ИЗУЧЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Полушкина И.В., Тишкова И.И.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
spiridonova_irin@mail.ru
Актуальность исследования патриотизма у современной молодежи в наше время определяется потребностью государства в гражданах, занимающих активную жизненную позицию, в правильном воспитании последующих поколений, установления у них верных жизненных ценностей и приоритетов. Ввиду сложившейся напряженной политической обстановки возникает вопрос: «При возникновении угрозы, способно ли сегодняшнее поколение совершить тот же подвиг, который совершил русский народ в 1945-м?».
В последнее время мы постоянно слышим о том, что молодые люди не желают служить в армии, набирает силу явление «утечки мозгов», у народа возникает стремление устроиться за границей, развивается тенденция недоверия результатам выборов и т.д. Все эти проблемы, так или иначе, связаны с чувством патриотизма, а вернее со снижением его уровня. Ведь из-за возрастающего чувства отчуждения (в том числе и к Родине) может возникнуть тенденция к делинквентному поведению [1]. В связи с этим, возникает необходимость подробнее изучить данное явление и найти способ развить патриотизм у молодого поколения.
Целью данного исследования было изучить особенности патриотизма у современной молодежи.
Объект исследования: патриотизм как отношение личности к Родине.
Предмет исследования: особенности патриотизма у студентов.
Гипотеза исследования: 1) для современных студентов характерно разное представление о своей Родине; 2) когнитивная и эмоциональная составляющие патриотизма шире представлены в сознании студентов по сравнению с поведенческой составляющей.
В исследовании принимали участие студенты в количестве 20 человек. Для этого испытуемые были протестированы по методике «Личностный рост» (Григорьева Д.В., Кулешова И.В., Степанова П.В.) [2] и по составленной анкете «Патриотизм», включающей 26 вопросов, направленных на анализ когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма как категории отношения.
Анализируя данные, полученные по методике «Личностный рост», можно сделать вывод, что большинство студентов имеет ситуативно-позитивное отношение к Земле, Отечеству, к культуре, к знаниям, к человеку, к человеку как к другому, к миру, к человеку как к Иному, к своему телесному Я, к своему внутреннему миру, к духовному Я. Как устойчиво-позитивное отношение можно определить отношение к семье и труду.
Примечание:
1 – Отношение к духовному Я 2 – Отношение к телесному Я 3 – Отношение к человеку как к Иному 4 – Отношение к человеку 5 – Отношение к знаниям 6 – Отношение к культуре 7 – Отношение к труду |
8 – Отношение к миру 9 – Отношение к Земле 10 – Отношение к Отечеству 11 – Отношение к семье 12 – Отношение к внутреннему миру 13 – Отношение к человеку как к Другому
|
Рис. 1. Средние значения по опроснику «Личностный рост»
Характеризуются такие люди тем, что переживают чувство Родины как чувство родного дома, деревца, однако не считают, что имеют непосредственное влияние на происходящее в стране, экологические проблемы воспринимают как объективно важные, но от них не зависящие; в целом, они разделяют идеи мира и ненасилия, но полагают, что в отдельных случаях применение силы оправданно; только престижная работа вызывает уважение у таких людей; они признают ценность норм культурного поведения, но далеко не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.
Личности, обладающие подобными характеристиками могут неплохо учится, но все же они не выкладываются на 100%, ценность человека как такового полностью ими не прочувствована; когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», они, скорее всего, выберут первое; не прочь оказать помощь, но предпочитают делать это только тогда, когда их об этом просят; склонны к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используют типы в отношении представителей тех или иных культур. Объективно они понимают важность здорового образа жизни, но субъективно ставят его не слишком высоко; принимая себя в целом, все же могут испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Они ощущают в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств.
В ходе исследования по анкете «Патриотизм» было установлено, что на вопросы, рассчитанные на когнитивные и эмоциональные составляющие патриотизма, большинство испытуемых (88,9-100%) ответили положительно, а вот на вопросы, предполагающие деятельные аспекты то же самое большинство ответило отрицательно (83,3-100%). Таким образом, был сделан вывод о том, что когнитивная и эмоциональная составляющие патриотизма шире представлены в сознании студентов по сравнению с поведенческой составляющей. Такая десинхронизация могла произойти из-за «моды» на патриотизм или отсутствия четкой идеологии, мировоззрения и системы ценностей студентов. Они не готовы к решительным действиям, потому что им нечего отстаивать, нечего защищать.
По результатам ответов на открытые вопросы были сделаны следующие выводы:
Таким образом, в ходе проведения исследования нами была опровергнута гипотеза о том, что для студентов характерно разное представление о своей Родине. Мы увидели, что подавляющее большинство находится в пределах одного-двух понятий. Вторая же гипотеза, которая предполагала, что когнитивная и эмоциональная составляющие патриотизма шире представлены в сознании студентов по сравнению с поведенческой составляющей, была нами подтверждена, что показывают результаты анкеты «Патриотизм». Конечно, выборка была относительно немногочисленна, а способы оценки уровня патриотизма не валидны, но даже это исследование показало, что в современных условиях существует проблема патриотизма как нежелание молодежи предпринимать активные действия. В дальнейшем, мы планируем усовершенствовать систему тестирования и изучить особенности патриотизма у современной молодежи глубже.
Исходя из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что чувство патриотизма присутствует в среде современной молодежи скорее как навязанная обществом модель. Юноши и девушки встают, когда играет гимн, идут служить в армию, отдают дань уважения ветеранам не по душевному порыву, не потому, что они сами пришли к этому, а только лишь потому, что так требует от них общество, в котором они находятся. Такому поведению способствуют такие личностные качества, как гражданская пассивность, наличие культурных предрассудков, отсутствие четко сформированной системы убеждений и мировоззрения.
В дальнейшем мы планируем проанализировать взаимосвязь уровня патриотизма студентов с уровнем патриотизма их родителей и выяснить, зависит ли он от стиля воспитания в семье и детско-родительских отношений, а также выявить и описать методы развития патриотизма именно как чувства, а не как определенной модели поведения. Ведь развитие патриотизма как смысложизненной ориентации, а, следовательно, выступающего одним из психологических критериев субъективного качества жизни современной молодежи [3], может служить одним из направлений в рамках возрождения духовных традиций в системе современного высшего образования.
Литература