Сведения об образовательной организации

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Голикова М.А., Ященко Н.И.
Россия, Орловский технический колледж
strelec@orel.ru

Известно, что  гуманитарное образование из всех областей знания оказывает самое большое воспитательное воздействие на обучающегося. Гуманитарные науки вносят определяющий вклад в развитие культуры личности, а гуманитарные дисциплины, составляющие значительную часть образовательных программ, позволяют сформировать высококвалифицированных специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.

Современные подходы к теории и практике образования и воспитания заметно меняются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования программирования, медиасредств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения.

В преподавании гуманитарных дисциплин используются не только традиционные технологии преподавания: уроки, лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, разнообразные виды деятельности во внеурочное время, но и встречи с разного уровня специалистами, дискуссионные клубы, творческие встречи, конференции и т.д. В этой сфере необходимо расширять формы коммуникации и контактов.

Среди инновационных подходов к организации учебного процесса в колледже апробированы разнообразные педагогические технологии, формы, методы, и приёмы. Для того, чтобы обучающиеся ориентировались на саморазвитие и самоуглубление полученных базовых знаний, на самоорганизацию при обучении, проводятся уроки-практикумы, основанные на выполнении лабораторных и практических работ. Отличительная особенность урока-практикума – это, прежде всего большая самостоятельность обучающихся, которая является импульсом к исследовательской деятельности студентов.

Весьма эффективен метод моделирования, построенный по принципу опоры на алгоритмы действий. Использование тестов – мощный резерв оптимизации обучения  на этапе обобщения знаний и выработки устойчивых навыков. Обучающие и контрольные тесты обязательно дополняются упражнениями традиционного характера.

При организации совместных ролевых занятий на уроках гуманитарного цикла наиболее целесообразны частично-поисковый метод, диалог,  импровизация. Частично-поисковый метод допускает деление изучаемого материала на части (роли), их «исполнение» студентами по цепочке и подведение всех умений к общему результату. Риторическое представление формирует у студентов навык аргументированного изложения своих мыслей. Исполнение ролей невозможно без группового диалога, который в то же время создаёт непринуждённую и откровенную атмосферу общения на занятиях. Импровизация является как условием, так и результатом самовыражения студентов в учебном познании.

Изменяется и характер деятельности преподавателя. Он выступает в роли консультанта, диагноста, организатора, партнёра, психолога, эколога, управляющего, аналитика, корректора, разработчика. Учебные игры нельзя строить по образцу, каждое новое занятие требует нового сценария и становится авторским.

Ролевые игры способствуют гуманизации педагогического процесса. Они создают условия, в которых раскрывается творческий потенциал студентов.

Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Это тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности. Таким образом, бинарные уроки позволяют рационализовать образовательный процесс.

Особое внимание заслуживают компьютерные технологии, позволяющие расширить объём получаемых знаний за срок обучения, сделать образование более доступным, гибким и насыщенным [1]. Но нельзя сводить проблему инновационных технологий в образовательном процессе в колледже только к использованию компьютерных новаций.

Самое главное – современный специалист – не только мастер своего дела, но, прежде всего Гражданин, Человек, Личность. Чтобы состояться в этом плане, необходимо понимать значимость избранной специальности, видеть её перспективы, ощущать ответственность за выполняемую работу. Всё это обеспечивается гуманитарным комплексом дисциплин всей системы образования на всех её уровнях.

Гуманитарное знание имеет свою специфику преподавания:

- оно не приобретается, а вырабатывается в процессе осмысления информации, поэтому предполагает вербальность, живое общение. Занятия по гуманитарным дисциплинам не обходятся без общения Личности преподавателя и Личности студента. Студент не просто усваивает знания, а вырабатывает отношение к тем или иным проблемам или событиям;

- уровень усвоения гуманитарного знания имеет не количественные, а качественные критерии, определить которые можно через высказывания обучающихся. В связи с этим совершенно неверно переводить все гуманитарные дисциплины  на уровень компьютерного тестирования при оценивании знаний. Признаками усвоения здесь являются умение рассуждать, анализировать, делать выводы, обобщать, применять знание к разным ситуациям, приводить примеры, доказывать. Тестовые формы не в состоянии всё это обеспечить;

- гуманитарное знание предполагает творческую направленность, поэтому его не назовёшь точным. Оно не может быть конкретным, строиться по принципу «да» или «нет». Это значит, что само общение становится необходимым условием контакта, предполагающего многовариантность не только ответа, но и творческого решения. Главной оказывается способность доказать, обосновать свою позицию. Компьютерный же тест заведомо авторитарен, навязчив. Он не будит, а тормозит и ограничивает мысль.

Хороший результат даёт использование метода проектов. Применение метода проектов позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определёнными знаниями, умениями и навыками [2].

Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. В области гуманитарных знаний внедрение таких новаций требует осторожности и продуманности, поскольку усвоение гуманитарных знаний и преподавание гуманитарных дисциплин имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле – не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок студента, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и студента [3].

В педагогическом процессе личность педагога была и остаётся тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педагогических технологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи образования и социального заказа общества.

Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Литература

1. Инновационные формы внеклассной работы /авт.-сост. О.В. Вербицкий, А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. Минск, 2010.

2. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. М., 2004.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2011. 

Разделы