Сведения об образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ХРАМОВОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ХРАМОВОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Никольский М.В.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
timnik2004@rambler.ru

Как известно, традиции церковного искусства в современной России изначально основывались на постулатах возрождения древних церковных традиций, что было своеобразным девизом с 1988 года (времени 1000-летия крещения Руси). Сегодня уже можно утверждать, что возрождение церковного искусства как художественной формы состоялось.

Имеется значительное количество иконописных мастерских, появляются храмы, которые оформлены полностью, начиная от писаных икон и заканчивая стенными росписями высокого качества. Выстроена система подготовки иконописцев, как в светских, так и в церковных образовательных учреждениях.

Имеются произведения по художественному уровню и технологии выполнения ничем не уступающие лучшим древним образцам (например, работы мастерской Гребенниковых, Палехские и Мстёрские иконы). Художественно-производственные мастерские соответствующего профиля имеют узкую направленность на определенную стилистику определенной эпохи. Очевиден высочайший технологический уровень церковной продукции (это и ювелирные изделия, и шитье, и церковная утварь).

Но, как известно, художественная форма в церковном искусстве, это только оболочка для передачи духовного откровения человеку из горнего мира, конечно в специальной символической форме. К сожалению, подобное сущностное целеполагание далеко не всегда учитывается в современной экономической практике создания икон произведений церковно-прикладного искусства. Можно оценить качество произведения, затраты на использованные материалы и организацию труда и даже конъюнктурный уровень изделия, но его духовное наполнение оценить невозможно в силу очевидных обстоятельств. Поэтому критерий духовности учитывается в современных условиях только лишь в силу личностных (или понятийных) обстоятельств художников или менеджеров, участвующих в создании и производстве произведений церковно-прикладного искусства. Не случайно отсутствует закономерность между качеством исполнения иконического образа и его духовным уровнем. Зачастую, встречаются иконы весьма низкого исполнительского качества, но имеющие высокий духовный уровень и даже своеобразный духовный авторитет. И наоборот, работы высокого качества исполнения, но написанные вне духовного опыта церкви имеют свои оценочные критерии и, следовательно, не имеют иконической направленности. Подобные изображения не могут выполнить своей основной функции – помочь человеку в его духовном росте и совершенствовании, так как в них не отражены необходимые ориентиры (как учит церковь, этими ориентирами являются божественное откровение и печать «Духа Святого»).

К сожалению «духовное качество икон» в светских предприятиях и учреждениях, связанных с иконописанием необходимо только для положительного имиджа. В силу того, что критерии необходимые для функционирования предприятия или учреждения не предусматривают необходимости духовно-нравственной составляющей в создаваемых произведениях. Безусловно, если сотрудники являются людьми воцерквленными, то духовно-нравственный компонент, неизбежно будет присутствовать в создаваемых произведениях иконописи и церковно-прикладного искусства.

Вышеуказанные обстоятельства во многом определяют проблему отсутствия иконописи XXI века как феномена духовной культуры общества. При этом мы понимаем, что существует современная уставная православная икона, но это только религиозно-художественная продукция куда, безусловно, входят выдающиеся современные произведения иконописи и церковно-прикладного искусства [иконописи и ЦПИ], а также творческие методы отдельных мастеров или художественных объединений. Безусловно, что сегодня существует творческий поиск современного образа православной иконы, которая бы отвечала духовным запросам и воззрениям заказчика (в широком смысле этого слова) о чем свидетельствуют работы таких мастеров как Александр Соколов, Архимандрит Зинон, иконописцы Оптиной Пустыни и т.д.

Тем не менее, не приходится утверждать, что работы этих мастеров составляют современный уставной творческо-религиозный концепт, где во всей полноте представлено древнее религиозное предание и современные духовно-аксиологические поиски. Но начальный этап формирования современной иконописи и ЦПИ судя по работам вышеуказанных мастеров состоялся.
         Совершенно ясно, что в процессе организации иконописной деятельности, основная ориентация будет направлена на реальный заказ общества а не на духовные идеалы, поэтому формирование высокодуховного зрителя и ценителя иконописи [и ЦПИ] даст возможность развития церковного искусства, как базы для его духовных потребностей, что впоследствии неизбежно скорректирует деятельность любого соответствующего учреждения или предприятия, как синтеза духовного, эстетического и коммерческого компонентов и участвующих в создании произведений. Практика прошлых веков указывает на необходимость духовной цензуры произведений иконописи духовными лицами или специальной церковной комиссией (т.е. выдача церковных грифов, лицензий, а также освящение готовой продукции). Формирование ценителя иконописи и ЦПИ возможно только посредством образовательной практики, как в Церкви, так и за ее пределами. Важно донести до общества идею того, что церковное искусство – это не просто атрибутика, существующая для украшения храма, богослужения или келейной молитвы, а нечто большее – свидетельство о Боговоплощении [1]. Это обстоятельство разъясняет особое отношение к иконописному образу, как к помощнику, необходимому для духовного совершенствования личности. Вследствие данного обстоятельства основой для организации иконописного и церковно-прикладного творчества может быть триединство духовного, дидактического и экономического компонентов, как целостной (базовой) структуры, необходимой для функционирования соответствующего предприятия или учреждения в современных условиях [2].

Реалии сегодняшнего дня показывают, что если не учитывать хотя бы один из вышеперечисленных компонентов в реальной практике, то учреждение или предприятие не сможет функционировать. Так, например, отсутствие духовного компонента (о сути которого говорилось выше) отстраняет от учреждения основного заказчика – Православную церковь, не только как покупателя продукции или пользователя услуг, но и как наиболее авторитетную организацию в современном российском обществе. Авторитет Православной церкви подтверждают многие соцопросы, начиная с 1991 г. и до сегодняшнего дня. Под дидактическим компонентом мы понимаем воспитательно-образовательное воздействие иконописи и ЦПИ на зрителя (или молящегося). Если отсутствует данный компонент в системе учреждения или предприятия, то церковный образ становится сувенирной продукцией или, в лучшем случае, произведением художественного творчества в силу того, что потребитель бессмысленно пользуется иконой, не отдавая себе отчета в том, что такое иконичность в иконе и каковы ее функции. Отсюда изделия иконописи и ЦПИ, в угоду необразованному потребителю, становятся предельно удешевленными, что неизбежно меняет формат предприятия под полиграфический или мебельный, а само учреждение приобретает форму любительского кружка или краткосрочных курсов. Экономический компонент определяется ценой изделия или предоставляемой услуги. Этот очевидно значимый компонент связан не только с рентабельностью предприятия или учреждения, но и с материалоемкостью создания иконы, предмета ЦПИ или системы соответствующего обучения. Используемые материалы имеют не только высокую стоимость, но и труднодоступны в силу специфики и узкой направленности данного труда. Отсутствие нужной экономической базы приводит к недопустимым компромиссам в материалах – заменяя их эрзацем или дешевой подделкой, а также в инструментах, что приводит к низкому качеству работ, а это недопустимо в церковном творчестве по целому ряду догматических обстоятельств (в церкви не должно быть фальши, имитации или каких-либо подделок).

Учитывая духовный, дидактический и экономический компоненты, современные реалии, имеющиеся в церковном творчестве, а также исторически сложившуюся и догматически обусловленную практику создания икон и предметов ЦПИ, мы предлагаем модель организации иконописного и церковно-прикладного творчества в отечественных учреждениях и предприятиях (рис 1.), где имеется очевидное влияние на иконопись (и ЦПИ), как феномена духовной культуры общества, традиции церковного искусства в России. Феноменологичность иконы определяется традициями церковного искусства, здесь нет обратных связей, так как искусство церкви зависит только от самой церкви. Какие-либо внецерковные обстоятельства, влияющие на искусство церкви, являются регрессирующим фактором в развитии и понимании результата духовно-художественного творчества. Но при этом церковное искусство корректно рассматривать как часть всей духовной культуры общества (вне разрыва церковного искусства с церковной традицией в целом).

Основными движущими механизмами церковного искусства являются создание мастерами произведений иконописи и ЦПИ, а также система подготовки этих мастеров (иконописцев и художников ЦПИ). Эти механизмы, с помощью исполнителей соответствующих произведений определяют возможность существования предприятия или учреждения для удовлетворения потребностей заказчика.

Исполнитель и заказчик влияют друг на друга с помощью известных форм функционирования предприятия или учреждения для того, чтобы создать произведение иконописи или произведение ЦПИ. Таким образом, формируются или продолжаются традиции церковного искусства в России, однако при условии функционирования предприятия или учреждения на основе триединства духовного, дидактического и экономического компонентов. В этой связи традиции церковного искусства в России определяет заказчик и наоборот. Как известно, основным заказчиком иконописи и ЦПИ в России является Русская Православная церковь.

В новейшей истории России появились особенности индивидуального иконописного творчества. С 1999 г. открыта секция иконописи по приему в Союз художников России (также в других творческих союзах имеется секция церковного искусства). Имеются творческие содружества художников, занимающихся церковным творчеством (например, объединение «Русская икона»). В Российских городах появляются художественные объединения иконописцев. Так в г. Тамбове, в 2013 году появилось объединение тамбовских иконописцев «К Свету» [3, с. 211], которое работает над тамбовским иконописным направлением. При больших православных приходах в штатном расписании имеется ставка художника и, наконец, всегда существовали отельные мастера самоучки, а также дипломированные художники, выполняющие частные работы для церкви и для отдельных заказчиков. Нельзя утверждать, что работы этих мастеров отличает высокое или низкое качество во всех смыслах, так как индивидуальное творчество в этом аспекте всегда стихийно. Встречаются работы абсолютно разные, тем более работа художника в современную эпоху постмодерна, которая позволяет автору практически все, сообразуясь только со своими личностными аксиологическими установками.

 

Рис. 1 Модель организации иконописного и церковно-прикладного творчества в отечественных учреждениях и предприятиях.

При этом, очевидно то, что для всех авторов-исполнителей церковных произведений наивысшими авторитетами являются лучшие иконописные и церковно-прикладные работы, признанные церковью и обществом.

К сожалению, проблемы организации иконописного и церковно-прикладного творчества практически нигде не соприкасаются с проблемами изобразительно-духовного плана (т.е. проблемы уставного или иллюзорного изображения), т.е. стоимость произведения зависит только от трудозатрат, материалов и сложности исполнения.

 Можно предложить множество решений для выхода из затруднительных ситуаций как в вопросах с отдельными авторами, так и с учреждениями и предприятиями, но пока не существует внятного закона о культуре, где был бы прописан статус художника и возможной судьбы его произведения, многие проблемы не могут быть решены. Отсутствует какая-либо стратегия поддержки иконописного творчества (и вообще поддержки изобразительного искусства). Поэтому необходима разработка системы организации труда художника и (или) иконописца, только тогда возможно качественное и активное возрождение этого вида искусства. Такой путь уже проделала, например, Турция, возрождая старинные промыслы, такие как ковроткачество и гончарное искусство. В эти промыслы вложены солидные государственные инвестиции.

В России путь возрождения церковного искусства уже начат: разработаны специальные методики написания икон, активно возрождаются и строятся новые монастыри и храмы. При наличии финансовой помощи и информационной поддержки со стороны государства, данный процесс имеет возможность стать не просто результатом деятельности отдельных мастеров и школ, а национальным достоянием, где будут отражены все идеалы, имеющиеся в духовных воззрениях русского народа.

Литература

  1. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца / предисл. С.С. Аверинцева. Псков, 2003.
  2. Никольский М.В. Канонический язык православной иконы. Тамбов, 2015.
  3. Рындина К.А. Непроизводственная сфера в новой экономике России. Раздел 2, глава V. Актуальные социокультурные тенденции. Тамбовская иконопись как феномен духовной художественной жизни региона / О.А. Аленинская, Л.А. Горностаева, И.В. Грошев [и др.]; под ред. Г.В. Козловой. Тамбов, 2015.