Липатова В.М.
Россия, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
klepa2016@yandex.ru
Переход к новой личностной парадигме обучения является ведущей тенденцией современного образования и в целом педагогического сознания общества. Личностно-ориентированный подход в образовании одарённых учащихся ставит перед современными педагогами множество новых и актуальных целей, таких как: поиск оптимальных путей развития личности одарённого учащегося (с учетом специфики одарённости), осознание необходимости построения непрерывного образования, индивидуализация образования, адекватное и уместное использование образовательных технологий при разработке и реализации ИОМ для одарённых детей, социализация одарённых детей (если требуется) и др. Встает вопрос о создании актуальных организационно-управленческих, психолого-педагогических и методических условий для разработки и внедрения индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых учащихся в системе современного образования в рамках реализации ФГОС.
Теоретический анализ, обобщение практики работы с одарёнными детьми, а также анализ «Рабочей концепции одарённости» позволили выявить пять основных подходов при работе с одарёнными детьми: системный, деятельностный, ценностный, личностно-ориентированный и рефлексивный .
Системный подход предполагает под собой организацию управленческого цикла социализации одарённых детей. Реализация данного подхода проходит несколько этапов: формулировка цели, программно-целевое планирование, организация деятельности, корректировка деятельности, анализ обратной связи, определение эффективности профессиональной деятельности специалистов, поощрение.
Деятельностный подход определяет отношения между учителем, родителями и одарённым ребенком как субъект-субъектные и предполагает активность самого одарённого ребёнка.
Ценностный подход нацеливает педагогов, одарённых детей и их родителей на приобщение к общепринятым ценностям, на их обмен в свободном общении с целью развития навыков взаимодействия с соучениками, сверстниками, социумом, и формирования уверенности в себе как полноценного субъекта образовательной среды.
Мы согласны с мнением Е.А. Алексанровой, что использование личностно-ориентированного подхода является неотъемлемой частью современного образования, так как он позволяет одарённому ребенку осознать себя личностью, помогает в становлении самосознания, развитии способов самоутверждения, самореализации, учит отстаивать свою позицию, осознавая ситуацию индивидуального и коллективного выбора [1, с.245].
Суть личностно-ориентированной педагогики при обучении одарённых детей заключается в постоянном обращении к их субъективному опыту, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого одарённого ребёнка.
Личностно-ориентированное образование – это образование, устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью, а не только с так называемым «социумом» [2, с. 55].
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – 1) персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного [3]; 2) система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний [4, с. 59].
На наш взгляд (с позиции обучения одарённых детей), ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для конкретного одарённого ребёнка и его семьи (законных представителей) при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и целью достижения поставленных образовательных целей и задач.
Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих:
Развитие представлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой одарённого ребенка и предусматривает формирование соответствующих теоретических знаний, получение ребенком практических сведений о том, как целесообразно поступать.
Развитие субъективных отношений ориентировано на эмоциональную сферу одарённого ребенка и предусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивов поведения ребёнка.
Развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребёнка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков.
Развитие одарённого ребенка в процессе освоения им индивидуального образовательного маршрута осуществляется в трех направлениях:
Область личностного роста (личностного развития) – это целенаправленное педагогическое развитие одарённого ребёнка, осмысление им своего жизненного пути, формирование, стремление к раскрытию своих способностей, путь к самосовершенствованию.
Предметно-деятельностная область – это освоение одарённым ребёнком определенного объема знаний, умений в избранной им деятельности.
Функциональная грамотность – приспособление одарённого ребенка к эффективному функционированию в сфере обитания. Развитие его коммуникативной, лингвистической, психологической, валеологической грамотности [5, с.58].
Базой для построения индивидуального образовательного маршрута являются: вариативность, гибкость, ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности.
Основой выбора индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка являются: достижение или углубление одарённым учащимся уровня образованности, необходимого для его продвижения по данному образовательному маршруту; успехи в творческой, социальной деятельности; жизненные планы одарённого учащегося; состояние здоровья ученика.
По мнению ряда педагогов, при построении индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка содержание образованияформируется на основе: личных заказов одарённых детей и их родителей; многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретического, практического, исследовательского, опытного, познавательного, творческого, производственного, самообразовательного и др.); реализации вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ [6, 7, 8].
Мы согласны с мнением большинства специалистов в том, что индивидуальные образовательные маршруты для одарённых детей ориентированы на динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути; стимулирование творческой активности одарённого ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию; прикладное усвоение содержания образования (прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях); обобщение жизненного опыта одарённого ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей; самостоятельную оценку ребёнком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения; преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания одарённого учащегося и развития всего многообразия форм его жизнедеятельности [9, 10, 11, 12 ].
Невозможно определить весь маршрут обучения и развития одарённого ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
Выбор и реализация индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребёнка проводится в несколько этапов:
Для успешного освоения индивидуального образовательного маршрута одарёнными детьми в процессе подготовки к учебному занятию педагогу следует:
– определить общую цель и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия;
– подобрать и организовать такой дидактический материал, который позволит выявить индивидуальную избирательность одарённых детей к содержанию, виду и форме познания;
– предусмотреть разные формы организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
– определить критерии оценки продуктивности работы одарённого ребёнка с учетом характера заданий;
– определить характер общения и межличностных взаимодействий с одарённым ребёнком в процессе занятия:
а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий одарённых детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге « одарённый ребенок – педагог» и « одарённый ребенок – другие дети».
Особенностями занятий по индивидуальному образовательному маршруту для одарённых детей будут являться:
- конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования (желательно без частых повторений, но с достаточно высоким уровнем сложности);
- продумывание педагогом возможностей для самореализации и проявления талантов одарённых детей;
- проведение наблюдений за одарёнными детьми, отслеживание их развития;
- предоставление одарённым детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
- поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями;
- стимулирование одарённых детей к активным действиям по усвоению знаний;
- использование личного опыта одарённого ребенка;
- создание по ходу реализации ИОМ «трудных ситуаций», как возможностей применить новые знания;
– продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.
Планирование результативности занятия предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоения; анализ результатов групповой и индивидуальной работы одарённого ребёнка; внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Анализ современной научной литературы, посвященной исследованиям детской одарённости показал, что отличительной особенностью научных изысканий по данной теме становится изучение качественных показателей, видов, специфики и условий развития одарённых детей. Данный подход можно считать важным и актуальным, ведь именно трудности и сложности в различных сферах жизнедеятельности, с которыми сталкиваются одарённые дети, требуют особого внимания, изучения и учета. На первый план выходит создание особых условий в школе и дома, позволяющих раскрыть и развить одарённость, оградить ее от возможных опасностей, которые сопровождают или даже препятствуют развитию одарённого ребёнка. Мы предлагаем уделять внимание и отбору одарённых детей, и содействию реализации одарённости за счет использования различных подходов не только в изучении и понимании специфики личности одарённых детей, но и в непосредственной работе с ними. Обеспечение в школе реализации индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей – это попытка решения проблемы развития одарённой личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Литература
1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя //Народное образование. 2008. №7. С.243-250.
2. Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации учения // Школьные технологии. 2003. № 2. С.54-66.
3. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.
4. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. №4. С.58-63.
5. Суднева О.Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные исследования социальных проблем. 2012. №11. C.57- 60.
6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. N 4. С.30-44.
7. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. №1. С. 635-644.
8. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.,1997. С. 243-264
9. Липатова В.М. Специфика детской одаренности // Вестник магистратуры. 2014. №3(30). Т.1. С.86-88.
10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., 2000.
11. Липатова В.М. Компетентностный подход при работе с одаренными студентами // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2014. С. 182-186.
12. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология. 1999. №11. С.10-18.
13. Липатова В.М. Разработка индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов для одаренных детей // Социально-педагогическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области здоровьесбережения учащихся. Тула, 2014. С.141- 146.