Сведения об образовательной организации

ПРОПЕДЕВТИКА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА

ПРОПЕДЕВТИКА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНЕРА

Бакалдина Г.В.
Россия, Государственный университет-учебно-научно-производственный комплекс
bakagalina@yandex.ru 

Современная теория и практика профессионального обучения дизайнерской деятельности во многом опирается на принципы и положения, сформированные учебно-образовательным опытом архитектурных и дизайнерских школ. В методике профессиональной подготовке архитектора и дизайнера всеобщее признание получила пропедевтика.

Становление теории универсальности пропедевтики происходило в течение всего ХХ века. По мнению Н.Н. Митрофановой [1], её изучение послужило поводом для переосмысления принципиальных взаимосвязей пропедевтики и основ художественного проектирования, влияния композиционных категорий на формирование объекта проектирования с позиции современных требований к решению проектных задач. Анализ и систематизация продуктивных моделей взаимовлияния цикла данных дисциплин позволяют говорить о пропедевтике как базовой основе в системе подготовки специалистов в области дизайна.

Обычно пропедевтика — это вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предшествующий более глубокому изучению какой-либо дисциплины, существует в каждой сложившейся системе профессионального образования.

В области художественно-проектного творчества вопросам пропедевтики посвящен ряд научных работ (Б.Г. Бархин, В. Гропиус, Н.Р. Докучаев, И. Иттен, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, Л.В. Марц, Д.Л. Мелодинский, Г.Б. Минервин, Е.А. Розенблюм, А.В Степанов, С.О. Хан-Магомедов, О.В. Чернышев, и др.), в которых подчеркивается ее особая значимость в процессе обучения на начальном этапе профессиональной подготовки.Особенно следует отметить фундаментальное исследование Д.Л. Мелодинского «Архитектурная пропедевтика: История, теория, практика» [2], в котором автор представил комплексную картину развития и современное состояние архитектурной пропедевтики как профессиональной основы архитектурного творчества, соответствующей реалиям XX – начала XXI века.

Исследование показало, что несмотря на определённую общность взглядов на пропедевтику, авторы по-разному интерпретируют это понятие. Целям нашего исследования наиболее соответствуют точки зрения М.В. Потаповой и Ю.В. Фалькович [3], которые утверждают, что пропедевтический курс как средство реализации пропедевтики способен выполнять функцию педагогического условия формирования профессиональной компетенции студентов средствами конкретного учебного предмета, способствуя формированию готовности обучающихся к реализации будущей профессиональной деятельности.

В теории и методике современного архитектурного обучения пропедевтика рассматривается как начальный этап профессионального образования, как комплекс пропедевтических педагогических технологий, охватывающих спектр специальных теоретических и практических дисциплин, дающих теоретические знания и практические навыки владения методом, проектным языком, композиционным формообразованием [2, с.42]. Д.Л. Мелодинский считает, что пропедевтика является ключевым понятием, характеризующим ведущую образовательную модель современной школы архитектурно-художественного формообразования. Он констатирует, что пропедевтическая модель, выделяющая формализованные средства архитектурной деятельности в виде объемно-пространственной композиции (ОПК) и использующая их в качестве творческого инструментария в решении проектных задач с первого этапа профессионального образования, более удачно и продуктивно решает проблему формирования профессиональногомышления студента.

Причем следует отметить, что в методике архитектурного образования пропедевтика имеет точный смысл. Речь всегда идет о приемах и средствах объемно-пространственной композиции, закладываемых в качестве профессиональной базы архитектурного мастерства и методики архитектурного проектирования на начальном этапе обучения. Например, А.В. Степанов пишет: «Следует подчеркнуть, что понятие «объемно-пространственная композиция» по своему содержанию уже понятия «архитектурная композиция». Архитектурная композиция включает в себя художественно-выразительный ответ на целый комплекс факторов — социальных, функциональных, экономических, конструктивных и др. Цели объемно-пространственной композиции значительно скромнее — опираясь на особенности зрительного восприятия человека и его психофизиологические данные изучить и освоить, каким образом только на основе количественных изменений пространственных форм и их сочетаний (величина, вес, масса, положение в пространстве, пропорции и т.д.) можно получить эмоционально-выразительную и содержательно-заданную объемно-пространственную композицию» [4, с. 7|.

М.М. Лоншакова [5] полагает, что цель пропедевтики в системе художественного проектирования заключается в развитии эмоционально-чувственного восприятия формы на базе освоения композиционных приемов и средств, которое в дальнейшем используется в процессе формирования визуального облика объектов проектирования при раскрытии их смысловых содержаний.

Н.Н. Митрофанова [1] отмечает особую роль пропедевтики именно на начальном этапе обучения дизайнерской деятельности. По мнению автора, она (пропедевтика), являясь своеобразным профильным предметом — «введение в науку», способствует освоению знаний и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной структуры, композиционных законов и средств, приёмов и средств формообразования. Она оперирует эффективными всеохватывающими категориями художественно-проектного творчества и является его базовым средством, через моделирование форм. По своей сути — это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности.

Аналогичное мнению Н.Н. Митрофановой, высказывает С.Д. Кудряшова, которая видит причину повышенного внимания к пропедевтике, как важной составляющей профессионального образования, также в композиции. «Дизайнер создает свои произведения без опоры на какую бы то ни было зрительную модель, то есть абстрактно, пишет она. — В отличие же от технического творчества творения дизайнера — это не отвлеченно логические абстракция, а художественно организованное гармоничное целое — композиция. Дизайнеру, создающему форму не с натуры, а по воображению, как бы «из ничего», нужна определенная грамота построения согласованного целого. Такой специфической профессиональной грамотой дизайнера является теория композиции» [6].

Таким образом, цели и задачи пропедевтики видятся нам в том, чтобы активизировать творческий потенциал учащихся, развивая у них образно-эмоциональное восприятие, композиционную культуру и чутьё, и служить творческим инструментарием для решения проектных задач. Как замечает Е.А. Розенблюм, «композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования» [7]. Содержание композиционной подготовки определяет комплекс знаний и умений, необходимых дизайнеру как фундамент для овладения проектной деятельностью.

В ходе изучения содержания курса должны развиваться композиционные способности студента, свойства личности, составляющие структурную основу профессиональной деятельности. К ним относятся пространственные представления и пространственное мышление (отвлеченный анализ и синтез пространственных признаков и отношений), чувственный анализ формы в ходе активной практической деятельности, пространственное воображение, произвольное оперирование пространственными образами в ходе выполнения творческих заданий, а также колористические способности и т.п. [7, с. 98]. В задачи курса входит развитие абстрактного образного мышления, освоение технических средств практической деятельности. Особенно важно развить у студентов творческую способность к синтезу, способность целостного видения мира, реализующегося в конкретно-чувственной форме. Без этого невозможно проектирование.

Существенной задачей начального обучения является развитие профессиональной зоркости дизайнера, умения видеть в объекте характерные черты, умение давать оценку увиденному. Накопление визуального опыта необходимо для развития правильной самооценки и для развития умения ставить себе композиционную задачу как ориентир деятельности, «видеть» основу решения замысла прежде, чем начинается работа. Это особенно важно для целенаправленных действий.

Курс пропедевтики играет важную роль в интенсификации процесса обучения. Но, как справедливо замечают Б.И. Клубиков и Т.М. Журавская, он должен постоянно корректироваться, отражая потребность развивающейся практической деятельности. Затем авторы отмечают тот факт, что курс пропедевтики становится особенно эффективным, если он является неотъемлемой частью обучения на первых годах обучения, школой формирования и совершенствования профессионального языка и мастерства дизайнера. В таком случае курс пропедевтики является «цементирующим средством профессиональной подготовки дизайнеров, системой ориентации на будущее» [8].

Я.В. Новикова, исследуя многоуровневую подготовку дизайнеров, приходит к выводу, что пропедевтика в рамках многоуровневого дизайнерского образования предоставляет возможность овладеть теми универсальными методами и приемами художественного и конструктивного формообразования, которые в дальнейшем позволят легко адаптироваться к решению проектных задач различной сложности в различных ситуациях. Пропедевтический подход, по ее мнению, выделяющий начальный этап обучения, направленный на формирование профессионального решения, позволяет снять противоречия между узостью и «специализированностью» современного обучения дизайнерской деятельности и требованиями многоуровневой подготовки, выделяющей этап бакалавриата. Однако специфика обучения требует введения специальных пропедевтических методик профессиональной подготовки [9, с. 41].

Таким образом, педагогической задачей пропедевтики в дизайн-образовании становится формирование пространственного мышления и навыков восприятия пластики форм; формирование чувства гармонии и эстетичности; формирование творческого видения проблемы и нестандартности решений; развитие образного воображения и пространственных представлений; развитие визуального мышления и логики; выработка творческого индивидуального метода.

Ценностная ориентация современной пропедевтической подготовки дизайнеров – формирование качеств, являющихся основой профессионализма, таких, как способность к восприятию многообразия форм, которое дает импульс к творческому поиску, гибкость и проектность мышления, умение оперировать зрительными образами; способность к освоению новых видов технологий и способов профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что в рамках подготовки бакалавров-дизайнеров пропедевтический подход позволит обеспечить формирование основ профессионального проектного мышления, а вместе с тем и безболезненный переход к обучению профессиональной деятельности в рамках дальнейшей специализации. Таким образом, подготовка бакалавров-дизайнеров в университете на основе пропедевтического подхода будет эффективной.

Литература

  1. Митрофанова Н. Н. Пропедевтика – основа в системе дизайн-образования: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://upload.schoolrm.ru/iblock/313/31358758138d3733daf8b691db9b999c/propedevtika_mitrofanova_yanvar_2013.docx.  (Дата обращения: 10.05.2015).
  2. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. М., 2000.
  3. Фалькович Ю. В. Пропедевтический курс как педагогическое условие развития профессиональной компетенции студентов-регионоведов в курсе языковой подготовки // Молодой ученый. 2011. № 5. С. 168-171.
  4. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. М., 2004.
  5. Лоншакова М.М. Актуальные проблемы и современные тенденции развития пропедевтики в системе художественного проектирования // Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы. Новосибирск, 2012.
  6. Кудряшова С.Д. Объемно-пространственная композиция в дизайне. Основы гармонизации предметной формы.  М., 1991.
  7. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. М., 1974.
  8. Журавская Т.М. Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна: дис. ... канд. искусствоведения.  СПб, 1994.
  9. Новикова Я.В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров // Вестник Новгородского государственного университета.  2008. №48. С.41-43.
Разделы