Сведения об образовательной организации

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА 

Безрученко А.А.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
bezart91@mail.ru

Переход высшей школы на уровневую систему обучения, ведет к необходимости формирования выпускников нового типа. От того, как будут подготовлены выпускники вузов к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с хореографическим коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество учебного процесса в школах искусств, хореографических школах, ансамблях и студиях. Поэтому подготовка специалиста в системе высшего профессионального образования должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование и развитие специфических профессионально-методических компетенций будущего руководителя самодеятельного хореографического коллектива.

Несмотря на требования ФГОС ВПО, в которых отмечается, что студенты вузов искусств и культуры должны уметь анализировать современные тенденции хореографического творчества, владеть техниками различных танцев, становления и развития любительского хореографического творчества, сложившаяся система высшего профессионального хореографического образования остается догматизированной, не отражает современных тенденций хореографического искусства, не формирует в полной мере методическую компетентность у будущих педагогов-хореографов как базовую профессиональную компетентность, важную для обеспечения модернизации высшего художественного образования [1, 2].

Для современной образовательной хореографической практики характерно требование к повышению уровня профессиональной компетентности руководителей коллективов, необходимого для успешного осуществления их будущей практической деятельности, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики искусств, так как уровень и направленность обучения и воспитания участников хореографического коллектива зависят в первую очередь от уровня владения общекультурными и профессиональными компетенциями педагога-руководителя [3]. Поэтому изучение специфики и особенностей профессиональной подготовки руководителя хореографического коллектива, обладающего яркой творческой индивидуальностью, является актуальной и своевременной проблемой. Профессиональная компетентность будущего руководителя хореографического коллектива, его индивидуальность развиваются на основе активного взаимодействия с социокультурной средой и ориентации на профессию, в основе которого должна быть заложена, в первую очередь, интернализация позитивного отношения к себе как личности руководителя.

Методическая компетентность студента-хореографапредставляется наиболее важной составляющей профессиональной компетентности для осуществления успешной педагогической деятельности хореографа, так как в ней преломляются первичные значения компетентности: обладание авторитетом, эрудицией и опытом, который представляет собой систему приобретенных знаний с учетом их широты, глубины, объема, стиля мышления, нормы педагогической этики, социальных функций педагога [4].

Нельзя не согласиться, что методическая компетентность предполагает, с одной стороны, умение педагога-хореографа обучать учеников искусству танца, а с другой — потребность и умение самообразовательной деятельности. Таким образом, методическая компетентность студента-хореографа как педагога представляет собой синтез знаний (психолого-педагогических, общеобразовательных, специально-предметных), умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных), навыков творческой педагогической деятельности, необходимых преподавателю для проектирования собственной технологии обучения учеников, конструирования логики учебно-воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач в сфере хореографического образования, генерирования идей, нестандартного мышления.

Данная компетентность включает осознание педагогических ценностей, ценностное отношение к конструированию педагогического процесса, к исследованию в педагогической деятельности; ценностей как средства реализации педагогического мышления; педагогического общения и поведения, педагогических технологий; принятия и осмысления инновационных компонентов профессиональной деятельности. В нее включают также знание технологий решения учебно-педагогических задач; педагогической технологии, ее сущности, структурных компонентов; требований к конструированию и проектированию педагогических технологий; норм педагогического общения и поведения.

Мы выделяем следующие уровни сформированности базовых методических компетенций, входящих в структуру методической компетентности студента-хореографа.

1. Способность осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса по хореографии.

Пороговый уровень:

- понимает цели и задачи образовательного процесса,

-способен осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса,

- распознаёт основные методы педагогической деятельности,

- перечисляет способы и средства получения, хранения, переработки и передачи другим информации.

- поясняет суть педагогического воздействия на учащегося.

- ориентируется в современных направлениях программно- методического обеспечения учебно-образовательного процесса,

- использует на практике основные методы педагогической деятельности,

- описывает содержание и структуру программ и методических рекомендаций в области педагогической деятельности.

Продвинутый уровень:

- анализирует полученное соотношение и пересматривает выбор конкретных методов педагогической деятельности, способов и средств получения, хранения и переработки информации,

- объясняет другим необходимость применения наиболее оптимальных методов педагогической деятельности,

- иллюстрирует конкретными практическими примерами необходимость применения наиболее оптимальных методов педагогической деятельности,

- обосновывает направления образовательной и учебно-методической деятельности в сферы хореографического образования,

- грамотно оценивает актуальность направлений педагогической деятельности в сфере хореографического образования.

Высокий уровень:

- определяет цели и задачи образовательного и учебно-методического процесса;

- составляет тематический план дисциплины;

- систематизирует теоретическое и практическое наполнение дисциплины и учебно-методического пособия;

- использует современные информационные технологии педагогической и учебно-методической деятельности;

- владеет литературно-стилистическими способами изложения программного и учебно-методического материала.

2.Способность участвовать в научно-методическом обеспечении деятельности хореографических коллективов, этнокультурных учреждений и организаций.

Пороговый уровень:

- дает определение научно-методической деятельности применительно к хореографическим коллективам;

- называет основные формы научно-методического обеспечения деятельности хореографических коллективов;

- применяет на практике основные формы планирования научно-методической деятельности;

- составляет план научно-методической деятельности хореографических коллективов, этнокультурных учреждений и организаций.

- соотносит применение конкретных методов научно-методической работы с результатами творческой деятельности.

Продвинутый уровень:

- анализирует научно-методическую деятельность хореографических коллективов, этнокультурных учреждений и организаций;

- иллюстрирует конкретными примерами необходимость применения научно-методической работы в деятельности хореографических коллективов,  этнокультурных учреждений и организаций;

Высокий уровень:

- управляет процессом реализации научно-методической деятельности хореографических коллективов, этнокультурных учреждений и организаций;

3. Способность участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении хореографических фестивалей, смотров, конкурсов, праздников, мастер-классов.

Пороговый уровень:

- называет различные формы культурно-массовой деятельности в области хореографической культуры;

- распознает специфику каждой формы культурно-массовой деятельности в области хореографической культуры (фестиваль, смотр, конкурс, праздник, мастер-класс, конференция);

- формулирует цели и задачи каждого мероприятия;

- разрабатывает план проведения мероприятия;

- разрабатывает план и программу проведения мероприятия;

- анализирует присланные на мероприятия заявки конференций, посвященных хореографическому образованию;

- осуществляет организационную и координационную деятельность.

Продвинутый уровень:

- осуществляет анализ работ, материалов, выступлений;

- оценивает деятельность участников мероприятия;

- классифицирует и систематизирует методические и результативные материалы мероприятий.

Высокий уровень:

-управляет организационным процессом;

- пересматривает критерии оценки материалов мероприятия;

- анализирует работу участников и организаторов мероприятия;

- оценивает деятельность участников мероприятия;

- анализирует результаты проведенного мероприятия;

- обобщает опыт проведенного мероприятия;

- организовывает тиражирование опыта проведенных мероприятий.

4. Владеть основными формами и методами этнокультурного образования, педагогического руководства любительским хореографическим коллективом.

Пороговый уровень:

- дает определение основных терминов и понятий этнокультурного образования;

- называет основные формы этнокультурного образования и педагогического руководства любительским хореографическим коллективом;

- применяет на практике основные формы и методы педагогического руководства самодеятельными творческими хореографическими коллективами.

Продвинутый уровень:

- объясняет содержание и основные направления развития в области этнокультурного и хореографического образования;

- анализирует теоретические и исторические основы этнокультурного и хореографического образования;

- применяет на практике вариативные формы и методы педагогического руководства самодеятельными творческими хореографическими коллективами.

Высокий уровень:

- оценивает роль и место народного педагогического наследия в художественной культуре современности;

- интерпретирует этопедагогические проблемы применительно к задачам руководства творческими хореографическими коллективами;

- владеет инновационными формами и методами педагогического руководства самодеятельными творческими хореографическими коллективами.

5. Владеть способами формирования системы контроля качества хореографического образования в соответствии требованиями образовательного процесса.

Пороговый уровень:

- знает формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов;

- способен дозировать специфическую физическую нагрузку обучающихся во время репетиционных занятий;

- владеет навыками диагностирования одаренности исполнителей.

Продвинутый уровень:

- знает формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, способы выявления оцениваемых показателей и обработки результатов;

- способен дозировать специфическую физическую нагрузку обучающихся во время репетиционных занятий, подбирать методы диагностики и оценки качества учебной деятельности обучающихся;

- владеет навыками диагностирования одаренности исполнителей, организации и проведения педагогического контроля знаний учащихся.

Высокий уровень:

- знает формы и методы контроля качества образования, возрастные особенности проявления творческой индивидуальности, различные виды контрольно-измерительных материалов, способы выявления оцениваемых показателей и обработки результатов;

- способен дозировать специфическую физическую нагрузку обучающихся во время репетиционных занятий, понимать возрастные особенности проявления творческой индивидуальности, подбирать методы диагностики и оценки качества учебной деятельности обучающихся;

- владеет навыками консультационной работы, приемами диагностирования одаренности исполнителей, организации и проведения педагогического контроля знаний учащихся.

Литература

1. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Личностно-профессиональное становление студента-хореографа в вузе: методология и теория. Тамбов, 2009.

2. Юрьева М.Н. Социально-педагогические противоречия личностно-профессионального становления студента-хореографа в вузе // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2010. № 23. С. 104-114.

3. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-1 (104). С. 108-113.

4. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Компетентностная модель выпускника-хореографа // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 50-53.

Разделы