Сведения об образовательной организации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ ЭРИКА РЕГЕРА «УНИЯ СИЛЬНОЙ РУКИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ ЭРИКА РЕГЕРА «УНИЯ СИЛЬНОЙ РУКИ»[1]

Дронова Ольга Александровна (Тамбов, Россия)

В статье проанализирован экономический дискурс в романе Э.Регера «Уния сильной руки». Своеобразие романа заключается в соединении в нем фактографии и художественного вымысла, изменяющее традиционную структуру романа. Язык романа насыщен экономической терминологией, в романе используются статистические данные, цифры, отрывки прессы. Движущей силой сюжета являются не биографии героев, а экономическое развитие Рурской области, роль героев незначительна.

Ключевые слова: новая деловитость, социальный роман, документальность, Веймарская республика.

In the article the economic discourse in the novel by Eric Reger “Union der festen Hand” is studied. The peculiarity of the novel consists in the combination of facts and fiction, that develops the traditional structure of the novel. The language of the novel is saturated with economic terms, statistical data, figures, passages from the press are used. Not the biographies of heroes are the driving force of the plot of the novel, but the economic development of Ruhr, the role of the protagonists is not significant.

Key words: new objectivism, social novel, documentalism, Weimar republic.

 

Эрик Регер (настоящее имя Герман Данненбергер 1893-1954) – немецкий романист и журналист, автор социально-критических романов, наиболее известный из которых – «Уния крепкой руки» («UnionderfestenHand», 1931, переведен на русский язык П.С. и С.И. Берштейн, издан в 1934г). Эрик Регер может быть назван одним из характерных представителей нового типа художника в рамках новой деловитости – доминирующего стиля в немецкой литературе 1920-начала 30гг. -  художника, приветствующего модернизацию и рационализацию всех сфер жизни и ищущего для них адекватные способы воплощения. Литература новой деловитости отражает «радикальность» «качественных изменений ментальной структуры человека» [Бортникова 2014, 31], произошедших при переходе к модерну.

В конце двадцатых – начале тридцатых годов Регер формулирует свою эстетическую концепцию  -«эстетику точности» («Pr?zisions?sthetik»),означающую рационализацию творческого процесса и ставящую во главу угла достоверное знание автором объекта изображения. В эссе «Обновление человека с помощью духа техники или точно просверленная дыра» («DieErneuerungdesMenschendurchdentechnischenGeistoder: DasgenaugebohrteLoch», 1928) Регер рассуждает о том, что  представления о точности роднят современное искусство и технику. Искусство должно быть точным – то есть чуждым абстракции, рационалистически продуманным художником. Как и для большинства авторов новой деловитости для Регера важны задачи «целесообразности» и «применимости»  искусства (Gebrauchswert) [Дронова 2014, 99].Регер пишет, что «точность» - это больше, чем эстетическое переживание [Becker2000, 87]. Художественное произведение по Регеру должно быть подобно устройству, которое может «использовать» читатель, а его созданиеон сравнивает с процессом конструирования.  Вработе «Публицистическаяфункцияпоэзии» («DiepublizistischeFunktionderDichtung», 1931) Регерутверждает: «Es ist uns erz?hlt worden, dass Kunst eine Sache der Intuition sei, aber das ist eine Legende. Keines unserer gro?en Kunstwerke ist durch eine pl?tzliche Eingebung entstanden. Wenn ihm eine Erleuchtung vorausging, so war es die Erleuchtung des Verstandes» [Becker 2000, 190]. Кроме того,по мнению Регера, роль психологии героев в художественном произведении должна быть сокращена, поскольку она не является значимой движущей силой в жизни общества.

Подобно многим авторам Веймарской республики Регер выступал за максимальное сближение литературы и прессы. Взаимодействие этих сфер стало одной из ведущих тенденций в изучаемый период, что во многом было связано с тем, что крупные писатели  активно сотрудничали с прессой,  начинали как журналисты и перерабатывали собранные материалы в художественном творчестве: например, Ганс Фаллада, Йозеф Рот, Генрих Хаузер и Эрик Регер. Близость к прессе представляется авторам залогом правдивости, что представляло собой важное этическое требование, предъявляемое к литературе.Кроме того, форма подачи информации в печатной прессе, сочетающая фотографию, текст, сочетание разной информации на одном газетном листе представляет интерес для авторов как возможность монтажа разных точек зрения и способов изображения. Эрвин Пискатор – один из наиболее значительных немецких режиссеров-документалистов двадцатого века-  поставил в 1924 году пьесу Альфонса Поке «Знамена», при этом в его постановке сочетались документальность и художественность: действие происходило на крутящейся сцене в центре зала и на стены проецировались газетные заголовки, статистика, фотографии. Тем самым, искусство ставилось в один ряд с другими современными средствами передачи информации, и в то же время документы становились частью художественного целого. 

Принципы «эстетики точности» легли в основу поэтики романа «Уния крепкой руки», в котором изображено развитие Рурской области в период с конца первой мировой войны до всемирного экономического кризиса конца двадцатых годов. В основу романа легли реальные события, хотя все имена и названия в нем изменены: предприятие Риш-Цандер – это завод Крупп, на котором Регер работал в двадцатые годы референтом по прессе, «Уния сильной руки» - это «Имперский союз немецких промышленников». Роман представляет собой довольно сложный сплав фикции и фактографии: хотя Регер изменил реальные имена, он стремится к точному изображению Рурской области и города Эссен, вплоть до использования реальных статистических данных.

В подзаголовке роман назван «RomaneinerEntwicklung»  - в русском переводе «роман одной эволюции», что является перефразированием термина «Entwicklungsroman» - «роман воспитания». Тем самым, Регер соотносит себя с литературной традицией и подчеркивает свое отличие от неё: речь идет не о развитии отдельного человека, а об экономическом развитии региона. В своем романе Регер последовательно применяет принцип сокращения роли отдельного героя: хотя в романе множество персонажей, их образы выписаны скупо, несколькими штрихами. Главным героем романа с некоторой натяжкой может быть назван профсоюзный лидер Адам Григушис, который не изображается непрерывно: он то исчезает, то появляется в отдельных эпизодах. В романе рассказывается, как Адам из простого крановщика становится лидером профсоюза, как после ноябрьской революции профсоюзы пытаются добиться для рабочих больших прав, и, наконец, как это движение идет на спад и вместе с этим угасает энергия Адама. В финалеромана он становится безработным. Биография Адама, как и других героев – его сестры Паулы, семейства Риш-Цандер, других промышленников, входящих в унию –Вирца,Крогола, Шелльхазе -  не являются стержнем сюжета романа. Регер следует логике исторических изменений, показывая, как они отражались в судьбах героев. Экономика, политика, общие тенденции развития общества не являются фоном для их частной жизни, а напротив, составляют основное содержание романа, автор которого предстает не только как художник, но и как публицист и ученый. Герои представляют собой функцию, выполняемую на производстве, или воплощают ту или иную сторонупротивоборства во время революционных волнений. В романе подробно излагаются их взгляды на экономические вопросы, их интересы. Психологические характеристики в романе есть, но ровно в той степени, в какой они оказывают влияние на принятие решений, важных с точки зрения экономического развития. Стоит отметить также, что эмоциональный фактор показан как мешающий героям принимать правильное решение.Для характеристики соотношения героя и обстоятельств в структуре романа можно привести слова автора из предисловия к следующему роману «DaswachsameH?hnchen» (1932, не переведен на русский язык), они равно уместны и для характеристики «Унии сильной руки»: автор стремится не к «литературному выражению», но к тому, чтобы показать, как «обстоятельства» связаны с судьбами отдельных людей и групп людей, которые «живут в обстоятельствах» и «которые проживаются обстоятельствами» [Becker2000,134].

Идея того, как насколько мало значение отдельного индивидуума в условиях современного общества и в историческом контексте,  красной нитью проходит через все содержание романа. Деиндивидуализация – это и часть и романной поэтики, и проблематики. Регер воспринимает эту тенденцию развития общества нейтрально, он не оценивает сокращение роли индивидуума как трагическое явление. Так, характеризуя союз промышленников -  т.е. «Унию сильной руки» - он отмечает:

«So sehr diese Industriellen sich voneinander unterschieden, so verf?gte doch jeder von ihnen ?ber nur ?ber dasjenige Ma? an Individualit?t, welches ihm die Gattung innerhalb des augenblicklichem Stadiums der bestehenden Wirtschaftsordnung gestattete» [Reger 1991, 119].

Концепция человека у Регера предполагает то, что решения, принимаемые героями, их действия часто имеют неожиданный результат, происходят как бы помимо их воли. Так, в экспозиции романа говорится, что развитие региона происходило столь успешно и решение проблем не требовало личных усилий, поэтому снижалась значимость труда отдельного человека. «Объект» развивался сам по себе, а человек стал «зрителем» своего собственного труда. Тем самым, развитие общества и экономическое развитиеприобретают в романе иррациональный характер, роль героев  в этих процессах -  ничто иное, как их «судьба», проходящая  между полюсами «хаоса» и «ничто»:

«Aber es war nun einmal ihr Schicksal, da? sie nur die Einpeitscher dessen wurden, was sie nicht beabsichtigten, da? sie aus dem Nichts ins Chaos und aus dem Chaos wieder ins Nichts st?rzten, da? unter ihren H?nden sich alles ins Gegenteil verkehrte und sie mit allem Flei? und allem Eifer keinen anderen Effekt erzielten, als  ein Hund, der im Kreise l?uft und sich dabei in den Schwanz bei?t»  [Reger 1991, 168].

Итак, Регер стремится охватить в романе наиболее важные общественные тенденции 1920 годов: технизацию жизни, инфляцию и экономический кризис, изменение быта, а также средства массовой информации, роль пропаганды в развитии общества. Борьба старого и нарождение нового жизненного уклада составляют идейный центр романа.  В соответствие с эстетическими принципами «новой деловитости» художественное произведение должно способствовать познавательной активности читателя, информировать его – этому принципу Регер следует неукоснительно, поэтому язык романа включает в себя точную экономическую терминологию. Терминология используется не только для характеристики общих тенденций развития региона, но и в изображении персонажей, пейзажей, вещного мира.  Например, говоря об  одном из членов унии – старике Шелльхазе – Регер сообщает, что он относился к «типу промышленника», ставшего предпринимателем благодаря «духу первооткрывателя», и не имевшего «стартового капитала». Шелльхазе расширял свое дело только по мере «увеличения прибыли». Но заключение из этой характеристики ближе художественному дискурсу: «Он был патриархом, мифологической величиной»[Reger 1991, 116].Пейзаж в романе Регера – это выразитель экономического развития, не часть природы, а часть цивилизации. Например, в следующем пейзажеРегер избегает традиционного художественного воплощения красоты природы:

«Deshalb war es, wenn man genau hinsah, keine richtige, naive Landschaft, sondern eher ein gesetzlich gesch?tztes Erholungsgel?nde, das sich anstrengte, mit idyllischen Abwechslungen und einer verh?ltnism??ig gesunden Vegetation den berechtigten Anspr?chen der Industriebev?lkerung auf Naturgenu? entgegenzukommen, und ?berdies mit einer F?lle von Sommerwirtschaften und „sch?nen Ansichten“ zur L?sung der sozialen Frage beizutragen» [Reger 1991, 51].

Выражение «красивые виды» Регер использует в кавычках, не говорит он и о настроении, которое пейзаж мог вызвать, вместо этого Регер говорит о функциональности «территории для отдыха», которая «удовлетворяла правомерным потребностям населения индустриального региона в наслаждении природой» [Там же].

В соответствие с принципами «эстетики точности» Регер сообщает множество достоверных фактов, цифр.Так, в романе говорится, что поместье владельцев предприятия Риш-Цандер располагалось в двенадцати километрах от города, что в колонии шахтеров, где проживает Григушис, с каждой стороны улицы располагаются двадцать семь домов, что двор каждого дома был пять метров сорок сантиметров шириной. Вторая книга романа открывается точной метеорологической сводкой «революционной зимы», содержащей точную информацию о давлении, силе ветра. В этом фрагменте Регер также полемизирует с традиционным изображением пейзажа в литературе.

В предисловии к роману Регер пишет, что он четко следовал «речам» тех или иных исторических лиц. В романе исключительно важное значение имеют эпизоды, в которых происходит коммуникация, более того, герои произносят довольно пространные монологи, характеризующие ту или иную позицию: это речь кайзера перед рабочими, речь Хибештайна, убедившего отказаться от забастовки, речь барона фон Цандера о войне, монолог генерального директора Хакенпота о состоянии дел на заводе после войны перед собранием учредителей. Эти фрагменты также представляют собой вкрапления «чужого» текста в роман. В этих эпизодах происходит раскрытие интересов разных общественных групп, и они также насыщены экономической терминологией:

«Die wilde Konkurrenz m?sse einem statutarisch geregelten Wettbewerb weichen, sagte er, anstelle des gegenseitigen Unterbietens m?sse das feste Gef?ge einer Dachgesellschaft treten, die jede Grube mit einer bestimmten Quote am Gesamtverkauf zu beteiligen habe und endlich m?sse man begreifen, dass eine straffe Organisation in guten Jahren ebenso zum Angriff tauge wie zur Abwehr in schlechten»[Reger 1991, 273].

Регерсоединяет с помощью монтажа художественный текст и материалы прессы: первые четыре части романа заканчиваются репортажем газеты «Генеральанцайгер», после пятой части репортаж отсутствует, но в предисловииРегер утверждает, что внимательный читатель сможет написать его самостоятельно. Фрагменты из прессы не повторяют, а дополняют содержание глав, давая более общую информацию об историческом фоне событий, изображенных в главе.

Таким образом, экономическое развитие региона, его отражение в жизни отдельных героев, составляют основу романа Регера. Экономический дискурс входит в даваемые автором характеристики действующих лиц, пространственный, вещный уровни художественного мира романа.Регер активно использует терминологию, статистические данные, совмещает художественный текст и фрагменты сообщений из прессы. Тем самым Регер преследует цель сделать роман актуальным и правдивым и усилить его познавательную ценность для современного читателя.

Литература

  1. Becker S. Neue Sachlichkeit: in 2 B?nden. Band 1:  ?sthetik der neusachlichen Literatur.K?ln : B?hlau, 2000.
  2. Reger E. Union der festen Hand. Roman einer Entwicklung. Berlin: Argon, 1991.
  3. БортниковаТ.Г. Социокультурнаядетерминация литературного пространства Веймарской республики// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2. С 29-34.
  4. Дронова О.А. Концепция «литературы для использования» (Gebrauchsliteratur) в представлениях немецких писателей Веймарской республики// Вестник Тамбовского университета. 2014. № 4. С 97-104.

 


[1]Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Романы Веймарской республики в контексте культуры кризисной эпохи», проект № 14-04-00312.