Сведения об образовательной организации

РИСУНОК В ФОРМИРОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА

РИСУНОК В ФОРМИРОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА

Мамугина В.П.
Россия, Тамбовский государственный технический университет
mamugina@mail.ru

В современном мире меняются требования к организации материально-пространственной среды. Преобразования в области архитектуры связаны с поиском новых выразительных решений по силуэту, масштабу, массам, пропорциям, композиции, как отдельных зданий, так и целых архитектурных ансамблей. Возросшие требования к качеству решений архитектурных композиций и форм тесно связаны с содержанием образования будущего специалиста-архитектора.

Подготовка по направлению «Архитектура» в вузе будущих архитекторов осуществляется при тесном взаимодействии различных дисциплин: истории искусства и архитектуры, архитектурного проектирования, рисунка, живописи, начертательной геометрии, скульптуры и др.[1].

«Рисунок» является обще профессиональной дисциплиной, подготавливающей будущих зодчих к решению сложных профессиональных задач в архитектурной деятельности. Необходимо в процессе подготовки бакалавров архитектуры обеспечить такой характер обучения, при котором изобразительные и профессиональные задачи тесно взаимодействуют. Рисунок в конечном итоге должен стать не только показателем изобразительной подготовленности, а быть частью архитектурной художественно-творческой подготовки специалиста. Следует определить в преподавании данной дисциплины соотношение доли рисунка, направленного на развитие изобразительных навыков, и рисунка, участвующего в архитектурном, художественном поиске.

Одним из путей, ведущим к решению этой проблемы, является такая организация учебного процесса, при которой происходит активное формирование профессиональной направленности мышления студентов.

Мышление будущего архитектора, которое следует формировать на занятиях по рисунку, по нашему мнению, должно быть с достаточно сбалансированными компонентами художественного сознания. Способность использовать то образный, то логический механизмы мыслительной деятельности   является необходимым культурно-художественным потенциалом будущего зодчего. Преобладание чувственных, эмоциональных сторон сознания над слабой аналитической стороной, и наоборот, является препятствием, как в изобразительной, так и в архитектурной деятельности. Из этого следует, что в вузовской подготовке архитектора важно сочетание на гармоничной основе логического и образного элементов мышления.

В художественной педагогике прошлого и настоящего можно найти примеры специальных упражнений, направленных на развитие художественного мышления, на сознательное усвоение элементов языка искусства. Задачи в этих изобразительных работах направлены на линейно-конструктивное или тональное решение, либо на передачу настроения, характера, движения формы и др. В их исполнении преобладает то логической, то образный элемент художественного мышления.

Для нас представляет интерес создание таких заданий по рисунку, в которых бы участвовали и тот и другой компоненты мышления. Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы при их выполнении работали и интуиция и сознание. Этому способствуют задания содержащие элемент противопоставления и основанные на синтезе эмоционального и рационального начал. Мы предлагаем выполнение краткосрочных упражнений по рисованию архитектурных объектов, в которых задается контрастная характеристика по образному решению и по выбору для работы  художественно-выразительных средств языка искусства [2]. От студентов требуется в данном процессе активное оперирование понятиями и образами.

Краткосрочные рисунки являются основой графического языка архитектора. Они необходимы для мгновенного выражения творческой мысли в процессе профессиональной деятельности. Условность, лаконизм, обобщенность языка набросков и зарисовок учит концентрировать внимание на главном. Упражнения в создании быстрых рисунков связаны с активностью зрительного восприятия, мышления. Минимальное количество времени приучает рисующего акцентировать внимание на тех особенностях объектов, на тех элементах художественно-выразительных средств языка искусства, которые наиболее соответствуют решению поставленной задачи [3].

Краткосрочные упражнения, выполняемые студентами по учебному курсу «Рисунок», должны быть направлены на художественно-творческое решение графической композиции с заданной образной характеристикой. Эти работы парные. В каждой паре рисунков заложен элемент противопоставления по указанным характеристикам образа. Так, например: легкость – массивность; изящество – грубость; пластичность – угловатость; динамичность - статичность; лаконичность - сложность; цельность – дробность; грациозность – тяжеловесность. В поиске вариантов решения образной задачи концентрируется внимание студентов на использовании ограниченного круга художественно-выразительных средств. Здесь также используется противопоставление. Это могут быть такие элементы языка искусства как: ритм – пластика; контраст – аналогия; симметрия – асимметрия и др. Изменяя формы по геометрическому характеру, конструкции, пропорциям, формообразующим линиям и используя заданный ограниченный круг художественно-выразительных средств, студенты решают задачу по поиску выразительного образного решения. Так, например, выдается задание по выполнению изображения архитектурного сооружения в одном рисунке с динамичной, а в другом со статичной образной характеристикой. Предлагается в достижении указанного образного решения использование таких противоположных по звучанию художественно-выразительных средств как ритм - пластика. Разумеется, выделение одного из средств художественной выразительности в упражнении носит не абсолютный, а относительный характер. Не исключается применение и других средств выразительности в качестве вспомогательных, дополняющих главное.

Эффективность данной методики, направленной на гармоничное развитие образного и логического компонентов художественного мышления будущих архитекторов, зависит от соблюдения ряда педагогических условий:

  • вариативность в использовании графических материалов и техник;
  • знакомство с сутью, содержанием  художественно-выразительных средств языка искусства;
  • изучение физических признаков формы в сочетании с их  эстетическими особенностями;
  • применение в учебном процессе различных средств наглядности: репродукций работ мастеров искусства,  графических работ художников и студентов, педагогического рисунка, макетов, моделей;
  • использование информационных технологий для создания на мониторе вариантов решения задания.

Таким образом, формирование профессиональной направленности мышления будущих архитекторов на занятиях по рисунку должно основываться на гармоничном развитии образного и логического его компонентов. Этому способствуют краткосрочные упражнения по рисованию архитектурных форм и композиций, основанные на противопоставлении характеристик образов и художественно-выразительных средств языка искусства. 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 2700.62 «Архитектура». М., 2013.
  2. Мамугина В.П. Творческое развитие будущих архитекторов в подготовке по рисунку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2014. Вып. 8 (136). С. 60-66. 
  3. Мамугина В.П. Краткосрочный рисунок в художественно-графической подготовке архитектора //Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / под ред. Л.Н. Макаровой. Тамбов, 2009. С. 134-137.
Разделы