oksanakolodina@gmail.com
В XX в. произошли коренные изменения во всех сферах человеческой жизни: экономической, социальной, духовной, образовательной и т.д. В современной России все большее внимание стало уделяться не только программе образования, но и личности обучаемого. В связи с динамичным развитием науки и техники педагогическая наука пытается найти все более эффективные и современные способы обучения, которые бы отвечали высоким международным стандартам. Все большую популярность приобретают такие формы интерактивного обучения, как тренинги.
Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого — изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности [1, с. 34].
От правильно выбранной стратегии тренинга зависит, будут ли достигнуты главные цели:
Задачи каждого конкретного тренинга напрямую зависят от его целей и отражают, какие именно изменения должны произойти в сознании эмоционально-мотивационной сферы участников в рамках тренинга.
Отличительной чертой тренингов от других форм обучения является активное взаимодействие участников между собой и с тренером. Такой подход носит название интерактивный, что с формальной стороны подразумевает применение активных методов обучения, в которых высока вовлеченность участников (ролевые игры, групповые дискуссии, кейсы, мини-лекции и т.д.), а с концептуальной – тренинг, прежде всего, ориентирован на участников, а не на тренера, поскольку именно тренинг становится основным способом решения задач участников. Деятельность тренера направлена на развитие именно тех навыков, которые необходимы каждой личности.
Тренер ориентируется, прежде всего, на потребности взрослых обучающихся, а не на том, чему он сам хочет научить. Участник тренинга становится партнером тренера в процессе поиска решения его задач, что является принципиально важной характеристикой интерактивного подхода. Интерактивный тренинг организован таким образом, что участник ставит свои задачи и решает их с помощью ресурсов, предоставляемых тренером. Один из известных экспертов по андрагогике М. Ноулз подчеркивает, что при интерактивном обучении тренеру важно создать ситуацию, когда ответственность лежит, прежде всего, на обучающихся и тренер не учит, а помогает им учиться самим [2, c. 185]. Однако немаловажной составляющей является также и то, чтобы в своей деятельности тренер реализовывает собственные ценности и основанные на них цели и задачи.
При организации тренинга тренеру необходимо учитывать ряд особенностей обучения взрослых во избежание снижения мотивации участников, степени их вовлеченности и в конечном итоге эффективности усвоения материала. Можно выделить следующие особенности обучения взрослых:
При организации и проведении тренинга помимо вышеуказанных особенностей работы со взрослой аудиторией также необходимо учитывать то, что участники тренинга обладают разным уровнем компетентности по отношению к той или иной задаче. Можно выделить 4 модели уровней компетентности [5, c. 37]:
Таким образом, знание и выявление со стороны тренера разных уровней компетентности участников тренинга помогает выстроить тренинг в соответствии с уровнями компетентности участников и последовательно двигаться от одного уровня к другому, что непосредственно влияет на успешность организованного тренинга.
Помимо этого, нельзя умалять значение процессов, которые являются неотъемлемыми составляющими тренинга, а именно:
Еще одним важным отличием тренинга от стандартного подхода к повышению квалификации педагога является наличие специальных методов его проведения:
Таким образом, можно сделать вывод, что тренинг как инструмент вовлечения взрослых в обучающую деятельность направлен на конкретное изменение организационного поведения, развития профессиональной или иной деятельности участников. Эффективность тренинга зависит от умения тренера удерживать баланс между личностным ростом и развитием участников, формированием комфортной атмосферы и четким рабочим процессом.
В современном обществе интерактивное обучение приобретает все большее распространение, что способствует популяризации тренингов в системе обучения взрослых и повышении квалификации педагогов в частности. Тренинги позволяют развиваться в личном или профессиональном направлении, понимать границы собственной деятельности, ее ценностные основания и способы действовать осознанно. Эффективность тренингов достигается путем активного вовлечения участников, мотивирования к развитию их компетенций и изменению способов деятельности, организации целесообразного, четкого, динамичного, ясного и понятного для участников рабочего процесса. Главной задачей тренера является достижение эффективности тренинга и возможность применения участниками полученных знаний на практике.
Современная система образования не умаляет применение интерактивных инструментов обучения, однако, в настоящее время, распространение данных методов не столь широко, что, на наш взгляд, затрудняет развитие российской образовательной системы, не отвечая требованиям новейших международных стандартов обучения.
1 Кеннет Фи. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать? М., 2006.
2 Knowles M. The Modern Practice of Adult Education: Andragogy Versus Pedagogy. Cambridge, 1980.
3 Knowles M. S., Holton III E. E., Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th edition. London, New York, 2005.
4 Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1925.
5 Григорьев Д.А. Бизнес-тренинг: как это делается. М., 2014.