Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

Шангареева А.Р.
Россия, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
altyn.28@mail.ru

Решение новых задач, стоящих перед современным образованием невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации. Воспитание творческой, актуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса.

Данное обстоятельство обусловливает постановку новых целей и задач перед педагогами, т.е. коренным образом меняет роль и функции педагога.

На сегодняшний день, в современных условиях развития образования,  педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представле­ния, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о пе­реводе своей деятельности в режим саморазвития, или, другими словами, выстроить видение проблемы на перспективу. И это особенно акту­ально в эпоху перемен, постоянно трансформирующегося общества, интенсивного развития научно-технического прогресса и формирования информационного пространства.

Согласно современной психолого-педагогической литературе и практике педагог-профессионал кроме освоения основных положений гуманизации образования, воспитания всесторонне развитой личности отличается соответствующими деловыми и личностными качествами, которые в сумме предоставляют его портрет.

А.Т. Биккулова, академик РАЕН, профессор, рекомендует педагогам также сформировать у себя следующие черты портрета педагога:

  1. Профессиональные знания.
  2. Организаторские способности.
  3. Коммуникабельность.
  4. Исследовательский характер подхода к способностям своих учеников для определения их будущей профессиональной судьбы.
  5. Самообладание в любой ситуации.
  6. Способность доводить до конца начатое дело.
  7. Высокая ответственность – за будущую судьбу своих учеников.
  8. Требовательность к себе и другим.
  9. Умение сохранять свое достоинство.
  10.  Терпимость к недостаткам своих учеников.
  11. Чувство юмора.
  12. Доброта, доверчивость, искренность.
  13. Отзывчивость, простота, скромность.
  14. Человечность.
  15. Умение общаться с аудиторией.
  16. Умение содержательно и понятно излагать свои мысли.
  17. Умение снять напряженность с себя и других.
  18. Способность анализировать недостатки – свои и других.
  19. Способность к самокритике.
  20. Способность самоконтролю.
  21. Артистизм, умение скрыть свое настроение.
  22. Внешний вид.
  23. Способность адекватно реагировать к проблемной к проблемной ситуации.
  24. Умение видеть в лице своих учеников индивидуальность.
  25. Умение слушать своих учеников, вести диалог, беседу.
  26. Умение искренне поддерживать дружественное отношение с учащимися и их родителями.
  27. Справедливость.
  28. Рассудительность.
  29. Уважительное отношение ко  всем людям и ко всему окружающему.
  30. Интеллигентность.
  31. Порядочность во всех областях жизни.

Мы понимаем, что все перечисленные черты портрета педагога необходимы и играют немаловажную роль при организации образовательного процесса, т.к. педагог ответственен не только перед своими учениками за их будущую судьбу, но и перед родителями, которые доверили им своих детей. Тогда возникает вопрос: как же развить у себя данные черты? Ответ просто: благодаря постоянному повышению профессионального уровня, что является первостепенной задачей педагога.

Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» – так говорят о нем в народе. И поэтому, требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы.

Таким образом, приходим к выводу, что педагог, находящийся на стадии профессионализации, который умеет решать и простые, и сложные задачи, имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, умеющий отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли и овладевать современными педагогическими технологиями всегда и везде является наиболее ценным сотрудником для любого образовательного учреждения.

   
Разделы