Сведения об образовательной организации

КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Пащинская Л.И., Панферкина И.С., Жданова Е.Г.
Россия, Воронежский государственный университет инженерных технологий,
Воронежский институт МВД России,
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
vgta-fspo@yandex.ru

Содержание современного профессионального образования, его цели, приоритеты преобразования и проблемы развития определяются общекультурным и общесоциальным контекстом, который в последние десятилетия существенно изменился. Развитие высшего и среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России. Такие изменения связаны с формированием гражданского общества, основу которого составляет рыночная экономика с существенными изменениями в сфере занятости, с возрастанием требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов. При этом в соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах высшего и среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Система непрерывного профессионального образования направлена на то, чтобы предоставить каждому человеку возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая необходима ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [1].
Высшая школа прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития. В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его приращения все возрастающими темпами идет реформирование высшей школы. Его основными направлениями является: непрерывность, диверсификация, повышение фундаментальности, интегрированность, гуманитаризация, демократизация, гуманизация, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, интеграция с наукой и производством, компьютеризация [2].
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться. Ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура.

Существенные изменения претерпевает и структура востребованности в специалистах, имеющих среднее профессиональное образования, что не может не отразиться на организации такого образования и управлении им. Среди таких изменений целесообразно выделить следующие основные:

- расширяется занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре - маркетинговом, финансовом, правовом обеспечении, налогово-бюджетной сфере, управлении персоналом;

- возрастает использование специалистов среднего звена в техническом, технологическом, информационном, транспортно-коммуникационном, социально-культурном сервисном обслуживании населения, где они являются наиболее массовой и мобильной составляющей наемных работников;

- расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере, в частности - пенсионном обеспечении, здравоохранении, культуре и искусстве, различных формах социально-психологической поддержки населения, реабилитационной деятельности, образовательных услугах и др.;

- появляются принципиально новые возможности самостоятельного создания рабочих мест для себя и других появляются у специалистов среднего звена с развитием малого предпринимательства;

- увеличение количества рабочих мест, требующих среднего профессионального образования, сопровождается развитие наукоемких отраслей экономики и социальной сферы, где ведущую роль играют информационные технологии;

- наблюдается значительное расширение таких функций специалиста среднего звена, как обеспечение административно-технической поддержки процессов управления, непосредственного управления сложными техническими, технологическими и информационными системами, контроля качества потребительских и экологических характеристик продукции, ее безопасности;

- прослеживается и такое принципиально новое явление: развитие социокультурных процессов приводит к формированию нового потребителя среднего профессионального образования. В этом случае среднее профессиональное образование выполняет функцию повышения образовательного уровня личности. В первую очередь это характерно для педагогического, социально-гуманитарного образования, образования в области искусства, которое формирует общекультурные ценности, нормы национальной культуры и региональные традиции.

Такие изменения обусловливают необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования. Опережающее образование ориентируется на будущее, те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник после окончания образовательного учреждения, т.е. через 3-4 года после поступления на учебу.

 Темпы технологического и научно-технического прогресса сегодня таковы, что многие знания устаревают уже в течение 2-3 лет, и не учитывать этот фактор в перспективной системе образования нельзя. Именно поэтому система опережающего образования должна радикальным образом отличаться от системы поддерживающего образования. При этом главное внимание следует сосредоточить на развитии творческих качеств человека, его способностей к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, к приобретению новых знаний и навыков владения современными методами получения, накопления, классификации и передачи информации.

Изменение структуры востребованности в специалистах - это лишь одно из внешних условий, определяющих тенденции развития современного образования. Существенное влияние на формирование тенденций перспективного развития профессионального образования оказывают диалектические противоречия, существующие в этой системе, которые целесообразно объединить в две группы – внешние и внутренние.

В группу внешних противоречий включаются:

- противоречие между относительно более высокими темпами преобразований в социальной, экономической, духовной, иных сферах общественной жизнедеятельности и отстающими от них темпами преобразований в сфере образовательной деятельности профессиональных образовательных учреждений;

- противоречие между структурой и качеством подготовки специалистов, которые невозможно достаточно быстро изменить,  и потребностями общества в специалистах;

- противоречие между потребностями учреждений профессионального образования в формировании качественно новой материально-технической базы, соответствующей современному уровню информатизации обучения, стимулировании повышения педагогического мастерства преподавателей и финансированием указанных  потребностей за счет бюджетных средств государства и др.

Группа внутренних противоречий включает такие:

- противоречие между формирующейся новой образовательной парадигмой и достигнутым уровнем развития гибкости, вариативности и открытости профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования, необходимых для их адаптации к деятельности в новых условиях;

- противоречие, связанное с обеспечением преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования, приобретающее особую остроту в связи с необходимостью обеспечения непрерывного и опережающего образования;

- противоречие, вызванное наличием в учреждениях высшего и среднего профессионального образования инновационных педагогических технологий, соответствующих перспективным потребностям обучения, и отсутствием научного обоснования применения таких технологий в учреждениях образования, методических рекомендаций и инструментария их разработки и использования;

- противоречие между стремлением преподавателей учреждений образования к разработке и использованию перспективных педагогических технологий и отсутствием материальной и моральной заинтересованности в осуществлении указанных действий и др.

Разрешение указанных и многих других противоречий, связанных с развитием образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, позволит сгладить или предотвратить их негативные проявления, создать условия для развития системы среднего и высшего профессионального образования в направлении формирования наилучшего из возможных для данного этапа социально-экономического развития общества состояния – состояния гармонии.

Для исследования процесса культуроформирующего обучения студентов особенно важно учитывать то влияние на способы человеческой деятельности, порождающее многообразные коллизии в культуре и специфически преломляющееся через систему социальной жизни, которое оказывает в современных условиях научно-технический прогресс. Плоды научно-технического прогресса используются в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования. Следствием влияния науки на развитие культуры становится рациональность деятельности субъектов, в том числе и субъектов образовательной деятельности – обучающих и обучаемых. При этом рациональность в деятельности важно рассматривать не как инструментальный разум, прагматически используемый для совершенствования образовательного процесса, а как способность субъектов образования (одновременно и субъектов культуры) действовать в соответствии с логикой, которая задается объективными связями и взаимодействиями, ее трансформацией в целенаправленную субъективную деятельность [3].

Это утверждение имеет особое значение для исследования тех закономерных изменений, которые происходят в связи с инновациями в образовательном процессе, внедрением прогрессивных педагогических технологий, информатизацией и компьютеризацией образования. Рационализация образования, определяемая внедрением научных и технических достижений, порождает серьезные коллизии в бытии культуры во всех ее социальных аспектах. Такие коллизии выступают объектом исследования различных ученых – философов, педагогов, культурологов, психологов и др. В исследованиях находим даже тезис о противостоянии двух культур – традиционной гуманитарной, с одной стороны, и научной культуры, связанной с проникновением в сферу духовного отношения к миру принципов и стиля научного мышления, – с другой. Противостояние действительно может быть, если внедрение в образовательный процесс достижений научно-технического прогресса  недостаточно продумано и обосновано, если не учтены все те положительные и отрицательные последствия, с которыми сопряжено внедрение инновационных технологий.

Одним из важнейших направлений внедрения достижений научно-технического прогресса в сферу образования является в настоящее время компьютеризация процесса обучения. Внедрение в процесс обучения научно-технических достижений может порождать коллизию между целостно-человеческим, органически личным, гуманитарным в самом широком смысле и расчлененно-безличным, абстрактно-бездушным, оторванным от запросов и потребностей гармоничного развития личности, которые несет с собой недостаточно продуманное и обоснованное использование инновационных педагогических технологий, основу которых составляют информатизация и компьютеризация процесса обучения.

Планирование процесса культуроформирующего обучения потребует осмысления и использования методов интериоризации культурного опыта поколений в духовный мир будущего специалиста, привития навыков формирования личностной культуры. Это позволит создать своеобразный инструментарий самореализации студента в предстоящей деятельности в качестве специалиста, способного осуществлять свою профессиональную деятельность на принципах гуманизма, уважения чести и достоинства людей, понимания человека как высшей ценности. Современный  студент, получающий профессиональное образование, должен получить и определенные знания о культуре как способе и среде жизнедеятельности человека, и конкретные знания о формах культурной деятельности, в том числе и деятельности в сфере экономики, теоретическое и практическое освоение которых обеспечивает необходимый уровень профессионально-личностной культуры специалиста.

Особую значимость для характеристики теоретических и практических аспектов культуроформирующего обучения в учреждениях профессионального образования имеет определение взаимосвязи между культурой и творчеством. Учитывая диалектическое единство культуры и творчества, отметим объективную обусловленность культуроформирующего обучения как креативного обучения. Основы креативного обучения были заложены в работах Д.В. Чернилевского в последнем десятилетии прошлого века и получили развитие в многочисленных исследования последних лет [4]. Основную цель креативного обучения можно определить как создание условий для раскрытия заложенных в человеке творческих способностей, задействования творческого потенциала, укрепления уверенности в своих творческих силах, способности генерировать нестандартные идеи, умения самостоятельно управлять творческим процессом [5]. Более того, развитие креативности, способности к саморазвитию, формирование умений и навыков творческой самостоятельной деятельности заложены в квалификационные характеристики по всем специальностям высшего и среднего профессионального образования.

Креативный подход к проектированию и использованию технологий обучения делает возможным формирование таких качеств личности студента, а затем и специалиста, как высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов в осуществлении системного анализа проблемных ситуаций. Специалисты, получившие образование на основе обучения с использованием технологий креативного обучения, способны осуществлять целенаправленный поиск необходимой научно-технической и иной информации при решении многовариантных проблем; выявлять из расплывчатой проблемной ситуации конкретные задачи и корректно их формулировать. Тем самым креативная организация обучения студентов позволяет обеспечить достаточно высокий, отвечающий современным потребностям, уровень профессиональных знаний, умений и навыков деятельности, и кроме того - способностей к самоорганизации и саморазвитию личности.

Литература

1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Королева А.В. Вариативная подготовка будущих научно-педагогических кадров: необходимость и проблемность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 10 (114). С. 113-122.

2. Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ,  Глава 1. Статья 3.

3. Мещерякова Е.И., Булгаков Д.Н. Формирование дисциплинирующей компетенции в процессе профессионально-личностного становления курсанта //Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. Вып. 4. С. 22 – 24.

4. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М., 2001.

5. Шаршов И.А. Содержание технологии обучения профессионально-творческому саморазвитию // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 98-111.

Разделы