Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

Прокудин Ю.П., Денисова Е.С., Киселева А.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru

В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников. Практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся. Это естественно, так как наше общество в целом является неоднородным. Школу посещают дети разных национальностей. И первой ступени общеобразовательной школы отводится ведущая роль.

Проблемам и перспективам поликультурного образования и воспитания посвящены работы отечественных педагогов (В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова и др.). Высказывается мысль о том, что одной из важных проблем поликультурного образования является определение меры и степени готовности представителей доминирующей культуры осваивать культуру, традиции той среды, в которой они проживают.

Цель поликультурного образования – через национальную культуру к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов России.

Одним из направлений поликультурного образования является межэтническое взаимопонимание – это состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм, требований и ожиданий участников. Взаимопонимания между представителями разных этносов зависит от индивидуальных и личностных особенностей, коммуникативной компетентности, социализации, образования, социального опыта. Особое значение принадлежит полиэтнической образовательной среде.

Полиэтническая образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам.

Младший школьный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, традиций и обычаев своего народа. В этом возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и традиции. Как считают ученые, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования мировоззрения ребенка, частью которого является этнотолерантность.

Цель деятельности учителя начальных классов при формировании толерантности у школьников – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Важно отметить, что определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной работе. Она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, неограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства.

Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Нами проведено исследование на базе Нижнеспасского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы, при участии учеников 4 класса и МБДОУ №5 общеобразовательного вида г. Рассказово, группа №3 общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.

Контингент 4 класса однороден. Нам важно было выяснить с помощью анкетирования их отношение к детям другой национальности. Анкетирование проводилось в условиях внеклассной работы. В нем приняло участие 20 учеников обозначенного класса. Результаты анкетирования показали, что большинство детей по сформированности этнической толерантности относятся к высокому уровню, что говорит о положительном эмоциональном отношении к представителям других культур.

В старшей группе МБДОУ №5 занимаются 18 человек. В группе все дети русской национальности. Воспитателями детского сада были проведены экспериментальные ситуации: «Выбери друга для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история».

Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры».

Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).

Стимульный  материал: изображения детей различных рас.

Предъявление задания: перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы дружить. Результаты экспериментальной ситуации показали, что абсолютное большинство детей хотели бы подружиться с детьми другой национальности.

Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет».

Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад.

Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?» Дети советовали дружить с мальчиком и не ссориться с ним. Воспитатели не услышали ни одного отрицательного ответа. О детях можно сказать, что они имеют представление о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знают способы налаживания дружеских взаимоотношений с ними, которые  сформированы на начальном уровне.

Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история».

Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афроамериканская девочка, справа - дети, которые обижали девочку (-) , а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он занял бы в данной ситуации.

Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей».

Большинству детей присуще умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодействия, освоенных с помощью взрослых. 

По нашему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.

   
Разделы