Сведения об образовательной организации

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ

Прокудин Ю.П., Судакова С.В., Скакалина Г.В.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
МБОУ Верхнеспасская СОШ
prokudin68@mail.ru
werhspas@yandex.ru

Воспитание у подрастающего поколения россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей стоит в ряду главных задач общеобразовательных учреждений. Общественные и культурные условия, в которых мы сегодня живем, существенно отличаются от тех, в которых была сформирована система воспитания советской школы: дети сегодня находятся в открытой информационной среде, в среде конкуренции мировоззрений, взглядов на ключевые нравственные проблемы, видений цели развития России и оценки российской истории.

Сложившаяся ситуация говорит об актуальности проблемы возрождения духовно-нравственных ценностей с учетом традиционных для России и новых зарождающихся в современных условиях форм воспитательных воздействий на подрастающую личность. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010), духовно-нравственное воспитание личности гражданина России предполагает:

•        готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

•        готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

•        укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

•        формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

•        развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

•        принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

•        готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

•        способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

•        трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

•        осознание ценностей других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

•        свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

•        укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями[1].

Современные исследователи (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.) подчеркивают, что «воспитательные системы – явление динамическое». Сегодня изменилась идеология воспитания, основу которой составляют общечеловеческие и национальные ценности. Меняются воспитательные методики и технологии.

Огромный духовно-нравственный потенциал содержит творческое наследие Д.С. Лихачева, являющегося ориентиром в поиске путей выхода современной педагогики из кризиса в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Процесс воспитания и образования Д.С. Лихачев рассматривает как приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества. Понятие культуры он трактует не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. С культурой Д.С. Лихачев тесно связывал понятие интеллигентности, характерными чертами которой являются стремление к расширению знаний, открытость, служение людям, терпимость, ответственность [2].

Духовно-нравственное воспитание является основой формирования потребности человека в человеке. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников средствами современных образовательных технологий - одно из главных направлений деятельности социальных институтов воспитания [3]. Учитывая все обстоятельства современного состояния обозначенной проблемы, на базе Центра  духовно-нравственного воспитания и просвещения «Наследие» Верхнеспасской средней общеобразовательной школы Рассказовского района Управлением образования и науки Тамбовской области открыта региональная инновационная площадка «Муниципальная модель формирования духовно-нравственных ценностей подрастающей личности в условиях открытой социокультурной среды». Научное руководство в реализации проекта осуществляют ученые Института педагогики ТГУ имени Г.Р. Державина, профессор кафедры общей педагогики и психологии, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Ю.П. Прокудин, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, заместитель председателя комиссии по развитию социальной среды общественной палаты Тамбовской области, заместитель председателя правления Тамбовского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» А.Ю. Курин и другие.

Цель проекта заключается в обеспечении непрерывности процесса формирования духовно - нравственных ценностей, патриотического воспитания и образования, обеспечивающих открытость социокультурного пространства, возрождение истинно российской ментальности, основанной на благородных промыслах, уважении к православной и другим вероисповеданиям, трудолюбии, толерантности, креативности, историческому прошлому нашей страны. Большое внимание в содержании деятельности инновационной площадки уделяется старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Эти возрастные группы детей требуют особого внимания в реализации данного проекта. Возможности воспитательного воздействия в работе с дошкольниками есть, так как в помещении школы открывается детский сад.  

Содержание деятельности региональной инновационной площадки достаточно многогранно, включает много нового и интересного. Материалы проекта ориентированы на целенаправленное осуществление духовно - нравственного воспитания детей и формирование системы духовно- нравственных ценностей в условиях открытой социокультурной среды.

Например, в плане реализации проекта обучающимися школы заложены два парка Памяти, посвященных погибшим односельчанам в годы Великой отечественной войны. В честь 70-летия Великой Победы в школе проведен цикл мероприятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание: проведены тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества: «День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)», «День Конституции Российской Федерации», «День снятия блокады Ленинграда», «Великая Отечественная война в цифрах»; конкурсы рисунков: «Святые заступники Руси», «День защитников Отечества», «Праздник со слезами на глазах»; фотоконкурсы «Мы памяти этой верны», «Наследники победы»; конкурсы  чтецов «С любовью к России», сочинений «Детство опалённое войной», «Подвигу жить в веках», декоративно-прикладного творчества  «Посылка на фронт» и другие.

Для учителей школы действует постоянно действующий научно-методический семинар. В плане его работы в 2014-2015 учебном году были прочитаны лекции: «Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения в современной России»; «Конфликт и взаимодействие в пелагическом процессе»; «Современные технологии воспитания», «Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания».

С обучающимися 8-11 классов систематически проводятся уроки духовности. Например, «Дни воинской славы России» (учитель Н.М. Самедова), «Мораль и нравственность» (В.П. Переверзева), «Места, где жил великий человек, священны» (Г.Е. Дякина) и другие. Руководителями проекта предоставлен богатый материал разработок классных часов по духовно-нравственному воспитанию школьников по всем возрастным группам обучающихся, которые прошли на базе школы. Создана методическая копилка, в которой собраны конспекты уроков учителей разных учебных дисциплин с использованием элементов духовно-нравственных ценностей.

Обучающиеся 9-11 классов успешно осваивают программу элективного курса «Наследие Д.С. Лихачёва по духовно-нравственным ценностям подрастающей личности». Школьники приняли участие в XIV Международном конкурсе «Память о Холокосте - путь к толерантности», в ежегодных Питиримовских духовно-образовательных чтениях. Подготовлены три тематические программы для летнего оздоровительного лагеря на базе спортивно-оздоровительного комплекса имени Героя Советского Союза А.Н. Московского: «Юные волонтеры», военно-патриотической, художественно-эстетической и туристско-краеведческой направленности на лето 2015 года. Создан информационный стенд «Инновационная деятельность школы», на котором находят отражение результаты проводимых мероприятий. Для филиалов школы подготовлен единый методический день по теме «Воспитание толерантности у школьников как социально значимого личностного качества». Информация о ходе реализации проекта размещена на сайте образовательного учреждения.

В перспективе на базе школы планируется провести заседание комиссии по развитию социальной среды общественной палаты Тамбовской области по проблеме взаимосвязи общественных организаций и общеобразовательных учреждений по формированию духовно-нравственных ценностей подрастающей личности в открытой социокультурной среде.

Воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в ХХI веке[4].

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010.

2. Игнатьева Е.Е. Духовно- нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. 2010. №9. С.6-10.

3. Прокудин Ю.П. Проблемы духовно-нравственного воспитания в начальной школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2013.

 4. Прокудин Ю.П., Попова А.Е. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях временного детского коллектива // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2012.