Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Брюховецкая Е.В.

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Evgenyaangell@mail.ru

 

Профессионализм и личностный рост являются неотъемлемой и значимой частью педагогической деятельности. Это связано в первую очередь с тем, что современному преподавателю каждый день приходится взаимодействовать с представителями различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных групп, способствовать формированию гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения. Большая социальная ответственность, возложенная на преподавателя, предъявляет высокие требования к его профессиональному и личностному росту и развитию, в частности, к умениям выступать публично, аргументированно излагать свои суждения, слушать, понимать и анализировать информацию, ориентироваться в различных ситуациях межкультурных контактов, к культуре устного и письменного слова, культуре монологической и диалогической речи. Постоянное взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, профессиональной самореализации, что, в свою очередь, обусловливает необходимость постоянного самосовершенствования своего профессионализма [1].

Сейчас российскому обществу нужны педагогические кадры, владеющие высокой культурой личностного и делового общения с разными категориями людей, приемами и методами разнообразных выступлений, участвующие на равных в дискуссиях с представителями других культур. В этой связи особенно остро и актуально встает вопрос о важности и необходимости профессионально-личностного развития и совершенствовании современных преподавателей [2].

Современным преподавателям предъявляются новые требования, выполнение которых направлено на умение ориентироваться в современных педагогических и информационных технологиях, что приводит к актуализации потребности в поиске новых подходов к организации педагогической деятельности. В связи с этим актуальным становится использование новых технологий в образовательном процессе. Особое место в ряду профессионально важных качеств преподавателя занимает педагогическая культура, соединяющая в себе субъективно значимое отношение и творческий подход к профессионально-педагогической деятельности [3].

На сегодняшний день анализ проблемы профессионально-личностного развития современного преподавателя, уровень педагогической культуры не в полной мере соответствует запросам современного общества и требованиям личностно ориентированного образовательного процесса [4, 5, 6].

Все активнее в образовательный процесс внедряются информационные технологии, новые методики работы с ними. Это все требует повышения уровня знаний современного преподавателя. Педагогические аспекты обеспечения качества образования на базе новых информационных технологий освещены в работах В.П. Беспалько, И.В. Роберт и др. [7], в которых отмечается тот факт, что систематическое внедрение средств новых информационных технологий в процесс освоения объектов некоторой предметной области приобщает обучающегося к интеллектуальной и творческой деятельности. В работах В.М. Монахова [8] обосновываются пути использования компьютерных технологий в учебном процессе. Помимо внедрения новых технологий в процесс образования, немаловажным остается человеческий фактор. Современные учащиеся представляют новое поколения современных детей, подростков, которое требует особого подхода, знаний их психологических особенностей, что в свою очередь напрямую связано с изменениями в современном мире. Чтобы приспособиться к новому поколению учащихся, современный преподаватель должен быть психологически и педагогически подготовлен к работе с ними. Это невозможно без повышения своего профессионализма.

Чтобы преподаватель мог быть перспективным в условиях современного образовательного процесса, ему необходимо гибко приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике [9].

Делая акцент на обязательном профессиональном и  личностном развитии современного преподавателя, считаем необходимым указать грамотную работу с информацией (подбирать информацию по интересующим вопросам, анализировать ее, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы) как необходимый прием в педагогической работе.

Преподаватель должен уметь критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального  решения, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить, быть коммуникабельным, уметь работать в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любой конфликтной ситуации.

Все эти навыки требуются от преподавателя в условиях поиска новых подходов к обучению. Личностно-профессиональное развитие должно основываться не только на трансляции готовых знаний, а и на создании условий для творческой активности. Современный преподаватель должен уметь видеть перспективы своей деятельности и стремится к усовершенствованию своих знаний и работе. Следует отметить, что способность решать профессиональные и научные проблемы и вопросы, способствуют  профессиональному росту.

Профессионально-личностные качества преподавателя – это его индивидуальные особенности, которые способствуют формированию у учащегося положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию [10]. Профессионально важные качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным [11]. Поэтому следует учитывать фактор постоянно и быстро меняющихся внешних условий в процессе современного образования. Это не перестает делать проблему личностно-профессионального развития актуальной. Преподаватель должен осознавать всю свою ответственность, которую он несет в ходе учебного процесса. Следовательно, ему нужно непрерывно заниматься повышением качества своих знаний и умений, быть профессионально  и личностно развитым.

Только так можно будет обеспечить современное российское общество социально - зрелыми, инициативными преподавателями, ориентированными на позитивную самореализацию в разных сферах жизнедеятельности общества, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Современная ситуация, свидетельствующая о серьёзных изменениях действительности, предполагает формирование качеств, позволяющих личности самостоятельно увидеть проблему, сформулировать задачу и решить её. Современный преподаватель должен быть готовым к таким ситуациям и уметь быстро приспособиться к ней, найти решения возникающих проблем.

 

 Литература

1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.

2. Бейсембаева Ж. А. Проблемы и перспективы развития системы образования в условиях реформ, коллективная монография. М., 2014.

3. Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: дис.…канд. пед. наук. Курган, 1994.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов-н/Д., 2000.

5. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.

6. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис… д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.

8. Монахов В.М. Информационная технология обучения с точки зрения методических задач реформы школы // Вопросы философии. 1990. №2. С. 27-36.

9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.

10. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 1 (93). С. 105-110.

11. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.