Сведения об образовательной организации

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Данова Н.С.
Россия, Белгородский университет кооперации, экономики и права
otzi@bukep.ru

В связи с информатизацией общества возрастает роль образования в подготовке человека к жизни в новых условиях. Поскольку основным звеном системы образования является учитель, успех этой подготовки во многом зависит от уровня сформированности его информационно-технологической культуры (ИТК). Это касается не только учителей информатики, но и преподавателей, ведущих  другие дисциплины.

ИТК можно рассматривать как компонент профессионально-педагогической культуры учителя. При определении структурных и функциональных компонентов ИТК мы исходили из: структуры компонентов для профессионально-педагогической культуры преподавателей, выделенной И.Ф. Исаевым; понятия информации.

В структуре ИТК выделим следующие компоненты: мотивационно-ориентировочный, технологический, рефлексивный и эргономический, являющиеся преобладающими в характеристике ИТК.

Включение мотивационно-ориентировочного компонента в состав ИТК обусловлено потребностью в осмыслении целей, задач, содержания педагогической деятельности в целом и, в частности, ИТК. Содержание мотивационно-ориентировочного компонента определяется совокупностью  и системой смыслообразующих мотивов, ценностных ориентаций, установок, убеждений.

Следуя Е.П. Ильину, будем рассматривать мотив как многомерное функциональное образование, включающее в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение. В структуру мотива входят компоненты из трех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого. Мотивационно-ориентировочный компонент ИТК включает в себя сформированность интереса к работе учителя, интереса к работе с компьютером, желание использовать его при проведении уроков, осознание необходимости данного вида деятельности и т.д. Сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности всякой деятельности, в том числе и учебной.

Содержание технологического компонента составляют знания и умения будущего учителя. Технологический компонент характеризует основные педагогические функции учителя в системе педагог-обучающийся-компьютер: консультативную, контролирующую, управляющую учебным действием, координирующую, воспитывающую.

Рефлексивный компонент включен в состав ИТК в силу того, что рефлексивные процессы пронизывают все сферы деятельности учителя. Рефлексивная деятельность позволяет учителю осмыслить, осознать свои собственные действия, опыт, знания, отношения, решения и поступки. Формируя ИТК будущего учителя, необходимо целенаправленно формировать рефлексию. В рефлексивном компоненте ИТК выделим интеллектуальную и личностную рефлексию.

Эргономический компонент рассматривается как культура обработки информации и включает в себя организацию работы с информацией, принятие решений в совместно распределенных системах «человек – машина», организацию знаний в базах данных и других средствах информатики, знание требований к вычислительной технике, знание требований к программному обеспечению.

В качестве функциональных компонентов ИТК нами рассматриваются общие функции культуры, такие как адаптационная, преобразующая, моделирующая и коммуникативная, и специфические функции компонент: ориентационная функция мотивационно-ценностного компонента, функция управления технологического компонента, функция принятия решения – рефлексивного и организационная функция эргономического компонента.

Таким образом, будем понимать под ИТК будущего учителя качественную интегральную характеристику личности учителя, включающую мотивационно-ценностный, технологический, рефлексивный и эргономический структурные компоненты и в качестве функциональных компонентов ориентационную, организационную функции и функции управления и принятия решения.

Проблема измерения ИТК связана с проблемой определения критериев и уровней ее сформированности. Критерий - это признак, на основании которого проводится сравнение каких-либо объектов (явлений, процессов) и их оценка. С помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы. Показатель определяется как характеристика какого-либо аспекта критерия.

Для объективного установления наличия того или иного уровня сформированности ИТК нами выделяются следующие критерии: критерий убеждения будущих учителей в овладении информационно-технологической культурой, критерий переосмысления своего опыта овладения ИТК, критерий оптимизации практического взаимодействия в системе «учитель - ученик – компьютер». Рассмотрим содержание и структуру каждого из критериев (см. таблицу 1).

В убеждении выражаются и мотивационно-ориентировочный и технологический компоненты. В определении понятия «убеждение» будем опираться на подход Г.Е. Залесского [Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994], согласно которому рассматриваемая категория трактуется как органическое единство, сплав, трех основных компонентов: знаний, как основы принятия решений; позитивного личного отношения к этому знанию; потребности поступать в соответствии с имеющимися знаниями. Убеждение служит побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции (мотивирующая, побудительная функция) и основанием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм (когнитивная функция).

Таблица 1. Критерии и показатели сформированности ИТК будущего учителя

Критерии

Показатели

Уровни проявления

Коэф.

(в баллах)

1

Критерий

убеждения в овладении информационно-технологической культурой

Личностный смысл

ценностный;

3

императивный;

2

утилитарно-прагматический

1

Знания

сформированы;

3

частично сформированы;

2

не сформированы

1

Умения

сформированы;

3

частично сформированы;

2

не сформированы

1

2

Критерий

переосмысления своего опыта овладения ИТК

Глубина рефлексии

на уровне общих принципов

3

на уровне отдельных положений

2

на уровне отдельных элементов

1

рефлексия отсутствует

0

Адекватность рефлексии

адекватна

1

не адекватна

0

3

Критерий

оптимизации взаимодействия в системе «преподаватель-учащийся- компьютер»

Соблюдение эргономических требований к способам представления знаний

требования соблюдаются

1

требования не соблюдаются;

0

Рациональное распределение функций в системе преподаватель-учащийся-компьютер

рациональное

1

не рациональное

0

Коррекция функциональных состояний учащегося, работающего за компьютером

коррекция проводится

1

коррекция не проводится

0

Убеждения связаны с личностным смыслом, личными ценностями. Овладение приемами актуализации собственных ценностей, целеполагания и выбора средств их достижения (которые непосредственно воздействуют на поведенческий компонент) требует высшего уровня мотивации, когда научным знаниям придается ценностный, мировоззренческий личностный смысл.

Организующая функция убеждения направлена на выбор мотива (принятие того мотива, который отвечает личностным ценностям), цели. Организующая функция мотива заключается в выборе соответствующего этому мотиву поступка. Система ведущих мотивов определяет внутреннюю позицию личности и служит ведущим и смыслообразующим началом формирования деятельности.

Одним из показателей сформированности убеждения является личностный смысл. По определению А.Г. Асмолова, личностный смысл «представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность и общение». Характер личностного смысла определяется тремя уровнями: ценностным, императивным и утилитарно-прагматическим. Устойчивая адекватная позиция будущего учителя свидетельствует о ценностном характере личностного смысла, придаваемого ИТК. Неустойчивая позиция свидетельствует о наличии императивного личностного смысла. Устойчивая неадекватная позиция будущего учителя дает основания сделать вывод о сложившемся у него утилитарном (житейском) отношении к ИТК.

В качестве показателей сформированности убеждений часто выделяют три: 1) знание содержания понятий, норм, принципов; 2) умение их применять; 3) эмоционально-личностное отношение к таким знаниям, умениям, готовность ими руководствоваться. Показателем сформированного убеждения может служить наличие сложившейся готовности будущих учителей использовать собственные убеждения, фиксированные в них знания (приемы) в актах внутреннего выбора (в определении подлежащих реализации мотивов, целей, поступков), руководствуясь при этом намерением привлечь к участию в механизме ориентировки определенные личные ценности.

Знания выступают средством распознавания, выделения объектов и оперирования ими в умственном плане, выполняют познавательную функцию. С помощью убеждений реализуется связь усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, тем самым общественный интерес осознается как личный.

Второй критерий - переосмысление своего опыта овладения ИТК представлен глубиной и адекватностью рефлексии. Характеристикой глубины рефлексии выступают три уровня переосмысления: переосмысление на уровне общих принципов, переосмысление на уровне отдельных положений, переосмысление отдельных элементов. Адекватность рефлексии характеризуется тремя уровнями проявления: рефлексия адекватна, рефлексия не адекватна, рефлексия отсутствует.

Третий критерий - оптимизация взаимодействия в системе «учитель - ученик – компьютер». В качестве показателей, характеризующих оптимизацию, выбраны следующие: соблюдение эргономических требований к способам представления знаний (выделено два уровня - требования соблюдаются, требования не соблюдаются), рациональное распределение функций в системе «преподаватель - учащийся – компьютер» (в этом случае два основных уровня - рационально - не рационально), коррекция функциональных состояний учащегося, работающего за компьютером (коррекция проводится - коррекция не проводится).

Критерии и показатели, представленные в таблице, позволяют практически  выявить уровень сформированности ИТК студентов и оценить качество их подготовки в области информатики и педагогики.

ИТК будущего учителя - сложная, открытая многофункциональная, саморазвивающаяся система, находящуяся под влиянием внутренних и внешних воздействий, в эпицентре которой находится человек, получающий и интериоризирующий информацию. В исследованиях различных ученых выделены этапы перехода саморазвивающихся систем из одного состояния в другое. В качестве стадий формирования ИТК будущего учителя будем рассматривать стадии, определенные Т.М. Давыденко [Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М.-Белгород, 1995] в качестве стадий бифуркационнного самоуправляемого развития открытых саморазвивающихся систем: самопереосмысление, самоопределение, самореализация и самосовершенствование.

Самопереосмысление как стадия самоуправляемого формирования ИТК предполагает познание прежнего индивидуального опыта студента и переосмысление стереотипов этого опыта. Опыт личности характеризуется знаниями, умениями, навыками, привычками, потребностями, характером, способностями, Я-концепцией. В содержание индивидуального опыта самоуправляемого развития ИТК студента входит познание будущим педагогом структуры существующей ИТК, организация процесса формирования ИТК, управление этим процессом.

Вторая стадия бифуркационного самоуправляемого развития ИТК студента - самоопределение. Механизмом самоопределения будущего учителяявляется выбор пути дальнейшего развития, основанный на самопереосмыслении студентом своего прежнего индивидуального опыта и возможностей своей внутренней и внешней среды. Цель процесса самоопределения - построение нового проекта самоуправляемого развития.

Самореализация студента - следующая стадия самоуправляемого развития ИТК. На этой стадии будущим учителем осуществляется  процесс реализации проекта самоуправляемого развития. Происходит стабилизация ИТК. Самореализация обусловлена, как правило, решением творческих педагогических задач, требующих от студента новых, недостающих знаний.

Самосовершенствование будущего учителя - заключительная стадия самоуправляемого развития ИТК.