ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Столяров А.В., Котельников В.Г., Исайчев В.А.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
stolya-aleksei@mail.ru
На организацию, формирование и развитие рефлексивной культуры будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза большое влияние оказывает совокупность внешних и внутренних факторов.
Возникновение многих факторов связано со спецификой организации образовательного процесса в военном вузе и в целом спецификой самой дальнейшей деятельности выпускника военного вуза [1, 2].
С точки зрения педагогического процесса в вузе, факторы - это то что, реально существует в действительности и оказывает влияние на формирование личности (специалиста) [3] .
К внешним факторам, влияющим на формирование и развитие рефлексивной культуры будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, относятся:
- организация образовательного процесса;
- учебно-материальная техническая база;
- взаимоотношения в вузе;
- специфический распорядок дня (строгая регламентированная повседневная деятельность) и определенная изолированность будущих офицеров;
- многофункциональное (широкое) предназначение будущих офицеров.
Внутренними факторами, влияющими на формирование рефлексивной культуры будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, являются:
- возраст будущего офицера;
- его жизненный (личностный) опыт,
- морально-психологическое состояние личности.
Можно говорить, что внутренними факторами, влияющими на формирование рефлексивной культуры, являются: возраст, семейное положение, род деятельности до начала обучения в военном вузе, мотивы способствующие поступлению в военное учебное заведение и др.
Изучение и учет данных внутренних факторов имеет большое значение и является обязательным условием, способствующим формированию рефлексивной культуры будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза. Данные особенности необходимо учитывать преподавателям военного вуза, что, в свою очередь, позволит им подготовить в стенах военного вуза широко образованного, компетентного военного специалиста, отвечающего современным требованиям и способного выполнить поставленные перед ним задачи.
По нашему мнению, одной из ключевых особенностей личности, играющей большое значение на формирование рефлексивной культуры у будущих офицеров, является возраст будущего офицера и его жизненный (личностный) опыт.
Согласно нормативно-правовой базе, в военные образовательные заведения имеют право поступить граждане, имеющие документы государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или документ государственного образца о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении среднего (полного) общего образования, из числа [4]:
- граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
- граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих в вузы для обучения по программам с полной военно-специальной подготовкой, - до достижения ими возраста 25 лет, а поступающих в вузы для обучения по программам со средней военно-специальной подготовкой, - до достижения ими возраста 30 лет.
Таким образом, условно будущих офицеров можно разделить на несколько групп с присущими данным группам индивидуально-типологическими особенностями личности (характер, темперамент, способности и др.).
группа |
возраст |
Характеристика |
1 |
17 - 18 лет |
- выпускники школ. |
2 |
17- 22 года |
- студенты других вузов; - выпускники колледжей, лицеев, средних профессионально-технических училищ, получившие диплом о среднем профессиональном образовании и не проходивших военную службу. |
3 |
18 - 24 года |
- граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. |
4 |
19 - 30 лет |
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не имеющие офицерского звания. |
Проведенный анализ поступающих и желающих в дальнейшем связать свою судьбу с силовыми ведомствами, т.е. стать в будущем офицером выявил, что в настоящее время наибольшее количество желающих относится к 1 возрастной группе.
Данным группам и соответственно будущим офицерам, входящим в них, характерны присущие для них индивидуальные цели, взгляды и мотивы, побудившие поступить в военный вуз и связать свою дальнейшую судьбу с силовыми ведомствами.
Таким образом, на начальном этапе обучения в военном вузе будущий офицер, в зависимости от возраста и соответственно возрастной группы, имеет свои индивидуально-типологические особенности, но, при этом также, имеются общие индивидуально-типологические особенности. Это связано с тем, что для каждой группы присуще возрастное сходство интересов, мотивов, ценностей.
При этом, как показывает проведенное исследование (анкетирование), в процессе обучения в военном вузе происходит изменение индивидуально-типологических особенностей у будущих офицеров. Это связано с рядом причин:
1. Будущие офицеры, в силу специфики военного вуза находятся в изолированном коллективе (военный вуз, учебная группа). Поэтому будущие офицеры постоянно взаимодействуют с представителями не только своего возраста (возрастной группы), но и с представителями других групп.
2. Физиологическое развитие личности.
3. Психологическое развитие личности.
4. Переосмысление ценностей и накопление определенного жизненного и профессионального опыта.
Перечисленные выше факторы могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие на формирование рефлексивной культуры будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза или же остаться нейтральными. Это, в свою очередь, скажется на уровне подготовленности будущего офицера.
Литература
1. Столяров А.В. Активизация процесса обучения курсантов военного вуза на основе модульно-рейтинговой технологии: дис. … канд. пед. наук.. Воронеж, 2011.
2. Макарова Л.Н., Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров. Тамбов, 2005.
3. Огурцов А.П. Рефлексия // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 3. М., 2001.
4. Приказ Министра обороны РФ от 24 апреля 2010 г. № 100 «Об утверждении инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации»