Сведения об образовательной организации

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЯ

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ УЧИТЕЛЯ

Сухова Ю.В.
Россия, МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»
juliasuhowa@yandex.ru

В современном стремительно развивающемся обществе все больше возрастает потребность в профессионально компетентных педагогах. Это связано с разработкой новой культуросообразующей функции образования. Возрастают требования к качеству подготовки учителей и качеству их деятельности. А какие качества учителя могут указывать на то, что он является профессионально компетентным? Какие компоненты определяют профессиональную культуру педагога?

В настоящее время в отечественной педагогической науке нет однозначного подхода к определению этого понятия, не изучены все факторы, влияющие на формирование его профессионального мастерства. Предлагают рассматривать психолого-педагогическую культуру педагога как совокупность определенных компетенций, позволяющих учителю выполнять свои профессиональные функции, успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социальным и педагогическим условиям, постигать произведения культуры и вносить свой вклад в ее развитие. Педагог – человек высокой культуры, ее носитель. Благодаря педагогической деятельности не прерывается связь времен, культурные ценности становятся достоянием новых поколений [1].

Проблема формирования профессионально-речевой культуры будущего учителя тесно связана с проблемой педагогического общения. Не случайно в последнее время педагоги уделяют большое внимание культуре педагогического общения. Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Успех педагогической деятельности в значительной степени обеспечивается оптимально построенным педагогическим общением. Работы таких ученых, как B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик убеждают нас в том, что качество подготовки будущего учителя в значительной степени определяется умением общения с учащимися.

Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным. Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности. А применительно к педагогической профессии ответственность за такой стиль общения возрастает вдвойне, так как подобные «коммуникативные особенности» уродуют формирующиеся детские души, невротизируют учащихся и в конечном итоге резко снижают эффективность учебно – воспитательного процесса. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка. В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком.

Обязательным компонентом эффективного профессионального общения педагога является его речевая культура [2]. По мнению Л.И.Скворцова, культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [3, с.15]. В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка: орфоэпическими (произношение), акцентологическими (ударение) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

На наш взгляд, речевая культура учителя - это совокупность свойств личности, оказывающих успешное воздействие на учащихся и позволяющих наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на доступность речи не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика собеседников и т.д.

Учитель обращает внимание не только на свою речь, но проводит большую работу по развитию речи учеников, способствует формированию той или другой стороны культуры речи в связи с формированием различных сторон личности ребенка. Этот результат достигается при условии подчинения работы по развитию речи задачам усвоения знаний и навыков по данному учебному предмету. 

Литература

1. Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М.; Белгород, 2002.

2. Манаенкова М.П. Речевая компетенция - зеркало духовной культуры человека // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9 (55). С. 273-275.

3. Скворцов Л.И. Культура русской речи. М., 2006.

Разделы