Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

 

Лыткина А.В., Отт Н.Г.

Липецкий государственный педагогический университет

lav-40@yandex.ru

 

Основу педагогической подготовки учителя составляет базовое педагогическое образование, которое реализуется профессионально-образовательными программами двух уровней. Они предоставляют обучающимся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных знаний по избранному направлению подготовки и профилю.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное - учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся.

В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического образования являются самообразование студентов и их практическая деятельность. Самообразование - это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а также совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств: моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования.

Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих учеников. Самовоспитание педагога - сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Постановку целей мы понимаем как часть самопроектирования, выступающего в качестве мощного стимула развития. Самовоспитание начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы: самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация.

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности.

Выявляя способности учителей к саморазвитию, И.М. Курдюмова и Н.И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1].

Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Недостаточная уверенность в себе чаще всего связана с отсутствием профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Задав себе вопрос: «Как бы на моем месте почувствовал себя педагог, являющийся для меня примером (идеалом)?» - студент входит в роль и действует по образцу воображаемого поведения.

Воображаемые педагогические ситуации помогут учителю прочувствовать состояние других людей: учеников и их родителей, коллег по работе. Саморазвитию педагога помогает использование ролевой гимнастики, сущность которой заключается в умении входить в образ любого персонажа. Продолжением этих техник являются психотехнические упражнения, приемы театрального мастерства, элементы психодрамы, ролевые игры.

В дальнейшем учитель формирует свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельности. При этом происходит осмысление целей деятельности, рождается самостоятельный почерк, закладываются основы творческой индивидуальности педагога. При выполнении всех этих условий начинается полноценная реализация таланта учителя. Он переживает свою деятельность как свободу проявления внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться.

Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно.

Существует ряд требований к личности педагога, важнейшее из которых - профессиональная готовность к педагогической деятельности. Это понятие очень емкое и подвижное. Оно выражает, с одной стороны, физическую и психическую готовность, а с другой - теоретическую и практическую готовность учителя, его компетентность и профессионализм.

Содержание профессиональной готовности отражается в профессиограмме учителя. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога. С нашей точки зрения, если рассматривать профессиограмму с позиции системного подхода, структура ее будет следующей: знание профессии учителя, понимание ее социальной сущности; профессионально-педагогическая подготовка; совокупность основных признаков, характерных для профессии учителя; виды деятельности педагога; особенности педагогической профессии; условия труда педагога; основные требования к профессии учителя; перспективы профессионального роста.

Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель «идеального» или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов: самооценка (объективная); определение целей, планирование результатов; программа действий в соответствии с целями; поэтапное подведение итогов самосовершенствования и самоанализ; последующее планирование.

Программа саморазвития будущего учителя может начинаться с первых шагов по самосовершенствованию и должна отражать основные требования к педагогической профессии, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуальное. За основу такой программы можно взять пять первых шагов самоусовершенствования, предложенных В. Леви.

Шаг первый. Самооздоровление. Суть не только и не столько в результатах, а в том, как и зачем их добиваться. Физическое здоровье - не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни.

Шаг второй. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Шаг третий. Развитие самобытности. «...Истинная самобытность достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой - возделыванием своего жизненного участка» [2, с. 59]. Необязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи. Оригинальность возникает сама, самобытность развивается и цветет, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования.

Шаг четвертый. Самообразование. Необходимо спросить себя: все ли возможное ты делаешь для своего образования? Питаешь ли свой дух регулярно и полноценно, умеешь ли выбирать?

Шаг пятый. Выход из одиночества. «Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ найти настоящих друзей. Способ заключается в том, чтобы самому стать таким человеком, которого хотелось бы иметь другом...».

Выше сказанное, о том, что фактором профессионального развития становится не только функциональное совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов. Если человек их переживает как индивидуальное достижение, успех, радость, они становятся точкой для последующего роста.

 

Литература

1. Курдюмова И.М., Калиниченко Н.И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. № 3.

2. Леви В. Разговор в письмах. СПб., 1993.