Сведения об образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ С УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ АДАПТИВНОЙ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Лернер В.Л.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
vikun69@yandex.ru

Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Постоянное умелое и комплексное общение с водой имеет особое значение для гармоничного развития детей и подростков. Организация занятий плаванием с детьми-инвалидами служит основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде; существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка; поднимает социальный статус ребенка, адаптируя его к современным требованиям общественного развития. Кроме того, занятия плаванием приносят детям с ограниченными возможностями множество положительных эмоций – радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности [1].

Уровень развития физических качеств, в частности координационных способностей, учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида во многом определяет степень их последующей социально-трудовой адаптации. Времени, отводимого на урочные формы адаптивного физического воспитания, явно недостаточно, чтобы вызвать в организме умственно отсталых детей функциональные перестройки, на фоне которых произойдут качественные сдвиги в их двигательной сфере [2]. В этой связи заслуживает внимания идея о необходимости развертывания дополнительных форм физкультурного образования для детей с отклонениями в развитии, тем более что для лиц с нарушением интеллекта трудовая деятельность возможна по специальностям, для которых характерна исключительно повышенная двигательная активность. Иными словами, решение проблем гиподинамии и гипокинезии детей с умственной отсталостью находится в области адаптивной физической рекреации [3].

Необходимо отметить, что для детей с умственной отсталостью физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций.

В то же время средства плавания являются важным компонентом физического воспитания детей с умственной отсталостью. Исследования Д.Ф. Мосунова показали высокую эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде, они в значительной мере способствуют повышению уровня развития психических качеств, а также оздоровлению [4].

Исходя из всего изложенного выше, разработка и обоснование коррекционно-развивающих занятий по плаванию для умственно отсталых детей с акцентом на развитие координационных способностей (КС) является актуальной и своевременной. В этой связи нами был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя два этапа – констатирующий и формирующий.

На констатирующем этапе мы исследовали уровень развития КС детей с умственной отсталостью, принявших участие в эксперименте, с помощью данных тестирований. В качестве тестов, нами были выбраны следующие задания: стойка на одной ноге (с), метание теннисного мяча на дальность (м),  челночный бег (с), упражнение «упор присев – упор лежа» (кол-во раз), отпускание палки, см. Результаты тестирования приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты тестирования исходного уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей, обучающихся в Горельской специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате

 

Тестовое упражнение

Результат (М±m)

1.

Стойка на одной ноге (с)

18,42±0,84

2.

Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь) (м)

12,5±0,17

3.

Челночный бег (с)

10,44±0,44

4.

Упор присев – упор лёжа (очки)

3,43±0,11

5.

Отпускание палки – реакция (см)

33±0,69

 Формирующий этап нашего педагогического эксперимента представлял собой дополнительные занятия плаванием, направленные на развитие координационных способностей умственно отсталых детей. Занятия проводились на протяжении шести месяцев в бассейне СДЮСШОР №6 г.Тамбова во внеурочное время два раза в неделю; продолжительность – 45 минут.

Подготовительная часть данных занятий представляла собой комплекс общеразвивающихся упражнений, проводимых на суше. Основной частью разработанных нами занятий являлись упражнения для мышц рук и ног, дыхательные упражнения, подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей. Заключительная часть представляла собой построение и подведение итогов.

Далее мы приводим перечень упражнений для мышц рук и ног, дыхательных упражнений, использованных нами на коррекционно-развивающих занятиях плаванием с умственно отсталыми детьми.

Упражнения для мышц рук

  • И.п.: стойка в воде по колено. Полунаклон. Правая рука вперед, левая назад, смена положения рук.
  • И.п.: стойка в воде по пояс. Доска перед собой. Давить на поверхность ладонями, стараясь опустить ее под воду.
  • И.п.: стойка в воде по плечи, ноги врозь, руки вперед, ладони вниз. Разведение рук в стороны,  И.п.
  • И.п.: стойка в воде по шею, руки в стороны. Круговые движения вперед, затем назад.
  • И.п.: стойка в воде по шею, руки вперед ладони вниз. Правая рука вверх, левая вниз. Интенсивные отведения рук назад.  Смена положения рук.
  • И.п.: стойка в  воде по шею, руки вперед, ладони вниз. Руки вниз, затем медленно И.п.
  • И.п.: стойка в воде по шею, руки в стороны, ладони вперед. Хлопанье ладонями прямыми руками перед собой.

Упражнения для мышц ног

  • И.п.: стойка в воде по пояс. Бег на месте.
  • И.п.: стойка в воде по пояс. Махи ногами вперед, в стороны.
  • И.п.: держась за бортик бассейна, болтать ногами.
  • И.п.: стойка в воде по пояс, приседания, руки вперед.

Дыхательные упражнения

  • И. п. – стойка в воде выше колен. Полунаклон. дуть на воду.
  • И. п. – стойка в воде выше колен. Полунаклон. Вдох, лицо в воду – выдох.
  • И. п. – стойка в воде выше колен. Вдох, присед, выдох в воду.
  • И. п. – стойка в воде выше колен. Полунаклон. Дуть на плавающую игрушку, стараясь продвинуть ее в заданном направлении.
  • И. п. – стойка в воде по пояс. Вдох. Присед. Выдох в воду, задержать дыхание. Сесть на дно.
  • И.п.  – стойка в воде по пояс. Попеременные приседания с выдохом в воду.
  • И.п. – стойка в воде по пояс. Доставание камушек со дна.
  • И.п. – стойка в воде по пояс. «Поплавок» с доской
  • И.п. – стойка в воде по пояс. «Поплавок» без доски
  • И.п. – стойка в воде по пояс. «Звездочка» на животе с доской
  • И.п.  – стойка в воде по пояс. «Звездочка» на животе без доски
  • И.п.  – стойка в воде по пояс. «Звездочка» на спине

Подвижные игры, включенные

в коррекционно-развивающие занятия

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с умственной отсталостью. Глубочайший смысл игры заключается в том, что она, функционально нагружая весь организм, одновременно активизирует двигательную и познавательную сферы, корректирует, развивает и совершенствует как физические способности, в частности, координационные, так и психические процессы [5]. Мы проводили подвижные игры в воде в основной части занятий. Далее мы приводим список подвижных игр, которые мы использовали на коррекционно-развивающих занятиях плаванием.

1.«Меткий бросок» – развитие скорости и координации перемещений в воде, точности движения.

2.«Морской поезд» – развитие чувства ритма при перемещении с другими участниками команды.

3.«Салки» – развитие быстроты и координации движений.

4.«Кто быстрее» – закрепление техники перемещения в воде, правильного дыхания.

5. «Каракатица» – развитие ориентировки в пространстве, координации движений.

6.«Мяч за черту» – развитие быстроты, умения перемещаться в воде.

7. «Удочка» – обучение точности движений.

Для проверки эффективности занятий плаванием, направленных на развитие координационных способностей умственно отсталых детей, разработанных нами на основе представленных выше теоретических положений, необходимо было исследовать уровень развития координационных способностей после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента и сравнить итоговый данные с исходными, Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 2.

  Таблица 2 – Сравнительный анализ исходных и итоговых показателей координационных способностей умственно отсталых детей, обучающихся в Горельской специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате

 

Тестовое упражнение

Исходный уровень

М±m

Итоговый уровень

M±m

Разница

%

1.

Стойка на одной ноге (с)

18,42±0,84

19,72±0,36

+7,06

2.

Метание теннисного мяча на дальность (из положения сидя) (м)

12,5±0,17

13,39±0,28

+7,12

3.

Челночный бег (3х10) (с)

10,44±0,44

9,13±0,19

+12,55

4.

Упор присев – упор лёжа (кол-во раз)

3,43±0,11

4±0,11

+16,62

5.

Отпускание палки – реакция (см)

33±0,69

30,6±0,56

+7,27

 Сравнительный анализ результатов тестирования уровня развития координационных способностей умственно отсталых детей показал, что относительно исходных показателей, в конечном результате наблюдается четкая тенденция к положительной динамики во всех проведённых тестах.

Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность применения коррекционно-развивающих занятий плаванием в развитии координационных способностей детей с умственной отсталостью.

Литература

1. Мукина Е.Ю., Дерябина Г.И., Лернер В.Л. Занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности в адаптивной физической рекреации детей с последствиями детского церебрального паралича //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 9 (125). С. 178-184.

2. Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома. СПб., 2000.

3. Лернер В.Л., Грачев М.Р. Использование коррекционно-развивающих подвижных игр в адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. Вып. 1(19). С. 127-130.

4. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 2005.

5. Лернер В.Л., Мукина Е.Ю., Бударин М.В. Содержание занятий плаванием коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Вып. 1 (21). С. 123-129.

Разделы