Сведения об образовательной организации

ИЗУЧЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

ИЗУЧЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 

Полушкина И.В., Тишкова И.И.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
spiridonova_irin@mail.ru

Актуальность исследования патриотизма у современной молодежи в наше время определяется потребностью государства в гражданах, занимающих активную жизненную позицию, в правильном воспитании последующих поколений, установления у них верных жизненных ценностей и приоритетов. Ввиду сложившейся напряженной политической обстановки возникает вопрос: «При возникновении угрозы, способно ли сегодняшнее поколение совершить тот же подвиг, который совершил русский народ в 1945-м?».

В последнее время мы постоянно слышим о том, что молодые люди не желают служить в армии, набирает силу явление «утечки мозгов», у народа возникает стремление устроиться за границей, развивается тенденция недоверия результатам выборов и т.д. Все эти проблемы, так или иначе, связаны с чувством патриотизма, а вернее со снижением его уровня. Ведь из-за возрастающего чувства отчуждения (в том числе и к Родине) может возникнуть тенденция к делинквентному поведению [1]. В связи с этим, возникает необходимость подробнее изучить данное явление и найти способ развить патриотизм у молодого поколения.

Целью данного исследования было изучить особенности патриотизма у современной молодежи.

Объект исследования: патриотизм как отношение личности к Родине.

Предмет исследования: особенности патриотизма у студентов.

Гипотеза исследования: 1) для современных студентов характерно разное представление о своей Родине; 2) когнитивная и эмоциональная составляющие патриотизма шире представлены в сознании студентов по сравнению с поведенческой составляющей.

В исследовании принимали участие студенты в количестве 20 человек. Для этого испытуемые были протестированы по методике «Личностный рост» (Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.) [2] и по составленной анкете «Патриотизм», включающей 26 вопросов, направленных на анализ когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма как категории отношения.

Анализируя данные, полученные по методике «Личностный рост», можно сделать вывод, что большинство студентов имеет ситуативно-позитивное отношение к Земле, Отечеству, к культуре, к знаниям, к человеку, к человеку как к другому, к миру, к человеку как к Иному, к своему телесному Я, к своему внутреннему миру, к духовному Я. Как устойчиво-позитивное отношение можно определить отношение к семье и труду. 

Примечание:

1 – Отношение к духовному Я

2 – Отношение к телесному Я

3 – Отношение к человеку как к Иному

4 – Отношение к человеку

5 – Отношение к знаниям

6 – Отношение к культуре

7 – Отношение к труду

8 – Отношение к миру

9 – Отношение к Земле

10 – Отношение к Отечеству

11 – Отношение к семье

12 – Отношение к внутреннему миру

13 – Отношение к человеку как к Другому

 

Рис. 1. Средние значения по опроснику «Личностный рост»

Характеризуются такие люди тем, что переживают чувство Родины как чувство родного дома, деревца, однако не считают, что имеют непосредственное влияние на происходящее в стране, экологические проблемы воспринимают как объективно важные, но от них не зависящие; в целом, они разделяют идеи мира и ненасилия, но полагают, что в отдельных случаях применение силы оправданно; только престижная работа вызывает уважение у таких людей; они признают ценность норм культурного поведения, но далеко не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.

Личности, обладающие подобными характеристиками могут неплохо учится, но все же они не выкладываются на 100%, ценность человека как такового полностью ими не прочувствована; когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», они, скорее всего, выберут первое; не прочь оказать помощь, но предпочитают делать это только тогда, когда их об этом просят; склонны к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используют типы в отношении представителей тех или иных культур. Объективно они понимают важность здорового образа жизни, но субъективно ставят его не слишком высоко; принимая себя в целом, все же могут испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Они ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств.

В ходе исследования по анкете «Патриотизм» было установлено, что на вопросы, рассчитанные на когнитивные и эмоциональные составляющие патриотизма, большинство испытуемых (88,9-100%) ответили положительно, а вот на вопросы, предполагающие деятельные аспекты то же самое большинство ответило отрицательно (83,3-100%). Таким образом, был сделан вывод о том, что когнитивная и эмоциональная составляющие патриотизма шире представлены в сознании студентов по сравнению с поведенческой составляющей. Такая десинхронизация могла произойти из-за «моды» на патриотизм или отсутствия четкой идеологии, мировоззрения и системы ценностей студентов. Они не готовы к решительным действиям, потому что им нечего отстаивать, нечего защищать.

По результатам ответов на открытые вопросы были сделаны следующие выводы:

  • большинство студентов определяет патриотизм как «любовь к Родине»;
  • вопрос: «Если бы у вас была возможность, что бы вы сделали для своей страны?» большинство студентов оставили без ответа;
  • наиболее часто встречаемые ассоциации со словом «родина»: «дом», «мать»;
  • основные достоинства страны, по мнению испытуемых, – большая территория, красота природы, сильный военный аппарат;
  • основные недостатки: низкий уровень жизни, коррупция;
  • значимые даты в истории страны: Великая отечественная война, распад СССР, присоединение Крыма, первый полет в космос;
  • природа Родины вызывает восхищение;
  • студенты испытывают гордость за героев своего Отечества;
  • чтобы сохранить культуру страны, большинство студентов привили бы интерес молодежи;
  • культура Родины вызывает гордость;
  • чтобы улучшить нынешнее положение страны, студенты усовершенствовали бы некоторые аспекты проводимой внутренней политики государства;
  • большинство студентов участвует в выборах (43%),  вторая же по количеству ответов группа не голосует, т.к. не доверяет результатам (32%), остальные не голосуют, т.к. им еще нет 18-ти лет (25%).

Таким образом, в ходе проведения исследования нами была опровергнута гипотеза о том, что для студентов характерно разное представление о своей Родине. Мы увидели, что подавляющее большинство находится в пределах одного-двух понятий. Вторая же гипотеза, которая предполагала, что когнитивная и эмоциональная составляющие патриотизма шире представлены в сознании студентов по сравнению с поведенческой составляющей, была нами подтверждена, что показывают результаты анкеты «Патриотизм». Конечно, выборка была относительно немногочисленна, а способы оценки уровня патриотизма не валидны, но даже это исследование показало, что в современных условиях существует проблема патриотизма как нежелание молодежи предпринимать активные действия. В дальнейшем, мы планируем усовершенствовать систему тестирования и изучить особенности патриотизма у современной молодежи глубже.

Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что чувство патриотизма присутствует в среде современной молодежи скорее как навязанная обществом модель. Юноши и девушки встают, когда играет гимн, идут служить в армию, отдают дань уважения ветеранам не по душевному порыву, не потому, что они сами пришли к этому, а только лишь потому, что так требует от них общество, в котором они находятся. Такому поведению способствуют такие личностные качества, как гражданская пассивность, наличие культурных предрассудков, отсутствие четко сформированной системы убеждений и мировоззрения.

В дальнейшем мы планируем проанализировать взаимосвязь уровня патриотизма студентов с уровнем патриотизма их родителей и выяснить, зависит ли он от стиля воспитания в семье и детско-родительских отношений, а также выявить и описать методы развития патриотизма именно как чувства, а не как определенной модели поведения. Ведь развитие патриотизма как смысложизненной ориентации, а, следовательно, выступающего одним из психологических критериев субъективного качества жизни современной молодежи [3], может служить одним из направлений в рамках возрождения духовных традиций в системе современного высшего образования.

Литература

  1. Попова О.А. Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №4 (84). С.151-156.
  2. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». М., 2003, С. 7-31.
  3. Рябова М.Г., Уваров Е.А. Смысложизненные ориентации как основной психологический критерий качества жизни субъекта (субъективного качества жизни) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2009. Т.3. №2. С.97-106.