Сведения об образовательной организации

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Мычка С.Ю., Шаталов М.А.
Россия, Воронежский экономико-правовой институт
amista2007@rambler.ru

В условиях реформирования образования и перехода на двухуровневое обучение весомую роль отводят формированию навыков и стимулирования студентов к самостоятельности в научно-познавательной деятельности.

Период обучения в ВУЗе ознаменован формированием основ профессионализма, поэтому овладение студентами методами и методиками самостоятельной работы является одним из важнейших составляющих развития студента как личности и как будущего профессионала. Этим и обусловлена актуальность данной проблемы исследования. В этой связи важным аспектом является осознание студентами того факта, что самостоятельная работа в процессе обучения способствует формированию самосовершенствования и активирует желание научно-познавательной деятельности, что развивает и формирует студента как личность.

При реализации студентами самостоятельной работы необходимо решение, как минимум, следующих задач [1]:

- систематизация и закрепление полученных теоретических и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа студентов, как условие повышения самоорганизованности и саморазвития, имеет различные формы, однако, оптимальными формами самостоятельной работы являются внеаудиторная, аудиторная и информационно-коммуникативная (рисунок 1).

  

Рисунок 1. Формы самостоятельной работы студента 

Так, использование информационно-коммуникативной формы подразумевает под собой применения современных информационных технологий, что в настоящее время является существенным источником информации в любой области научных знаний, постоянно пополняясь и актуализируясь (рисунок 2).

Рисунок 2. Современные информационные технологии в самостоятельной работе студентов

Также нельзя не отметить в качестве эффективного средства для самостоятельной работы студентов – решение ситуационных задач методом «кейс-стади», достоинством которого является развитие системы ценностей студентов, профессиональных и жизненных позиций, а также становление своеобразного профессионального мироощущения. Также при данном методе разрушается дефект традиционного обучения, который во многом связан с безэмоциональностью, где-то даже монотонностью изложения изучаемого материала [2].

Психологическими условиями успеха самостоятельной работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий для самостоятельной работы, а также вовлеченность студентов в формируемую деятельность будущей специальности [3].

Для организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам специализаций, которая ориентируется на определенную область знаний по выбранному профилю обучения, возможна для применения четырехступенчатая модель Уоллеса (рисунок 3).

Рисунок 3. Четырехэтапная творческая модель Уоллеса 

Из данных рисунка 3 можно заметить, что нет неразрешимых задач. Главное - желание такую задачу решить. Следовательно, при наличии у студента желания и мотивации к достижению результата решение рано или поздно найдется.

Поэтому нельзя забывать о наличии при реализации самостоятельной работы студентом мотивации, т.е. заинтересованности в достижении результата. Выделим основные виды мотивации самостоятельной работы студентов:

  1. Внешняя мотивация, т.е. зависимость будущей карьеры от результатов обучения в ВУЗе (данный фактор в настоящее время, к сожалению, малоэффективен);
  2. Внутренняя мотивация, т.е. склонности, желания, нацеленность, способности студента к обучению.
  3. Учебная (процессуальная) мотивация, т.е. понимание студентом значимости и полезности выполняемой работы как со стороны подготовки его в качестве будущего профессионала, так и со стороны личностного роста.

Естественно, в условиях модернизации профессионального образования ориентированность учебного процесса на самостоятельную работу студентов и максимизация ее эффективности предусматривает увеличение объема часов для самостоятельной работы и, следовательно, необходимость организации большего количества консультаций преподавателей. В этой связи необходимым условием для эффективной реализации самостоятельной работы студентов является развитие учебно-методической и материально-технической базы в ВУЗах, позволяющей на должном уровне самостоятельно освоить дисциплину [4]. Кроме того, в качестве дополнительного времени для самостоятельной работы имеет смысл отменить или сократить большую часть сложившихся традиционных форм практических и семинарских занятий, что позволит студентам данное время посвятить самостоятельной работе.

Таким образом, самостоятельная работа студентов в современном образовательном процессе является не только неотъемлемой частью учебного процесса, но и направлена на развитие, самоорганизацию, самореализацию и самосовершенствование студента, как в профессиональном, так и в личностном росте.

Литература

1. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2014. С. 13-16.

2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования // Смальта. 2014. № 5. С. 113-114.

3. Кобзева Н. И. Активизация самостоятельной деятельности как условие становления естественно-научного «Образа Мира» студентов университета // Молодой ученый. 2012. №4. С. 418-420.

4. Мычка С.Ю., Макушникова Е.С., Мартынов С.В. Модернизация системы государственного управления региональным рынком образовательных услуг ВПО // Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. Саратов, 2014. С. 173-174.

Разделы