Сведения об образовательной организации

ПРЕДПОСЫЛКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА

ПРЕДПОСЫЛКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА 

Сопова Н.В.
Россия, Воронежский филиал российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
inv4@yandex.ru

Обращение к теме духовно-нравственного становления личности современного школьника продиктовано острыми негативными проявлениями антропологического кризиса, как в обществе, так и в системе образования. Последние события на Украине, неофашистские настроения среди украинской молодежи, безнравственные законы и ценности, введенные на Западе и пропагандируемые в России, навязывание российской молодежи культа потребления, превосходства физиолого-потребительских стремлений над духовными выявляют нравственно-антропологический кризис современного человека, «исчезновение человеческого в человеке» [1].

Мишенью потребительской «культуры», суть которой сводится к выведению из жизни отдельного человека представлений о наличии у него внутреннего духовного мира, становятся дети, школьники, детство которых вместо наивности, сказки, чистоты, радости общения наполняется удовольствиями и комфортом: ненормальное разнообразие игрушек, одежды и сладостей, походы в развлекательные центры, обилие фильмов и мультфильмов сомнительного «чужестранного» качества и содержания.

Потребительский «дух» охватил практически все сферы жизни общества, в том числе и систему школьного образования, которое из «атрибута бытия человека» превращается в «утилитарно-служебную функцию социума» [2]. Школьник становится потребителем образовательных услуг, а роль учителя низводится до роли «обучающей машины», «педофицианта» [3]. Такие последствия чётко обозначились особенно после того, как бывший министр образования А.А. Фурсенко объявил новую цель образования для нашей страны, которая «заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя» [4].

Выдающийся богослов Серафим Роуз дал оценку современному обществу, в котором ребёнку приходится расти и взрослеть: «… насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – всё резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребёнком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружён игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания <…> .

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьёзного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью <…>. Повсюду слышится призыв: «Живи сегодняшним днём, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо!». С. Роуз указывает на серьёзный духовный подтекст такого призыва: «<…> забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь, то есть «окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу» [5, с.203].

Согласно данным опроса школьных учителей советского периода и учителей современной школы, их ответы на вопрос «Каковы цели Вашей учительской работы?» принципиально различаются. Если советские учителя в своём большинстве и абсолютно искренно задачей своей педагогической деятельности считали «взрастить настоящего человека», «сформировать всестороннюю личность», «воспитать гражданина», то сегодняшние учителя считают, что детей «надо научить читать», «научить грамотно писать», «научить решать задачи» и т.д. [3]. Воспитательные задачи духовно-нравственного развития школьника не называются. Результат такого подхода к деятельности учителя – поколение умеющих читать, но не читающих. Как видно из ответов современных учителей, «произошла быстрая прагматизация и утилитаризация целей образования не только в документах, но и в сознании учителей, особенно молодых и начинающих» [3].

Обучая французскому и английскому языкам вчерашних школьников - студентов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и курсантов воронежского института МВД РФ, - нам приходилось слышать от них высказывания, которые выявляют низкий уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности, отсутствие смысложизненной позиции, нивелирование ценности семьи и семейных отношений, искажённое представление о нравственных категориях чести, долга, совести, добра, справедливости.

Так, при переводе текста об идеальном полицейском в аудитории среди курсантов вспыхнула дискуссия о неподкупности полицейских. Ребята представили, что если бы они «накрыли наркопритон» и если бы обнаружили там, к примеру, 100000 $, то треть этой суммы они бы со спокойной совестью «прикарманили». На реплику «Это же не Ваше?!» они ответили, что это найденные деньги, и никто не узнает. Такое решение в группе было почти единодушным. И подобных комментариев и высказываний не мало, что свидетельствует об искажении «внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение» [6].

 При изучении темы «Ценности семьи в 21 веке» на занятиях по французскому языку в академии госслужбы, одна студентка сказала, что так называемый «гражданский брак» - это нормальная форма межличностных отношений. Её родители советуют ей взять это на вооружение. Думается, что учителю при возникновении ситуации нравственного выбора следует акцентировать внимание учащихся на духовной стороне вопроса. В медицине изучается особое направление (телегония), которое экспериментально доказывает взаимосвязь чистоты добрачных отношений и здоровья будущего поколения. Известен исторический факт. Во время Великой Отечественной войны в донесении генерала медицинской службы Карла Цейса Гитлеру говорилось, что «при обследовании привезенных из СССР в Германию на работу девушек в возрасте от 16 до 20 лет более 90% оказались девственницами». В связи с этим К. Цейс просил Гитлера начать мирные переговоры с СССР, «так как невозможно победить народ с такой высокой нравственностью» [7].

Таким образом, сложившаяся кризисная ситуация в современном социуме, проявления антропологического кризиса требуют от педагогического сообщества серьёзного пересмотра целей, задач и содержания образования с тем, чтобы само образование стало «универсальной формой становления и развития “собственно человеческого в человеке”, обретения человеком образа человеческого, его родовых способностей, позволяющих ему быть человеком и отстаивать собственную человечность» [8].

Установлено, что за 11 лет школьной жизни среднестатистический ученик посещает около 11220 уроков или 7480 часов. Если к данному количеству прибавить часы, затраченные на выполнение домашнего задания, то можно сделать очевидный вывод, что развитие личности ребёнка происходит главным образом в урочное время.

В связи с вышесказанным, встаёт вопрос о «возвращении» воспитательного компонента по духовно-нравственному совершенствованию субъектов образовательного процесса в содержание школьного образования, об интеграции идей духовно-нравственного становления личности воспитанника во все виды многоплановой деятельности школьника, в том числе и урочную.

 Образование, по словам выдающегося педагога П.Ф. Каптерева, не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами – на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства». Любая учебная дисциплина обладает особым уникальным духовным потенциалом. По всем предметным областям буквально «рассыпаны» духовно-нравственные смыслы. Поэтому каждый педагог имеет возможность, собрав эти смыслы в единое, направить свои усилия на развитие духовного мира ребёнка, «осмысленно и ненавязчиво заниматься духовно-нравственным воспитанием и развитием учащихся на близком ему предмете» [9].

Идея освоения духовного компонента содержания иноязычного образования легла в основу недавно изданной нами монографии «Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации» [10], где рассмотрен генезис идеи духовно-нравственного развития личности и психолого-педагогической мысли, разработана модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации, созданной средствами иноязычного образования, выявлены педагогические условия, способствующие данному процессу.

Педагогическим средством формирования нравственной сферы обучающегося выступает ценностно-проблемная ситуация (ЦПС), в которой студентом переживается духовно-нравственная коллизия, проявляются и обогащаются личностные функции духовности, смыслотворчества, рефлексии, автономности, ответственности, формируются такие духовно-нравственные качества как рассудительность, чуткость, милосердие, отзывчивость, терпимость, осознание человеческого достоинства, трудолюбие, т.е. те качества, без воспитания которых, по словам Н.И, Пирогова, «не сделать нас людьми».

 В монографии разработаны и определены структура ЦПС (субъект, объект, цель, препятствие, способы создания), её функции (самоорганизующая, диагностическая, духовно-обогащающая, ценностно-ориентирующая, функция самовоспитания), типология (ситуации нравственного выбора, ситуации диалога носителей этнокультурных духовных традиций и ценностей), этапы её осмысления (предъявление ситуации-возникновение переживания, выявление проблемы - «работа» со своим переживанием, разработка решения коллизии - творческий поиск – «ревизия смыслов», практический выход решения проблемы – апробация новых смыслов в высказывании и поведении), проанализированы условия формирования духовно-нравственных качеств воспитанников в рамках аксиологического, личностно-ориентированного подходов и православной педагогической традиции.

В православной традиции развитие человека определяется как становление самим собой, открытие образа Божьего в человеке, как духовно-нравственное становление. Такое понимание обусловлено представлением о существовании у человека двух планов самосознания. Первый план – эмпирическое Я повседневного самосознания «с его наличными, ограниченными, психологическими характеристиками». Второй план - высшее Я, которое содержит «всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и в определенной социокультурной среде». Второй план самосознания в христианской антропологии соответствует образу Божьему в человеке. Соотношение между эмпирическим и «высшим Я» создаёт «вертикальное измерение», которое, по выводам игумена Г. Шестуна, и есть становление, т.е. «стремление человека преодолеть границы своей природы, выйти за её пределы, не разлучаясь с ней, желание превзойти её» [11].

 Духовное становление связано с обретением человеком личностного бытия, т.к. только в личностном бытии возможно сотворчество Бога и человека в обожении, достижение «высшего Я», святость, очищение, открытие образа и обретение подобия Божьего в человеке. Единство развития и духовного становления, духовно-нравственное становление есть «процесс, цель, устремление и доминанта развития», захватывающая все силы и способности человека. Главной задачей воспитательного процесса в православной педагогике является создание условий для духовно-нравственного становления человека, обретения им личностного бытия, освоения «спасительного, нравственно-востребованного духовного опыта». Такие условия способствуют направлению мышления к истине, воли - к свободе и благу, чувства – к любви при участии разума.

В христианской педагогике следует различать «внешнее» и «внутреннее» образование. «Внешнее» связано с освоением образцов человеческой культуры, норм и ценностей различных сообществ, способов действия и поведения и реализуется за счет обучения. «Внутреннее» образование пробуждает личностное начало в человеке, его духовно-нравственного становление возможно за счет воспитания при «воцерковлении ума» (привычка сверять деятельность собственного разумения со свидетельствами церковной традиции).

Духовно-нравственное становление человека является центральной категорией в научно-педагогических исследованиях игумена Киприана (Ященко). В своих трудах автор опирается на учения о воспитании вселенских учителей и святителей, великих Отцов Церкви IV в., Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина), Иоанна Златоуста. «Стяжание добродетелей» есть главная цель воспитания: «Если бы мы усвоили себе такой образ мыслей и прежде всего другого вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отовсюду произошло бы столько благ, что перечисляя их теперь, я показался бы преувеличивающим дело» [12].

Так как в основе духовно-нравственного становления лежит стяжание добродетелей, то «духовно-нравственная личность – это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло» [13].

Духовно-нравственное становление личности определяют такие факторы как православный воспитательный идеал, цели и задачи духовно-нравственного становления, система базовых ценностей, духовно-социальные условия общества. Под православным воспитательным идеалом понимается «восстановление Образа Божия в человеке, стремление, с учетом врожденных способностей, уподобиться Христу, т.е. победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, состоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе» [13]. Следовательно, духовно-нравственное становление личности – это целенаправленный и организованный педагогический процесс создания условий, способствующих преображению и реализации духовного потенциала воспитанника.

Основой такого процесса является  система христианских ценностей, которые передаются из поколения в поколение и черпаются из Священного Писания, Священного Предания и святоотеческого наследия.

Под духовно-социальными условиями игумен Киприан понимает «жизнедеятельность, направленную на становление Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования личности в добродетели и святости».

Итак, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что введение духовно-нравственного компонента в содержание российского образования является первостепенной и жизненно необходимой задачей, т.к., по «закону техногуманитарного равновесия», выживают те цивилизации, которые выработали технологии духовного совершенствования человека. Как показывает многовековой духовный опыт православной педагогической традиции, ориентация на сугубо информационную модель школы, узкопрофессиональную подготовку учащихся не обеспечивает осознание человеком цели и смысла жизни, ответственности за неё перед Богом, в результате чего у человека возникает внутреннее беспокойство, которое профилактически может быть предупреждено ещё в школе в процессе создания условий, направленных на духовно-нравственное становление личности воспитанника. 

Литература

1.Остапенко А.А. Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Краснодар, 2012.

2.Слободчиков В.И. Становление человеческого в человеке – императив отечественного образования // Психологическая наука и образование. Эл. журн. 2001. №3  http: // psyedu. ru / files / articles / psyedu_ru_2011_3_2409.pdf.

3.Остапенко А.А. Сегодняшние цели и содержание школьного образования. Краснодар, 2013.

4.Соколова В. Серые кардиналы образования. Кто стоит за «реформами» по ликвидации всеобщей грамотности в стране //Совершенно секретно. 2011. №4.  http: // www. flb/ r / info/ 48680/ html.

5.Опыты православной педагогики. М., 1993.

6.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н /Д., 2000.

7.Протоиерей Г. Заридзе. Личность студента в высшей школе: духовное становление // Международный научный вестник. Вестник объединения православных ученых. 2014. №1.

8. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. №9. С.33-39.

9.Клепиков В.Н. Духовно-нравственные смыслы в современном образовании // Школьные технологии. 2013. №4. С.18-32.

10.Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации. Воронеж, 2014.

11.Игумен Георгий (Е.В. Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. 2006. №4. С. 53-61.

12.Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. М., 1991. Т.1. Кн.1.

13.Игумен Киприан (Ященко) Василий Великий и духовно-нравственное становление личности // Педагогика. 2011. №1. С. 40-47.