Сведения об образовательной организации

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*

Королева А.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
79202319085@ya.ru

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект  13-36-01024

Критическое мышление студентов гуманитарных специальностей – это профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий рефлексивно-аналитическую позицию, проявляющийся в видении и анализе проблемных аспектов взаимодействия системы «человек-социум», оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач в сфере профессиональной деятельности, готовности к отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений.

В ходе проведенного анализа данного вида мышления был выделен ряд присущих ему характеристик: логичность, организованность, аргументированность, рефлексивность, аналитичность, целенаправленность. Все эти характеристики не только не противоречат, но и дополняют друг друга согласовываясь с определением, что предает большую адекватность их выделению и использованию в качестве основы для определения показателей развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей.

Это вызвано необходимостью проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. В науке принято различать две формы показателей: качественные, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства и количественные, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства. В целях данного исследования целесообразно использовать количественные показатели, каждый из которых оценивается путем проведения соответствующих методик. Уровень развития критического мышления студента гуманитарной специальности определяется по совокупности оценок выраженности показателей, от которых зависит его продуктивность. 

Наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности соответствует показателям «организованность» и «целенаправленность». Успешность критического мышления студента гуманитарных специальностей во многом зависит от того, насколько четко он способен планировать и организовывать собственную деятельность, ставить цели и формулировать задачи. Стоит отметить, что по сравнению с учащимися школы, студенты вуза проявляют больше самостоятельности в планировании и организации собственной учебной деятельности: так как изначально получение высшего образования не является обязательным, то поступление и дальнейшее обучение в вузе – это самостоятельное (за исключением ряда случаев) и ответственное решение человека. В ходе дальнейшего обучения по выбранной специальности студентов ориентируют преимущественно на самостоятельную работу, что, в свою очередь, подразумевает умение планировать и организовывать свою деятельность.

Способность к самоанализу и саморазвитию является важным условием самосовершенствования будущих профессионалов гуманитарной сферы как в профессиональном, так и в личностном плане и соответствует показателям «аналитичность» и «рефлексивность». В процессе обучения в вузе студентов ориентируют именно на саморазвитие, так как учебные планы являются лишь «фундаментом» их будущей профессии. Практически любая специальность подразумевает постоянное развитие путем прироста новых знаний и, следовательно, для успешности профессиональной деятельности носитель этой специальности (профессионал) также должен развиваться, что чаще всего происходит путем самообразования и зависит от внутренней мотивации. Самоанализ позволяет совершенствовать критическое мышление и способствует концентрации внимания на особенностях его применения в различных ситуациях.

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем соответствует показателям «рациональность» и «логичность» и способствует предупреждению или своевременному преодолению ошибок и/или неточностей, возникновение которых возможно как в ходе, так и в результате критического мышления. Под оценкой здесь подразумевается вынесение суждения о том, насколько выбранные пути решения этой проблемы рациональны и логичны. Проверка производится в целях подтверждения или опровержения выводов, сделанных в ходе критического мышления. Постоянный контроль за ходом собственного критического мышления, осуществляемый студентом путем оценки и проверки, повышает его эффективность.

Владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками подразумевает способность студента не только к получению, но и к интерпретации и проверке данных и источников их получения и соответствует показателям «аналитичность» и «логичность». Любая деятельность начинается с анализа имеющейся и получения новой информации и от того, насколько тщательно и объективно была проверена информация и ее источник, зависит ход и результаты деятельности.

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций соответствует показателям «рациональность» и «рефлексивность» во многом зависит от личного опыта и знаний студента, в процессе приобретения которых большое место отводится развитию способности к рефлексии. Ориентируясь в процессе работы над проблемой на нахождение наиболее адекватного пути ее решения, студент вырабатывает на основе имеющихся знаний новые способы, нередко являющиеся новаторскими, используя свой творческий потенциал. Однако под способностью к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций мы также подразумеваем оценку студентом рациональности выработанного пути решения, ведь не всегда выбор нетрадиционного пути решения проблемы гарантирует успех.

Установление причинно-следственных связей между различными явлениями соответствует показателям «аналитичность» и «логичность» происходит при условии, если студент может анализировать каждое из них в отдельности и определять связи между этими явлениями путем нахождения объединяющего их элемента. Другими словами, в процессе определения взаимосвязей между явлениями студент применяет имеющиеся у него аналитические и логические умения, а то, насколько верны полученные им выводы, показывает уровень развития этих умений.

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей – этот показатель позволит выявить, насколько гибко студент способен подходить к планированию деятельности, насколько он настойчив в достижении поставленных целей и проявляет ли он при этом творческую активность. Он соответствует показателям «организованность» и «целенаправленность». Предпочтительным вариантом организации деятельности является такой, при котором сохраняются исходные цели и основополагающие принципы, но имеется возможность внесения определенных коррективов и изменений.

Выделение этих показателей раскрывает сущность и значение критического мышления для студентов гуманитарных специальностей, так как объясняет его практическую профессиональную направленность.