Сведения об образовательной организации

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алисов Е.А.
Россия, Московский городской педагогический университет
evgenii.alisov@mail.ru

В контексте современных тенденций развития высшего педагогического образования актуализируется ряд задач профессиональной подготовки будущих педагогов, среди которых особое место занимает задача подготовки к тьюторской деятельности. Ключевое функциональное предназначение педагога-тьютора состоит в разработке и сопровождении индивидуальных образовательных программ обучающихся. Подготовка к проектированию индивидуальной образовательной программы в процессе тьюторской деятельности должна отражать комплекс содержательных аспектов, на которых необходимо остановиться подробнее.

В проектировании сочетаются элементы творческого отражения и конструирования действительности с алгоритмом этапов – шагов проектирования. В проекте проявляется наше представление о реальности, а также стремление к ее усовершенствованию, представление о желаемом и должном состоянии реального мира. Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.

Назначение педагогического проекта – изменение педагогической практики; в этом смысле проектная деятельность в образовании – это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций. Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели.

Вариантов выделения отдельных этапов педагогического проектирования может быть множество. Наиболее приемлемой видится точка зрения, согласно которой, наряду с возможной тенденцией к обобщению таких вариантов, специфика и стратегические установки каждого методологического подхода накладывают собственный отпечаток требований к каждому отдельно взятому этапу.

Из всех предлагаемых вариантов выделения этапов педагогического проектирования одним из оптимальных представляется следующий вариант.

Предпроектный аналитико-прогностический этап. Уточнение целей проектирования и психолого-педагогическое, методическое, организационное, материально-техническое обеспечение проектирования.

Установка – самоопределение участников проектирования.

Анализ ситуации.

Выявление несовершенства данного объекта, предмета. Определение потребностей (желаемого) на уровне социальном и индивидуальном.

Этап призван обнаружить потребность в преобразованиях и различного рода ресурсы (интеллектуальные, духовные, кадровые, материальные и т. д.) для их осуществления [1].

Проектный трансформационный этап. Разрабатываются замыслы решения частных задач на основе тpaнcфopмaции первоначальных модeлeй. Модели обогащаются за счет привлечения данных педагогической науки и оправдавших себя приемов передовой педагогической практики. Постепенно все большую роль играют процессы синтеза, диалогического сопоставления существующих пока независимо, параллельно решений частных задач. Возрастает число и масштаб предлагаемых новшеств, а следовательно, и объем специальных исследований. Все связи становятся максимально диалогическими. Развитие альтернативных линий разработки приводит к более рельефному, отчетливому образу исходного замысла. Формулировки задач все более конкретизируются. Появляются определенность проектного замысла, его авторская окрашенность, устанавливаются общие семиотические средства, формируется собственный «язык» проекта.

Послепроектный рефлексивный этап. Объектрефлексивной деятельности – продукт проектировочных действий. Предметрефлексивной деятельности – проектная структура в состоянии возникших новых или преобразованных объектов. Цельэтапа – оценить результаты проектирования, определить возможности реализации проекта в образовательной действительности.

Задачиэтапа:

1) анализ соответствия продукта проектировочной деятельности проектному замыслу;

2) экспертная оценка и экспериментальная проверка полученного проекта;

3) коррекция, доработка проекта;

4) повторная оценка и проверка проекта;

5) изучение перспектив использования продукта проектировочной деятельности.

Проектировать индивидуальную образовательную программу в процессе тьюторской деятельности необходимо в соответствии с ее структурой.

Структура индивидуальной образовательной программы тьюторского сопровождения включает приведенные ниже модули.

Диагностический модуль определяет развития обучающегося, уровень его обученности и проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности.

Базово-инвариантный модуль реализует идею базового содержания общего образования и отражает специфику конкретного образовательного учреждения.

Вариативно-предметный модуль проектирует условия для самоопределения обучающегося в углубленном изучении одного или нескольких предметов и внеучебную работу по ним [2].

Вариативно-личностный модуль определяет условия для развития коммуникативных, организаторских и социальных компетенций обучающихся, посредством включения их в работу творческих лабораторий и центров.

Контрольно-развивающий модуль отражает конкретные направления, задачи, средства, ресурсы, предполагаемые результаты тьюторского сопровождения.

В ходе подготовки бакалавров педагогического образования к тьюторской деятельности принципиальное значение приобретает использование технологий обучения и контроля, позволяющих обеспечить эффективность образовательного процесса. Зарекомендовало себя включение в педагогический инструментарий обучения и оценки уровня сформированных компетенций обучения технологии case-study. Технология направлена на развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Приведем пример кейса, ориентированного на решение поставленной в статье задачи, затрагивающей аспекты деятельности тьютора в процессе инклюзивного образования.

Тьюторское сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, подразумевает:

- содействие школьнику с ОВЗ в приспособлении, воспроизводство жизнедеятельности индивида, обеспечиваются возможности освоения наиболее широкого перечня сфер жизнедеятельности и способов жизнедеятельности;

- содействие школьнику с ОВЗ в воспроизводстве жизнедеятельности социальных возможностей;

- предоставление наиболее одаренным обучающимся возможностей индивидуального развития и др.

Кейс может применяться в процессе формирования и оценки сформированности конкретных трудовых действий будущего педагога (в соответствии с Профессиональным стандартом). К данному кейсу были отнесены следующие трудовые действия:

- выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

- оказание адресной помощи обучающимся;

- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Инструкция (Как работать с кейсом?). Прочитайте описание ситуации, определите: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации, предложите варианты решения проблемы.

Краткое название кейса. Деятельность тьютора в процессе инклюзивного образования.

Описание педагогической ситуации (проблема, задача). В 6 класс общеобразовательной школы небольшого поселка поступил новый обучающийся Игорь В. Игорь страдает детским церебральным параличом. Мама Игоря рассказала, что до этого момента он учился в городской школе вместе со здоровыми детьми и, благодаря профессиональному участию тьютора, особых проблем с учебой у подростка не было. В школе есть ставка педагога-тьютора, есть специалист, прошедший переподготовку по программе «Тьюторство в образовании», однако, опыта работы с такими детьми, как Игорь, у него нет.

Задание 1 к кейсу. Обозначьте основные направления деятельности тьютора в процессе обучения, воспитания и социализации детей с проблемами здоровья.

Ответ на задание 1. Основные направления деятельности тьютора в процессе обучения, воспитания и социализации детей с проблемами здоровья:

- обновление содержания и форм работы с детьми с проблемами здоровья;

- психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами здоровья;

- оптимизация отношений с родителями детей с ОВЗ.

Задание 2 к кейсу. Учителя-предметники обратились к тьютору с просьбой оказать им профессиональную помощь в работе с Игорем В. Какую помощь педагогам должен оказать тьютор?

Ответ на задание 2. Тьютор на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в деятельности педагогов и помогает:

• разработать индивидуальный маршрут обучения и воспитания обучающегося с проблемами здоровья;

• организовать социально-педагогическую работу с родителями;

• разработать методику установления продуктивных взаимоотношений с родителями и другими педагогами в контексте работы с Игорем В.;

• разрешать возможные конфликты между участниками образовательного процесса.

К числу других апробированных педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективность процесса итоговой оценки образовательных результатов обучающихся направления подготовки  «Педагогическое образование», в частности, можно отнести следующие технологии: технологию проблемного обучения, построение логико-смысловых моделей, SWOT-анализ, научную дискуссию, решение ситуативных задач, проведение презентаций, актуализацию потенциала субъектов образовательного процесса.

Литература

  1. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование. СПб, 2004.
  2. Тьютор в образовательном пространстве / под ред. В.П. Сергеевой. М., 2014. 
Разделы