Сведения об образовательной организации

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Избицкая О.В.

Куйбышевский филиал

 Новосибирского государственного педагогического университета

olga30071980@mail.ru

 

С каждым днем теме образования уделяется большое внимание всех слоёв населения. Педагог, преподаватель, учитель – это люди, отвечающие не только за свои профессиональные качества в обучении учащихся, но и воспитатели, психологи, которые должны бережно относиться к обучающимся на протяжении всего периода обучения.

Потребность в общении с учащимися в парадигме личностно-педагогического воздействия должна проявляться в интересе к личности обучаемого, к стремлению добиваться поставленной цели, в использовании демократического стиля общения. Преподавателю необходимо создавать доверительную атмосферу с учащимися и обладать способностью включения в процесс общения.

На сегодняшний день педагогический процесс все больше рассматривается в контексте личностно - ориентированного образования. Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности преподавателя, являются его личностные качества. Молодые люди, выбирая будущую профессию, должны быть, нацелены на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием и постоянно владеть ситуацией по данным вопросам. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Выдающийся русский педагог П.Ф. Каптерев[1] показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности.

Педагог должен понимать психическое состояние учащихся, сопереживать и взаимодействовать с ними. В педагогическом такте выражается общая культура и профессионализм педагога. Чем ярче и богаче представления будущего педагога, относящиеся к его будущей работе, тем лучше он ориентируется в задачах деятельности, правильно принимает решения, направленные на выполнение поставленной цели. Они являются своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности. Огромное значение в формировании личности профессионала имеет оценка своих педагогических возможностей, стремление соотнести их с внешними условиями, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых, акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Особенности управления профессионально-личностным развитием учителей в условиях инновационной образовательной практики, характеризующейся порождением ее субъектами смыслов, ценностей, оснований своей деятельности, заключается в его ценностно-ориентированном характере, диалогизации управления, в трансформации управления в соуправление, в гибкости, подвижности организационной структуры управления, в сетевом (горизонтально- координационном) типе взаимодействия её компонентов.

В.А. Сластенин в модель профессионала включает следующие компоненты [2]:

 – свойства человека как целого (образ мира, направленность, отношение к внешнему миру, особенности проявления креативности, интеллектуальные и операторные черты индивидуальности, эмоциональность, профессиональные ожидания, представление о своем месте в профессиональной общности);

 – праксис профессионала (специфические черты, моторика, умения, навыки, действия);

 – гнозис профессионала (специфические черты, прием информации, ее переработка и принятие решений, гностические умения, навыки и действия);

 – информированность, знания, опыт, культура профессионала (специфические черты, ориентировка в области науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной области);

– психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены, нагрузки и трудности в данной профессиональной области);

 – осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии.

Любой педагог, включаясь в профессиональную деятельность, обладает определенной частью накопленного социумом опыта.

Говоря о личностных факторах развития профессиональной деятельности учителя, необходимо подчеркнуть, что ведущую роль в нем играют глубоко внутренние психические процессы, которые происходят в самой личности: обретение смысла деятельности, формирование смыслового ядра личности, ее переживания, создание «внутреннего локуса оценивания», способность и потребность личности в собственном саморазвитии и др. [3]. Мотив и цель становятся подлинными регуляторами деятельности лишь будучи преломленными через систему соотношения смыслов и значений, через структуру сознания.

Педагогическая деятельность всегда представляет сложный акт, в основе которого лежит не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и ученика. Деятельность учителя как бы «надстраивается» над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика: процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе определения того, какие качественные сдвиги наступили в сознании и поведении ученика.

Профессионально–педагогическая успешность учителя – это такое выполнение профессиональной деятельности, которое сопровождается позитивным педагогическим результатом, глубоким знанием предметов этой деятельности, соответствием содержания конкретных профессиональных действий результатам труда, собственным субъективным характеристикам, самооценке и отношению к труду [4]. Говорить о профессиональной успешности можно только при наличии определенного уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также субъективных качеств учителя, его потребностей, ценностных ориентаций, представлений о себе и окружающих, результатах собственной деятельности.

Результативность, успешность профессиональной деятельности, любовь к своей работе определяется, прежде всего, личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области педагогики и методологии обучения тому или иному учебному предмету. Но главное – учитель должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся, ведь цель образования – не только дать знания, но и способствовать становлению личности ученика.

 

Литература

  1. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения /под ред. А.М. Арсеньева. М., 1982.

  2. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры //Педагогическое образование и наука. 2004. №5.

  3. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. 2003. № 3. С. 66-71.

  4. Крушинин В.А. Психологическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студента // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 129-131.