Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

Панферкина И.С.
Россия, Воронежский институт МВД России
formaneforma@mail.ru 

Одной из важнейших целей образовательной деятельности ведомственных вузов является формирование целостной личности каждого из их выпускников – специалистов органов внутренних дел. От того, насколько целостной (в противовес фрагментарной) является личность специалиста, во многом зависит не только успех его профессиональной правоохранительной деятельности, но и развитие его профессионального самосознания, удовлетворенность ходом и результатами решения тех задач, которые встают перед ним в процессе осуществления такой деятельности. На необходимость формирования целостной личности специалиста-профессионала обращают внимание многие исследователи – педагоги и психологи (А.А. Бодалев, Г.Н. Васильев, А.Д. Деркач, В.Н. Келасьев, К.К. Платонов, Е.В. Селезнева, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.).

Однако многие проблемы, связанные с профессионально-личностным становлением будущих специалистов органов внутренних дел в аспекте формирования целостной личности, остаются недостаточно разработанными. В этой связи определенный интерес представляет изучение инвариантного и вариативного в формировании целостной личности сотрудника органов внутренних дел в определенной области деятельности, а именно – в деятельности специалиста подразделения по делам несовершеннолетних с использованием интегративного подхода. Ведь гуманистические и аксиологические основания профессии сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, высокая значимость результатов их профессиональной деятельности для каждого конкретного несовершеннолетнего, его ближайшего окружения, а также для общества обусловливают предъявление высоких требований не только к профессиональной компетентности специалистов – выпускников ведомственных вузов, но и к их личностным качествам, которые неизбежно будут проявляться в их профессиональном поведении и профессиональной правоохранительной деятельности. В этом мы видим одну из «интегративных тенденций, все более проявляющихся в настоящее время в подготовке специалистов для органов внутренних дел» [1, с.95].

Формирование же целостной личности в период обучения в ведомственном вузе приобретает существенные особенности. Ведь такая целостность формируется с учетом того обстоятельства, что специалист должен обладать и личностными качествами, присущими ему как сотруднику органов внутренних дел (инвариантными), так и личностными качествами, присущими ему как специалисту подразделения по делам несовершеннолетних (вариативными). Создается впечатление, что целостная личность предстает как сложная система. Однако это не совсем так. Образовавшаяся целостность, а именно целостная личность, может быть описана  «традиционным системным, т.е. элементно-структурным языком,  – уверены Г.Н. Васильев и В.Н. Келасьев и мы согласны с ними, – только в весьма ограниченном смысле и под определенным углом зрения»[2, с.115]. Исследователи утверждают, что «вообще постижение целостности  – это поле, на котором смыкается наше познание мира и самих себя. Это в высшем смысле гносеологическая проблема» [там же, с.116].

Целостность личности ни в коем случае не тождественна ее монолитности и непротиворечивости, ведь в целостной личности гармоничность должна сочетаться с разносторонностью, причем целостность и разносторонность – это единство противоположностей целостной личности, без которых невозможно существование ни той, ни другой (Г.С. Батищев, Ю.А. Жданов, В.С. Ильин, Н.И. Киселев, Н.И. Непомнящая, Л.А. Ростовецкая и др.).

Следуя концепции Филиппа Лерша [3, с.517], целостность личности специалиста-профессионала органов внутренних дел можно рассматривать, во-первых, в его отношениях с окружающей средой правоохранительной деятельности (горизонтальное измерение), а во-вторых, – в его отношении к самому себе, осуществляющему профессиональную правоохранительную деятельность (вертикальное измерение). Это – инвариант целостности личности сотрудника органов внутренних дел, который в единстве с вариативом (той составляющей целостности личности, которая формируется под влиянием особых условий и характеристик профессиональной деятельности) и создает целостную личность, в частности, специалиста подразделения по делам несовершеннолетних. Процесс формирования целостной личности испытывает на себе влияние факторов внешний по отношению к субъекту среды (своеобразное«горизонтальное» воздействие)  и требует собственной внутренней деятельности субъекта (своеобразное «вертикальное» воздействие).

В психологии (Е.В. Селезнева) выделяются следующие характеризующие черты целостной личности:

1) развитое самосознание, преодолевающее внутренние и внешние противоречия на основе общечеловеческих ценностей;

2) духовность как качество, которое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия –  в поступки;

3) социальная зрелость, т. е. способность принимать самостоятельные решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами;

4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, основными элементами которого выступают патриотические и интернациональные чувства в их гармоническом единстве;

5) совесть как внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутренний голос и глубже понимать возможности собственного Я;

6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития) [4, с.194].

Такие характеризующие черты можно рассматривать в качестве инварианта целостной личность вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью занимается человек. Это – своеобразный инвариант целостности личности как таковой.

На основе представленных характеристик определим инвариантные качества целостной личности сотрудника органов внутренних дел, которые необходимы ему для осуществления успешной профессиональной деятельности независимо от того, в какой сфере она осуществляется. Среди личностных качеств инварианта следует выделить:

1) гражданственность, личную и гражданскую ответственность за результаты профессиональной деятельности;

2) социальную зрелость, стремление принимать обоснованные решения, связанные с обеспеченности законности и правопорядка;

3) целеустремленность, самообладание, выдержка, решительность в исполнении профессионального долга;

4) высокую познавательную активность, желание использовать в профессиональной деятельности новейшие достижения и передовой опыт;

5) духовность, сформированные общественно одобряемые жизненные ценности;

6) совестливость, недопущение поступков, действий, которые могут быть негативно восприняты коллегами, населением, иными субъектами профессиональной деятельности;

7) понимание необходимости неукоснительного исполнения приказов и распоряжений руководителей;

8) коммуникативность, стремление к самоутверждению среди коллег своими делами и поступками, исключение использования в общении ненормативной лексики;

9) развитое самосознание в единстве с осознанием себя как человека, которому доверено выполнять особенную социально значимую профессиональную деятельность;

10) непримиримость в борьбе с преступностью,  стремление искоренить условия, порождающие противоправное поведение;

11) развитое чувство самосохранения в единстве с разумной доле риска в экстремальных ситуациях, психологическую выносливость;

12) желание следовать сложившимся традициям, способствующим укреплению дисциплины, развитию профессионального самосознания, повышению уровня духовности, патриотизма и др.

Безусловно, всеми указанными личностными качества инварианта целостной личности сотрудника органов внутренних дел должны обладать и специалисты подразделений по делам несовершеннолетних. Однако личность специалиста подразделения по делам несовершеннолетних не будет целостной, если инвариант не буде дополнен вариативом, который должен включать следующие характеристики:

1) стремление понять те жизненные обстоятельства, в которых оказались несовершеннолетние групп риска, разобраться в причинах, повлекших различные проявления их противоправного поведения;

2) желание использовать все возможные (как доступные, так и те, для  получения которых необходимо приложить определенные усилия) средства социального, педагогическое и психологического воздействия на несовершеннолетних, их сверстников из ближайшего окружения, их родителей и родственников в целях устранения факторов и условий негативного влияния на несовершеннолетних;

3) осознание себя как человека, способного помочь несовершеннолетним преодолеть кризисы развития и факторы риска, которые способны привести к различным негативным проявлениям поведения, в том числе – совершению правонарушений и преступлений;

4) сочетание доброты и требовательности в отношениях с несовершеннолетними, восприятие их как заслуживающих внимания, уважения, гуманного к себе отношения субъектов;

5) стремление к постоянному поиску новых эффективных способов воздействия на развитие познавательной и мотивационно-волевой сфер сознания несовершеннолетних, позитивного влияния на развитие их способностей и личностных характеристик;

6) недопущение любых способов силового воздействия на несовершеннолетних, терпение и терпимость в отношениях с ними, разумное сочетание вербальных и невербальных способов общения;

7) нетерпимость к любым формам дискриминации несовершеннолетних, к тем родителям (родственникам, иным взрослым), по вине которых несовершеннолетние приобщаются к противоправной деятельности, попадают в группы риска, становятся безнадзорными или беспризорными, совершают правонарушения (преступления).

Формирование целостной личности специалиста-профессионала подразделения по делам несовершеннолетних – длительный процесс, который начинается в образовательной среде ведомственного вуза и не заканчивается на всем протяжении его профессиональной  деятельности. При этом инвариантные характеристики целостной личности специалиста устойчивы, они должны наполниться содержанием, позволяющим осуществлять профессиональную правоохранительную деятельность, уже в период обучения будущего специалиста в ведомственном вузе. Что касается вариативных характеристик, то их содержание формируется как в процессе обучения будущего специалиста, так и в период становления и развития специалиста-профессионала в профессиональной правоохранительной деятельности сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних.

Интеграция «горизонтального» и «вертикального» воздействий в процессе формирования инварианта профессионализма будущего специалиста органов внутренних дел может иметь результатом как целостность, так и фрагментарность личности. Если в целостной личности формирующие ее составляющие образуют гармоничное единство, то в личности фрагментарной  между ними складывается диссоциация  (от лат. dissociatio – разъединение, разделение). Если рассматривать диссоциацию применительно к личности специалиста органов внутренних дел, то здесь может идти речь и об утрате ценностно-смысловых ориентиров профессиональной правоохранительной деятельности, потере интереса к ее осуществлению, снижению самооценки, нежеланию решать те задачи, которые встают в процессе несения службы, или решение их на недопустимо низком уровне, безразличие в отношениях с коллегами и гражданами и т.п.

Фрагментарной личность может стать либо в силу того, что в процессе профессионально-личностного становления в период обучения в ведомственном вузе не удалось сформировать целостную личность, гармонично развитую во всех направлениях как профессиональной, так и жизнедеятельности, либо в силу того, что влияние факторов и условий осуществления профессиональной правоохранительной деятельности оказали на личность настолько сильное влияние, что сформированная в образовательной среде ведомственного вуза целостная личность выпускника стала разрушаться, превращаясь в личность фрагментарную. Отсутствие внутренней гармонии личности специалиста подразделения по делам несовершеннолетних (фрагментация) неизбежно приведет к нежелательным проявлениям в его профессиональной деятельности, последствия которых могут быть не только негативными, но для кого-то из несовершеннолетних даже трагическими.

Однако вероятность того, что в профессиональной правоохранительной деятельности личность специалиста подразделения по делам несовершеннолетних будет диссоциировать под влиянием сопутствующих этому процессу факторов, условий, обстоятельств тем ниже, чем выше степень целостности личности выпускника ведомственного вуза. В этой связи особое значение приобретает обеспечение целостности образовательного процесса, целью и результатом которого и должно стать формирование целостной личности специалиста. Одним из оснований формирования целостной личности будущих специалистов может стать комплементарность правового и психолого-педагогического направлений их подготовки в период обучения в ведомственном вузе [5].

Литература

1. Мещерякова Е.И. Интегративные тенденции в подготовке специалистов для органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. №4. С.93-99.

2. Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо-и социогенез. СПб., 2003.

3. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Бодалева. М., 2011.

4. Селезнева Е. В. Самоопределение как условие самоосуществления // Мир психологии. 2007. № 2. С.192-203.

5. Панферкина И.С. Комплементарность в духовно-нравственном воспитании курсантов ведомственных вузов // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации. Воронеж, 2015. С. 252-254.

Разделы