Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прокудин Ю.П., Шестакова М.И.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru

На современном этапе развития системы образовании ведущим направлением является акцентирование внимания на формировании гармонично развитой личности младшего школьника. Народные традиции оказывают непосредственное влияние на осуществление данного процесса. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

В младшем школьном возрасте детей знакомят с традициями русского народа. Ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, очень важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории, что определяет будущее нашего народа.

Через народное творчество ребенок развивается, проявляет свои умения, фантазию, показывает себя в играх, участвует в различных конкурсах, проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного. Например, сказки, которые многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, о стране, их предках и т.д. Как показала практика, если знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то он  будет намного лучше развиваться как личность.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ", и что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Дети, равно как и взрослые, испытывают на себе все социально-психологические особенности нынешнего периода, изменения в социально-экономической, духовной, политической жизни страны.

В связи с этим, важной воспитательной задачей современной школы признано воспитание у детей чувства дружелюбия, добрососедства, готовности к толерантному социальному взаимодействию в условиях многонациональной среды, формирование культуры межнационального общения. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, т.е. член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. Поэтому даже краткие моменты общения - это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования.

В младшем школьном возрасте существенно изменяется, по сравнению с дошкольным, характер общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений. Уже для первоклассников особенно значимыми качествами являются – это: готовность помочь товарищу, дружелюбие, отзывчивость, доброта. Чтобы научиться жить в коллективе, ребенку необходимо общество детей. Это главная задача жизни ребенка. Регулярно общаясь с другими детьми, ребенок учится отстаивать свои права. В общении с взрослыми ребенок усваивает общественно важные критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками ребенок все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения этических проблем.

Именно поэтому общение между детьми одного и того же возраста является важным психологическим условие развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы, замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений. Потребность ребенка в признании сверстника связана с познавательным общением. Одна из характерных особенностей этой потребности - споры, в которых ребенок отстаивает свою позицию знающего и умеющего. В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Семь областей обучения толерантности включают:

  • Толерантность. Школьники, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, должны получить фактически все знания о случаях оскорбления человеческого достоинства, о массовых проявлениях нетерпимости, результатом которых стали насилие и страдание в таких масштабах, что это стало принятием для развития культуры мира.
  • Знакомство. Учащиеся начальной школы должны получать знания об истории и культуре национальностей, составляющих местное сообщество, возможно, представленных в школе их одноклассниками. Широкое гражданское образование требует знания всех культур, составляющих многонациональные государства.
  • Уважение различий. Программы средней школы должны давать возможность учащимся изучать различные мировые культуры, как те, внутри которых живет школьное сообщество, так и те, с которыми ученики не соприкасаются лично. На конкретном материале необходимо знакомить детей с универсальной природой человека, и с широким спектром расового, этнического и культурного многообразия, демонстрируя при этом потенциальную основу человеческой солидарности. Школьники должны изучать опыт обращения к проблемам человечества и опыт решения глобальных задач.
  • Понимание индивидуальной неповторимости. Индивидуальные особенности человека или группы людей должны уважаться и рассматриваться как проявления уникальности каждой личности и человеческого достоинства. Принципы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и в других международных правовых документах, должны изучаться в школах и стать основой для воспитания уважения, как к уникальным качествам конкретного человека, так и к человеку вообще.
  • Взаимодополняемость как основная черта различий. В мировом сообществе должна быть объявлена война всем формам проявления нетерпимости и морального исключения, в том числе и основанного непохожести людей друг на друга. В школьных программах следует подчеркнуть тот факт, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, помогая преодолевать слабость и разобщенность в человеческом сообществе. Экологический принцип разнообразия как источника силы, действующий на нашей планете, может быть применен и при изучении социальных, экономических и политических систем. Следует обращать внимание на то, что плюрализм является несомненной ценностью дружественного сообщества в глобальном масштабе.
  • Взаимосвязь как основа совместных действий. Необходимость строить отношения людей на основе взаимных договоренностей и уважения друг друга может быть продемонстрирована при изучении путей строительства сообщества, демократических процессов и разрешения конфликтов. Концепция “победа на двоих” при разрешении конфликтных ситуаций может быть применена при рассмотрении альтернативных решений, как в обществе, так и в глобальном масштабе. Обучая школьников, очень важно показать им, что при разрешении конфликта лучше всего идти по пути нахождения совместного взаимоприемлемого решения, выработки согласительной процедуры, учитывающей интересы всех участников конфликта. Такой путь имеет большие преимущества по сравнению с желанием победить противника, что неизбежно ведет к сепаратизму. Путь взаимного согласия плодотворен также и в разрешении вопросов глобальной политики.
  • Культура мира. В классах следует предоставлять возможность самим школьникам принимать демократические решения, проводить согласительные процедуры и решать конфликты мирным путем; вместе с одноклассниками учиться социальной ответственности и строить дружественное сообщество.

Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

   
Разделы