Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВА-НИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Долгушина А.А.
Россия, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова

Интерес — обязательное условие для общения с музыкальным искусством. Интерес к музыке являлся ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, так как без сформированной музыкально-эстетической потребности и интереса невозможно достичь успехов в музыкальном воспитании и обучении детей.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы « …деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели» [1, c.55]. Музыкальные интересы различных возрастных групп детей рассматривали в своих трудах Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Л.Л. Куприянова, А.Н. Малюков, А.И. Паламарчук, Т.П. Плеснина и другие. В их работах показана зависимость успешности обучения от музыкального интереса. Со временем меняются интересы, становится все труднее удержать их в творческом русле. Поэтому внимание педагога не ослабевает к поиску путей удержания музыкальных интересов.

Интересы современных дошкольников деформируются синхронно с социальными изменениями. Размытая и неустойчивая направленность интересов дошкольника в значительной мере отражает интересы их социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те, которые связаны с постоянной деятельностью самих детей и их окружения. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются временные интересы, увлечения, постоянно сменяясь другими в случае отсутствия поддержки набором стимулов их удержания. Среди них и музыкальные интересы. Совместными усилиями родителей и педагогов они могут стать системообразующими в личностном развитии ребенка.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники интересуются и даже любят музыку, но какую и в каком количестве? Следует заметить, что дошкольники с удовольствием в своей игре воспроизводят сложное музыкальное или просто звуковое сопровождение мультфильмов и рекламы ТВ.  Их привлекает громкость ритмичность музыки. Дошкольники охотно воспроизводят ее ритмический эквивалент движением и пластикой. Чрезмерно увлеченные дошкольники, слушая ее через наушники на улице и дома, получают все предпосылки к нервному расстройству и дальнейшей подверженности соблазнам социума. При этом отдельные дошкольники на неизбирательном материале тренируют голосовые связки и уверенно имитируют известных исполнителей. Под влиянием определенной музыки формируется сверхэмоциональность и гиперактивность, а часто – агрессивность с выходом в разнообразные системы отношений. При этом позитивно, что дошкольники слушают музыку, танцуют и поют, но их музыкальные интересы и предпочтения необходимо направить в русло здоровьесбережения, образования и культуры.

Современные дошкольники интересуются электронным музицированием. «Детская электронная музыка следует двум важнейшим принципам детской музыки: яркая образность и возрастная доступность. В детский репертуар по синтезатору и компьютеру вошли классические произведения, произведения народной и современной музыки. Изначально предназначенная для самых разнообразных инструментов и составов вся эта музыка успешно аранжируется и исполняется детьми …» - пишет И.М.Красильников [2, с.14]. Более того, М.Г.Соколов, определяя музыкальный язык современной музыки сложным, считает ее правомерной заменой классики на начальном этапе обучения [3].

Начальная ступень обучения музыке представляет существенную трудность для педагога в части удержания и переориентации музыкального интереса. Естественное стремление дошкольника к самореализации, самовыражению и достижениям может быть удачно использовано в целях формирования музыкальной мотивации, тесно связанной с интересом. Музыкальная мотивация дошкольников подлежит совершенствованию и переориентации в сторону желаемого успеха, внимания и одобрения со стороны взрослых.

Формирование положительной мотивации в дошкольном возрасте придает дальнейшему обучению значимый смысл, формирует ответственное отношение, самостоятельность, стремление к достижению успеха своим трудом[4]. Положительная мотивация в отношении хотя бы одной деятельности, музыкальной – например, будет способствовать формированию музыкального интереса и порождению личностных новообразований, способствовать успеху в других видах деятельности.

Под воздействием педагога-музыканта изменяется мотивационная сфера дошкольника.Основным личностным механизмом, который формируется в это время, является соподчинение мотивов. Дошкольник способен принять решение в ситуации выбора, тогда как раньше для него это было трудно. Самым сильным мотивом является поощрение и получение награды, а самым слабым - обещание.

Целевая установка на удержание музыкального интереса дошкольника Может быть реализована в интенсивной музыкальной деятельности. В общении и деятельности формируется положительная мотивация, интересы, а затем потребности дошкольника. Их поэтапный рост заметен. Например:

-дошкольники испытывают потребность в новых впечатлениях; в учении как новой деятельности; формируется исполнительность, основной мотив - желание заслужить похвалу взрослых;

-у дошкольников постепенно формируется ответственное отношение, самостоятельность, добросовестность, пополняя познавательную мотивацию; появляется мотив стать лучшим среди равных;

- у старших дошкольников возникает стойкий интерес к определенному предмету, желание знать, уметь и иметь реальные достижения.

Музыкальная мотивация в преддверье музыкального интереса дошкольников, как правило, не возникает стихийно, а является результатом грамотного педагогического воздействия. Важно обеспечить формирование мотивации именно в дошкольном возрасте, в целях последующего распространения ее на весь спектр деятельности в будущем.

Сегодня ребенок в этом возрасте стремится к первенству, обгоняя тех, кто слабее и даже умышленно ослабляя их возможности. Этому учит современный кинематограф, СМИ и КТ. Однако данные качества могут при нравственно-этическом переосмыслении работать на достижения в овладении музыкальным искусством. Успех возможен путем сложения возможностей дошкольников и усилий педагогов-музыкантов. Педагогу надлежит обеспечить благоприятную среду и дать педагогически оправданные образцы поведения.

Учебная музыкальная деятельность дошкольников должна быть организована в условиях максимального сочетания с игровой. В частности, в сюжетно-ролевой игре, в процессе общения с педагогом, поведение дошкольника отличается постепенным введением новых учебных действий, последовательным увеличением их количества, с постепенно нарастающей творческой инициативой. На начальном этапе обучения музыке интерес вызывает методика синтезирования различных видов искусства. В предлагаемых заданиях, типа – нарисовать музыку или спеть картину, рождается интерес и мотив достижения.

Сегодняшний дошкольник должен сам заинтересоваться и почувствовать свои возможности, тогда он будет заниматься предложенной деятельностью, музыкальной в том числе.  Главное – вовремя предложить и увлечь. Главное для педагога и родителей – вовремя переориентировать интерес, направить в творчество, предложить и увлечь, не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия. Педагогу надлежит обеспечить благоприятную среду и дать педагогически оправданные образцы поведения. 

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

2. Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. М., 2010,

3. Соколов М.Г. Маленький пианист. М., 2006.

4. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна,1999.  

Разделы