для характеристики уровней профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза. В контексте данного исследования под уровнем будем подразумевать степень проявления показателя того или иного критерия. На основании анализа психолого-педагогической литературы, а также учитывая специфику исследуемого явления, содержание обоснованных критериев и показателей, мы выделили четыре уровня профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, а именно: критический (начальный), адаптивный (низкий), репродуктивный (средний) и креативный (высокий).

Критический уровень профессионально-творческой самореализации характеризуют эпизодические, бессистемные знания в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства. Студенты с выявленным критическим уровнем профессионально-творческой самореализации демонстрируют профессиональный инфантилизм, отсутствие интереса к будущей профессии, неразвитость навыков практического использования имеющихся знаний. Показателем данного уровня является пассивность в творчески ориентированной учебно-профессиональной деятельности, отсутствие самостоятельности и инициативности, невыраженное отношение к формулированию и удовлетворению познавательных потребностей, неспособность к самоанализу и самооценке, недостаточная мотивация к профессиональной деятельности и самоосуществлении в профессии.

Адаптивный уровень профессионально-творческой самореализации характеризуют фрагментарные, поверхностные знания в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства, с навыками их ситуативного практического применения. Стремление овладеть навыками педагогической деятельности выражено слабо. Самостоятельность и инициативность в рамках воспроизводимой деятельности - частичная; отношение к формулированию и удовлетворению познавательных потребностей - неустойчивое; анализ и самооценка собственной деятельности осуществляется не всегда чётко; мотивации к самореализации выражена недостаточно. Студенты с выявленным адаптивным уровнем проявляют желание профессионально самообразовываться и самосовершенствоваться, при условии наличия педагогического сопровождения.

Репродуктивный уровень профессионально-творческой самореализации характеризует достаточный диапазон знаний в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства, глубина которых корректируется ситуативным интересом. Отношение к учебно-профессиональной деятельности - положительное; самостоятельность и инициативность - периодическая; установка на освоение принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности - позитивная; отношение к анализу и самооценке собственной деятельности – частично осознанное; мотивация к самореализации – ситуативно проявленная.

Креативный уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза указывает на осознание ценности и значимости знаний в профессионально значимых для будущих учителей музыки областях науки и искусства. Студенты с выявленным креативным уровнем обладают глубокими, систематизированными знаниями в области музыкально-педагогической науки, с развитыми навыками их практического использования. Отношение к учебно-профессиональной деятельности – творческое. Ярко выражены самостоятельность и инициативность; актуализировано стремление к освоению и использованию принципов и методов организации самостоятельной познавательной деятельности; развиты навыки анализа и адекватной самооценки. У студентов с креативным уровнем профессионально-творческой самореализации наблюдается устойчивый интерес к профессиональной деятельности, высокий уровень толерантности в профессиональной сфере, осознанная потребность в профессиональном самообразовании и самосовершенствовании.

В подборе комплекса методов, позволяющих выявить уровень профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза, по заданным критериям и показателям, мы исходили из системного, деятельностного и личностно ориентированного подходов к образованию и воспитанию будущих педагогов-музыкантов. Руководствуясь ими, мы сформировали диагностический комплекс, представленный совокупностью традиционных и инновационных психолого-педагогических методик, разработанных отечественными и зарубежными исследователями. Составленная нами диагностическая программа была дополнена авторскими методиками (тестами, анкетами, ролевыми играми), позволяющими оценить личностно-профессиональные качества будущих специалистов, характер их профессиональной мотивации, а также уровень самореализации будущих учителей музыки в образовательно-воспитательной среде вуза.