ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Прокудин Ю.П., Шестакова М.И.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
prokudin68@mail.ru
На современном этапе развития системы образовании ведущим направлением является акцентирование внимания на формировании гармонично развитой личности младшего школьника. Народные традиции оказывают непосредственное влияние на осуществление данного процесса. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
В младшем школьном возрасте детей знакомят с традициями русского народа. Ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, очень важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории, что определяет будущее нашего народа.
Через народное творчество ребенок развивается, проявляет свои умения, фантазию, показывает себя в играх, участвует в различных конкурсах, проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного. Например, сказки, которые многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, о стране, их предках и т.д. Как показала практика, если знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то он будет намного лучше развиваться как личность.
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ", и что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Дети, равно как и взрослые, испытывают на себе все социально-психологические особенности нынешнего периода, изменения в социально-экономической, духовной, политической жизни страны.
В связи с этим, важной воспитательной задачей современной школы признано воспитание у детей чувства дружелюбия, добрососедства, готовности к толерантному социальному взаимодействию в условиях многонациональной среды, формирование культуры межнационального общения. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, т.е. член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. Поэтому даже краткие моменты общения - это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования.
В младшем школьном возрасте существенно изменяется, по сравнению с дошкольным, характер общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений. Уже для первоклассников особенно значимыми качествами являются – это: готовность помочь товарищу, дружелюбие, отзывчивость, доброта. Чтобы научиться жить в коллективе, ребенку необходимо общество детей. Это главная задача жизни ребенка. Регулярно общаясь с другими детьми, ребенок учится отстаивать свои права. В общении с взрослыми ребенок усваивает общественно важные критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности. В сфере отношений со сверстниками ребенок все это осваивает на практике, приобретая опыт самостоятельного решения этических проблем.
Именно поэтому общение между детьми одного и того же возраста является важным психологическим условие развития нравственного сознания ребенка. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование его нравственной сферы, замедлить накопление багажа морально-этических понятий и представлений. Потребность ребенка в признании сверстника связана с познавательным общением. Одна из характерных особенностей этой потребности - споры, в которых ребенок отстаивает свою позицию знающего и умеющего. В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Семь областей обучения толерантности включают:
Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.