Сведения об образовательной организации

РОЛЬ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Прокудин Ю.П.
Россия, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru

 Одной из приоритетных задач развития современного образовательного процесса является переход от пассивного характера его организации  к активному и продуктивному, включающего получение знаний и их накопление, воспитание социально активной личности. Сегодня в российском образовании как никогда актуальна проблема научной интеграции новых информационных, образовательных и воспитательных технологий как формы проявления и развития творческого потенциала обучающихся и педагогов[1].

Активное участие в овладении психолого-педагогическими знаниями, как показала практика, способствует успешному использованию эффективных способов их добывания и применения в решении новых задач, а также реализации скрытых возможностей у подрастающей личности.

Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова более чем за два десятка лет накопил богатый и интересный по своему содержанию опыт в области развития психолого-педагогической компетентности обучающихся и педагогов системы образования. Особая роль здесь видится кафедры психологии и педагогики школы, являющейся филиалом кафедры общей педагогики и психологии Института педагогики ТГУ имени Г.Р. Державина. В ее составе заместители директора по научно-методической работе и начальному образованию, психолог и социальный педагог школы, педагоги дополнительного образования. Деятельность кафедры направлена на объединение усилий вуза и школы для поиска современных подходов, новых педагогических технологий повышения качественного уровня образования, научное обоснование специфики работы с обучающимися с учётом их возрастных групп и так далее.

Одно из направлений - это реализация в жизнь президентской инициативы «Наша новая школа», становление и реализация проекта «Общественно активная школа», введение новых федеральных образовательных стандартов и их психолого-педагогическое сопровождение. Успешному решению поставленных задач способствуют те проблемы, которые решаются раз в четверть на заседаниях кафедры, проходящих и совместно с вузовской кафедрой, с приглашением родителей, студентов и старшеклассников. Например, одно из заседаний кафедры было посвящено теме « Компетенция и компетентность: взгляд с научных позиций». Прозвучали выступления как студентов направления подготовки «Педагогическое образование», так и обучающихся гуманитарных классов[2].

Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся гуманитарных классов осуществляется более целенаправленно, так как в них предусмотрен учебный курс «Психология и педагогика». Отдельные выпускники профильных классов сегодня обучаются и в ТГУ имени Г.Р. Державина.  Результаты их аттестации по данным учебным дисциплинам, как показала практика, намного выше, чем у однокурсников. Причем, уже имея в багаже определенные психолого-педагогические знания, они могут уделять больше внимания на подготовку по другим учебным дисциплинам.                  

Организация совместной деятельности учителей и преподавателей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина направлена на выполнение договоров, определяющих долгосрочные отношения сотрудничества школы с Тамбовским университетским комплексом непрерывного педагогического образования «О совместной деятельности» от  01.11.2007 г. и Институтом педагогики «О сотрудничестве».                                                                                                    

Сотрудничество школы с Институтами педагогики, гуманитарного и социокультурного образования, филологии, природной среды и спортивных технологий Тамбовского государственного университета  им. Г.Р. Державина позволяет целенаправленно ориентировать выпускников образовательного учреждения на будущую профессию соответствующих  специальностей. Работа университетского филиала кафедры - это оказание помощи в подготовке и проведении Дней науки, Форума исследователей «Грани творчества», научно - практической конференции  «Педагогический Олимп», участии старшеклассников во Всероссийских и межрегиональных конференциях по психолого-педагогической проблематике[3].

Обучающиеся школы постоянно становятся дипломантами и призерами различных конкурсов, конференций, олимпиад. К примеру, по итогам межрегиональной научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» и Всероссийского научного молодежного форума «Шаг в будущее»  (Москва, 2006-2013 гг.) в число победителей вошли учащиеся гуманитарного и информационно-технологического классов. Активное участие обучающихся школы отмечается в работе областного научно-педагогического общества старшеклассников «Педагогический Олимп» Управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ имени Г.Р. Державина, задача которого - создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в профильных классах, их социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Только в 2013 г. пять исследовательских  работ обучающихся школы опубликовано в коллективном сборнике материалов научно-практической конференции «Юный исследователь». В 2013 г. обучающаяся 10 В класса (гуманитарный профиль) Тетушкина Мария по итогам XIII Международного конкура «Память о Холокосте - путь к толерантности» вошла в десятку лучших исследователей по Российской Федерации и была приглашена на Международную конференцию старшеклассников в Москве «Холокост: память и предупреждение» (январь, 2014 г.). Ее новая исследовательская работа получила положительный отзыв жюри XIV Международного конкурса «Память о Холокосте - путь к толерантности» (январь, 2015 г.).    

Кафедра общей педагогики и психологии ТГУ имени Г.Р. Державина (зав. профессор М.В. Хватова) совместно с кафедрой педагогики и психологии и психолого-педагогической лаборатории школы (руководитель Е.В. Царева) активно внедряют в учебно-воспитательный процесс диагностические и проектные методики, интегрированные курсы, направленные на получение теоретических и практических психолого-педагогических знаний. Центр образования №13 является уникальной базой для наших студентов в прохождении педагогической и производственной практики, которая организуется в течение всего учебного года. Учителя школы – прекрасные методисты по всем направлениям ее прохождения.                                 

Для отдельных выпускников школы участие в исследовательской деятельности определило выбор профессионального жизненного пути. Кандидатские диссертации подготовили и защитили бывшие обучающиеся школы, лидеры по исследовательским  проектам: медицинских наук - А.Р. Киселёв;  юридических наук - А.М. Кузнецов и А.Н. Копырюлин; физико-математических наук - Т.Н. Плужникова; филологических наук - О.Ю. Богданова, И.В. Трикозенко  и А.С. Коржов; технических наук - Д.В. Букреев, М.Е. Глинкин и Г.А. Названцева; экономических наук - Л.В. Полунин; географических наук - И. Якунина, М.Е. Буковский[4].                  

Следует отметить, что имеющийся опыт транслируется не только в масштабах нашего региона, он становится доступным всех, кто в этом заинтересован. Материалы по Центру образования опубликованы в сборниках Международных, Всероссийских, региональных научно-практических конференций, республиканских психолого-педагогических журналах Казахстана, Польши, Украины, городах Москве, Уфе и других. Например, за статью о деятельности Центра образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.  Кузнецова г. Тамбова по результатам Всероссийского конкурса « Лучшая научная статья -  2014» в номинации «Психолого-педагогические науки» авторы директор школы Курбатова И.В. и заместитель директора по научно-методической работе Ферман А.А. были награждены  дипломами лауреата.

Проблема развития творческих способностей, в том числе психолого-педагогической компетентности многоаспектна и многогранна. Творческие способности проявляются в умении реализовывать их в активизации мыслительной деятельности за пределами решения задач, которые ставятся перед человеком. Проблема развития таких свойств личности требует длительной целенаправленной работы. Ориентиром для нее являются замечательные слова Э. Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».

Литература

1. Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Макарова Л.Н. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 6 (74). С. 185-192.

2. Макарова Л.Н., Прокудин Ю.П., Старкова Г.В.  Вариативные формы и методы развития лидерских качеств старшеклассников // ЖАSTAR: Республиканский научно-методический журнал. Астана. 2010. №2(24). С.50- 55.

3. Прокудин Ю.П., Прокудин А.Ю., Курбатова И.В., Ферман А.А. Школьная Академия в интеграции общего и дополнительного образования // Уральский научный вестник (Казахстан). 2013. № 3. С.12-19.

4. Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Ферман А.А. Реализация социально-педагогических проектов и программ в инновационной деятельности общественно активной школы в системе «школа-вуз» // Славута (Украина). 2013. № 6. С.48-55.

Разделы