ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Шангареева А.Р.
Россия, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
altyn.28@mail.ru
Решение новых задач, стоящих перед современным образованием невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации. Воспитание творческой, актуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса.
Данное обстоятельство обусловливает постановку новых целей и задач перед педагогами, т.е. коренным образом меняет роль и функции педагога.
На сегодняшний день, в современных условиях развития образования, педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.
Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвития, или, другими словами, выстроить видение проблемы на перспективу. И это особенно актуально в эпоху перемен, постоянно трансформирующегося общества, интенсивного развития научно-технического прогресса и формирования информационного пространства.
Согласно современной психолого-педагогической литературе и практике педагог-профессионал кроме освоения основных положений гуманизации образования, воспитания всесторонне развитой личности отличается соответствующими деловыми и личностными качествами, которые в сумме предоставляют его портрет.
А.Т. Биккулова, академик РАЕН, профессор, рекомендует педагогам также сформировать у себя следующие черты портрета педагога:
Мы понимаем, что все перечисленные черты портрета педагога необходимы и играют немаловажную роль при организации образовательного процесса, т.к. педагог ответственен не только перед своими учениками за их будущую судьбу, но и перед родителями, которые доверили им своих детей. Тогда возникает вопрос: как же развить у себя данные черты? Ответ просто: благодаря постоянному повышению профессионального уровня, что является первостепенной задачей педагога.
Педагог учится всю жизнь, «навечно вызванный к доске» – так говорят о нем в народе. И поэтому, требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы.
Таким образом, приходим к выводу, что педагог, находящийся на стадии профессионализации, который умеет решать и простые, и сложные задачи, имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, умеющий отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли и овладевать современными педагогическими технологиями всегда и везде является наиболее ценным сотрудником для любого образовательного учреждения.