Сведения об образовательной организации

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Кострикова Ю.В., Радченко Е.А.
Россия, Лесосибирский педагогический институт
costrickova2016@yandex.ru 

Рассмотрение вопроса истории становления и развития интегрированного образования в отечественной педагогической практике является актуальным в связи с внедрением ФГОС НОО. Ранее изучение вопросов об обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии были областью изучения дефектологии. Вопросами обучения и воспитания детей с особыми потребностями, исследованиями в данной области занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К. Грачева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Г. И. Россолимо[1].

Е.К. Грачёва была первым русским педагогом-дефектологом, она обосновала основные принципы коррекционно-воспитательной деятельности, важнейший из которых – единство коррекционных, профилактических и развивающих задач [2]. В.П. Кащенко обращал особое внимание на методы учебно-воспитательного процесса. Он утверждал, что не дети должны приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, а педагоги  должны приспосабливаться к каждому ребенку и его потребностям. Школа должна принимать во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Иначе она рискует переутомлять ученика, предъявляя к нему непосильные для него требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и предоставляет укореняться и развиваться индивидуальным сторонам, вовсе не желательным [там же].

Учения Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о сложной структуре дефекта, о зонах актуального и ближайшего развития намного лет вперёд определили пути развития отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии [там же]. Г.И. Россолимо предложил свой метод - «метод психологических профилей», им исследовались основные способности ребёнка: память, быстрота запоминания, обнаружение нелепостей, состояние моторики, воображение, наблюдательность и прочее. Эта методика носила занимательный характер и к тому же давала богатый материал педагогам и психологам для их дальнейших исследований [2].

По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений, таких, как заведения для глухих, приюты и учебные заведения для незрячих, вспомогательные школы и приюты для детей с умственными недостатками. Так же он утверждал, что современное специальное образование России находится в кризисном состоянии [3].

В отечественной практике идея интегрированного обучения длительное время проводилось в виде эксперимента. Многие города работали над образовательной интеграцией, но системного внедрения совместного образования в России не произошло до настоящего времени. Несомненным успехом было введение термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», а в педагогической практике получил достаточное распространение термин «особые образовательные потребности» [4].

Интегрированное в общеобразовательные школы инклюзивное образование является современным этапом развития общего образования, которое обеспечивало бы приспособление ко всем потребностям детей. Данное образование должно полностью исключать любую дискриминацию детей и обеспечивать одинаковое отношение ко всем, создавая особые условия для детей, имеющих специфические образовательные потребности. Инклюзивное обучение представляет собой гибкое обучение, реализация которого предполагает различные модификации, варианты, модели, технологии, техники[5].

На сегодняшний день создаются службы сопровождения семей с детьми с ОВЗ раннего возраста. Очевидно, что любая семья, имеющая ребенка раннего возраста, нуждается в психолого-педагогическом сопровождении. В особо трудных условиях оказываются родители, воспитывающие детей со значительными нарушениями развития [6].

Отсюда делаем вывод, что вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья даже на современном этапе еще слабо рассмотрен. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами, а это требует современных образовательных личностно-ориентированных программ и специальную подготовку педагога начальной школы.

Сложность в развитии системы специального образования связана с социально-экономическими изменениями в обществе. С одной стороны, смена концепций системы образования, приоритет личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению, с другой стороны – не создан механизм и реальные условия для реализации целей и задач индивидуализации и дифференциации содержания, методов, форм воспитательно-образовательной работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. 

Литература

  1. Неваров А.А., Колыданова Е.А. Место и роль социального педагога в системе коррекционной школы //Молодой ученый. 2010. №4. С. 364-366.
  2. Кукушкин В.С. Коррекционная педагогика. М., 2004.
  3. Белова Т.В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2008.
  4. Блинов Л.В. Макарова И.А. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности// Педагогическое образование и наука.2011.№5. С. 51-59.
  5. Федотенко И.А., Югфельд, И.Л. Становление готовности студентов к бедующей профессиональной деятельности в инклюзивной среде школы: компетентный подход// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №4. С. 550-556.
  6.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С.51-59.