Сведения об образовательной организации

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Хватова М.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
g_khvatov@mail.ru

В настоящее время меняется статус человека в социуме и требования к современному специалисту. На место природного и общественного индивида приходит авторская личность. Авторская личность должна обладать такими ресурсами, которые позволят ей через развитие механизма «самости» (самопознания, самоактуализации, саморазвития, самореализации) принять вызовы времени и совладать ими, определять свой жизненный путь самостоятельно через свой выбор и ответственность, гармонично сосуществуя с социумом [1]. В связи с этим актуализируется проблема поиска ресурсов развития личности  профессионала.

При разработке идей развития личности будущего специалиста закономерным является использование ресурсного подхода. Идея ресурсного подхода обоснована в философии (В.Т. Воронин) [2], психологии (М.А. Холодная) [3], психотерапии (Н.П. Коваленко) [4], управлении (В.М. Лизинский) [5], в образовательном процессе (Т.А. Цецорина 2002) [6] и др. Согласно представлениям современной науки суть развития личности с позиции ресурсного подхода - раскрытие, актуализация заложенного в ней потенциала (ресурса развития).

К термину «ресурс» стали чаще обращаться в последнее время в связи с включенностью ресурсного подхода во многие исследования, особенно психолого-педагогической направленности.

Т.А. Цецорина [6] считает, что ресурсы – своего рода «запас прочности»; ресурсы можно рассматривать как конкурентные преимущества.

С.А. Дружилов раскрывает понятие индивидуального ресурса профессионального развития человека, как «с одной стороны, реальные профессиональные возможности, его готовность к эффективной профессиональной деятельности, с другой – нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека» [7].

Ресурс, по нашему мнению, можно определить как средства, которые имеются в наличии, т.е. это актуальное бытие, реальные возможности человека, все то, что принадлежит личности в психологическом плане и может быть использовано в случае надобности (например, способности, интеллект, опыт, эмпатия, эмоциональная устойчивость, оптимизм, умение общаться и контролировать себя, мотивация достижения, личные цели, отношение к себе, ценности и др.). Перечисленные выше характеристики становятся ресурсом только при условии, если они «приложимы» к конкретной ситуации в которой этот ресурс может быть востребован для продуктивного решения задач. Ресурсы обеспечивают будущему специалисту устойчивость взаимодействия его личности и окружающей среды, адекватную самооценку, устойчивую мотивацию, нравственную основу поступков.

Ресурс является и источником развития личности. Ресурсы выполняют инструментальную функцию в реализации задач развития личности. Рассматривая ресурсы как функцию, можно сказать, что расширение и приумножение личностных ресурсов соответствует расширению границ опыта человека и появлению новых возможностей (актуализация потенциальных возможностей). В контексте развития будущего специалиста личностные ресурсы являются источником данного развития.

Развитие ресурсов личности происходит в новых условиях (например, в трудных жизненных или стрессовых ситуациях) или при освоении новых сфер деятельности (профессия, семья, общение, спорт и т.д.), а также с помощью специально организованного обучения с применением педагогических и психологических технологий.

Ресурсная составляющая, на наш взгляд, представлена в самом определении процесса саморазвития. «Саморазвитие это целенаправленный процесс «развертывания» уже имеющихся, но «свернутых» до поры задатков, способностей» умений, качеств, или «зарождения» и становления не бывших ранее свойств и качеств [8].

В основополагающих работах классиков отечественной психологии С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева заложены идеи изучения ресурсов личности [9, 10]. Так, С.Л. Рубинштейн, рассматривая жизненный путь личности, выделял «внутренние возможности и потенции человека», «внутренние силы и возможности». Мысль о «бесконечности» человека, о его универсальной способности «выходить за пределы» самого себя многократно и разными способами обозначена С.Л. Рубинштейном в работе «Человек и мир»: «своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем, непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности, но становление и реализация» [9].

Б.Г. Ананьев, развивая обозначенную С.Л. Рубинштейном идею «возможностей и потенций человека», высказал ряд продуктивных мыслей для психологических исследований личности с позиции ресурсов. В частности, он говорил о возможности построения некоторой общей модели ресурсов и резервов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и от структуры личности самого человека. Он полагал, что «изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности – важнейшая задача всех наук о человеке» [10].

Обратимся к некоторым характеристикам ресурсов. Так, ресурсы традиционно разделяют на внешние и внутренние. К внешним относят материальные ресурсы, информация, другие люди, социальные ресурсы и др. Внешние ресурсы не являются объектом психологической диагностики, чаще являются областью изучения других дисциплин (экономика, социология). Однако они влияют на проявление и развитие внутренних ресурсов, т.е. являются условием развития личности, например, наличие материальных средств как возможность образования; социально-депривированная среда или криминальные субкультуры детерминируют внутренние ресурсы. Кроме того вешние ресурсы могут преобразовываться во внутренние, например, получение образования.

К внутренним ресурсам мы относим, во-первых, качественные характеристики, например, знания, способности, умения, компетентности; во-вторых, систему регуляции/механизм регуляции, например личностные цели, мотивационная система, отношение. Качество функционирования системы внутренних ресурсов личности можно оценить только с учетом внешних ресурсов. Система внутренних ресурсов должна отвечать внешним запросам, например профессиональным, и обеспечивать ее оптимальную подстройку. Эффективность использования ресурсов определяется наименьшими затратами индивидуальных ресурсов при получении социально или личностно необходимого результата. Специфической особенностью внутренних ресурсов является их соотнесение с системной целостностью человека как организма и личности.

Ресурсы имеют уровневую характеристику. Уровни ресурсов являются отражением иерархии структуры личности. Так, если исходить из концепции личность как динамической функциональной структуры по К.К. Платонову, как то ресурсы можно рассматривать, соответственно, как биосоциальную иерархическую структуру. При этом на одном иерархическом уровне может быть совокупность или система ресурсов.

Межуровневое взаимоотношение ресурсов строиться по принципам, изложенным Б.Г. Ананьевым: субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; и координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них [10].

Так, ресурсы каждого уровня, с одной стороны, обладают функциональной самостоятельностью, с другой иерархически подчинены друг другу и в целом формируют сложную функциональную систему. Ресурсы вышележащего уровня оказывают избирательное влияние на проявление ресурсов нижележащего уровня. В то же время, реализация ресурсов более высокого уровня не может быть осуществлена без учета ресурсов нижележащих уровней. Так, например, реализации целей, в зависимости от осознания себя и своего места в социуме не может быть без учета физических и психофизиологических ресурсов. Вышележащие уровни, по отношению к нижележащим уровням, как правило, обладают компенсаторными возможностями, которые могут включаться в связи с возрастными или физическими изменениями. Так, например, профессиональный опыт или стиль профессиональной деятельности (личностный уровень ресурса) может скомпенсировать возрастные изменения органов чувств (психофизиологического уровень ресурса). Практический интерес представляет выявление соответствия или несоответствия уровней сопряжения ресурсов.

Ресурсы личности имеют динамическую организацию, он могут меняться в зависимости от условий жизнедеятельности и с возрастом. Ресурсы могут существовать, развиваться и погибать в личности. «Существование» ресурсов, т.е. их сбережение, подразумевает их потребление в случае необходимости. Ресурсы могут как растрачиваться (эмоциональное выгорание), так и генерироваться (новообразования). Источником образования новых ресурсов могут быть имеющиеся (базовые) ресурсы, резервы, а также внешние ресурсы.

Ресурсы условно можно поделить на универсальные и специальные. Универсальные ресурсы являются необходимым условием для самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности и/или обеспечения успешного выполнения деятельности различного рода. Например, к универсальным ресурсам можно отнести: способность к саморегуляции, жизнестойкость, смысложизненные и ценностные ориентации, целеполагание, самоопределение, рефлексия. Универсальные ресурсы применимы для описания задач, связанных с саморазвитием личности.

Специальные ресурсы обеспечивают возможности самореализации в конкретных сферах жизнедеятельности (профессиональная сфера, сфера личной жизни) и/или успешного выполнения определенного вида деятельности (учебной, управленческой или общения и др.). Специальные ресурсы следует рассматривать в совокупности с универсальными ресурсами. К специальным ресурсам обеспечивают возможности самореализации в профессиональной сфере можно отнести, например, профессионально важные качества, а половая самоидентификация является ресурсом самореализации молодежи в сфере личной жизни.

Известным является факт, что наличие комплекса необходимых ресурсов для выполнения какой-либо деятельности не всегда обеспечивает ее результативность. В связи с этим В.Н. Марков предлагает ввести понятие метаресурсы [11]. Автор замечает, что сочетание способности, характера и мотивации как ресурсное обеспечение гениальной личности не обеспечивает результативность деятельности гения и его творческое долголетие. В.Н. Марков считает, что существуют другие ресурсы, которые способны выстроить систему эффективного управления внутренними и внешними ресурсами личности для обеспечения эффективного психического управления поведением и развитием личности, которые он и назвал метаресурсами.

Так, например, метаресурсом личности является умение управлять собой (самоуправление). Принцип метаресурса показывает, в какой мере личности удалось освоить управление своими внутренними и внешними ресурсами для целей максимальной самореализации, что хорошо видно на примере гениальных личностей. Наличие способности к самоуправлению способствует творческому долголетию гения — достаточно вспомнить биографию Д. Менделеева или Л. Толстого. Отсутствие такой способности зачастую приводит к преждевременному саморазрушению творца, примером чему служат биографии А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина и многих других [11].

В соответствии с вышесказанным, мы считаем, что будущий специалист должен обладать такими ресурсами личности:

•        способность к осмысленности жизни и ее целостности (экзистенциальный уровень);

•        способность к гармоничному существованию с социумом (социальная адаптация и социальный иммунитет) (социально-личностный уровень);

•        жизнестойкость, рефлексивность, гибкость поведения (индивидуально-личностный уровень);

•        психофизиологические характеристики (биологический  уровень).

Таким образом, ресурсный подход как теоретическая основа развития личности будущего специалиста позволяет операционализировать основные концептуальные понятия. Ресурсы являются как реальными возможностями человека, так и источником его развития. Целенаправленное развитие личности будущего специалиста состоит в формировании или активизации ресурсов личности, способствующих успешной деятельности в новых жизненных ситуациях.

Литература

1.      Маркин В.Н. Акмеологический принцип развития и самоорганизации человека как парадигма развития социума // Мир психологии. 2011. № 4. С. 251-259.

2.      Воронин В.Т. Ресурсы и время: социально-философский контекст. Новосибирск, 2000.

3.      Холодная М.А. Возможности объединения онтологического, субъектного и ресурсного подходов в исследовании интеллекта // Личность и бытие: Субъектный подход. М., 2008. С. 201—204.

4.      Коваленко Н.П. Ресурсный подход в психотерапии. СПб., 2010.

5.      Лизинский В.М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М., 2006.

6.      Цецорина, Т.А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: дис. …канд. пед. наук. Белгород, 2002.

7.      Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. Воронеж, 2010.

8.      Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. М.; Воронеж, 2007.

9.      Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

10.    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

11.    Марков В.Н. Ресурсный подход к психодиагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 5-10.

Разделы